Комплексный анализ текста в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок комплексного анализа текста в 6 классе посвящен умению учащихся определять стиль и тип речи, обобщать полученные данные и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста в 6 классе.

Урок-исследование.

Цели урока:

       Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с комплексным анализом текста, с использованием текстов-рассуждений в разных стилях речи.

       Развивающие: развивать интеллектуальные умения учащихся – умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

       Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

План урока:

  1. Сообщение темы урока. Слайд 1. Вопрос: как вы думаете, что такое комплексный анализ текста?
  2. Работа со словом. Стр. 108, работа в 4-х группах. Ответ 1 группы – Слайд 2.
  3. Работа с текстом научного стиля. Стр. 109. Восстановление структуры текста-рассуждения:

А) просмотровое чтение текста, подготовка к выразительному чтению.

Б) Выразительное чтение.

В) определение стиля и типа текста, аргументация.

Г) композиционные части, записывают, обсуждают. Слайды 3,4,5.

  1. Работа со словом и предложением. Индивидуальная и фронтальная. Виды разбора: морфологический, синтаксический и пунктуационный.
  2. Работа с текстом публицистического стиля. Стр.157, у.33:

А) чтение, определение стиля, аргументация.

Б) (А, Б, В, Г, опр. типа речи, Д).

Как вы думаете, в каких еще стилях может употребляться рассуждение? Какой вывод можно сделать об этом типе речи?  

В) На примере этого текста мы поработаем с орфограммами, определите виды орфограмм.  

  1. Физминутка: «Минутка тишины»  (приложение).
  2. Стр.159,у.34:

А) (А, Б, В, Г).

Б) определение средств связи между предложениями, способа, связи.

Дома вы закончите работу, создав самостоятельно свои тексты-рассуждения на основе заданий. Слайд 6.

  1. Домашнее задание по группам успеваемости, комментирование.
  2. Рефлексия. Что знали ? Что нового узнали? Какую работу выполнили впервые?

Подведение итогов. На основе 2 текстов мы провели лексический, стилистический и типологический анализы, вспомнили разные виды разборов: морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, определили тему, идею, средства связи и способы связи предложений в тексте, т.е. сделали комплексный анализ текста.

Приложение:

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, 

А себя лишь одного!

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном недолгим засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется… (два раза).

Дышится легко… ровно… глубоко.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста На основе текстов-рассуждений научного и публицистического стилей.

Слайд 2

С лово многозначное: 1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. 2 – Высказывание , обсуждение. Что такое рассуждение?

Слайд 3

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. Что такое тезис?

Слайд 4

Доказательства – основные доводы, объяснения, факты, обоснования, используемые для подтверждения тезиса. Что такое доказательства?

Слайд 5

Вывод – это то, что следует из сказанного выше; то, что доказано, объяснено или опровергнуто. Что такое вывод?

Слайд 6

Домашнее задание: 1. Привести примеры рассуждения в текстах художественного и разговорного стилей. 2. Стр. 161 (задание Д) 3 . Стр.159 (задание Е)



Предварительный просмотр:

Публицистический стиль речи.

Задачи

Сообщение информации общественно-политического значения. Воздействие на человека для агитации, пропаганды, призыв к действию. Формирование общественного мнения.

Сфера употребления

Передовые статьи газет, журналов, очерк, репортаж, выступление на собрании, приветствие, буклеты, транспаранты, телевидение.

Особенности стиля

Доходчивость, убедительность, логичность, оценочность, призывность.

Языковые особенности

лексические

Общественно-политическая лексика и нейтральная; высокая торжественная лексика: доблесть, святыня,отчизна; обращения, антонимы, слова с переносным значением: огненные годы – военные годы.

фразеологические

Фразеологические обороты: одержать победу, люди доброй воли.

словообразовательные

морфологические

Использование простой превосходной степени имен прилагательных; имен существительных, образованных от глаголов.

синтаксические

Несложные синтаксические конструкции, различные предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске,  вводные слова и предложения, риторические вопросы, антитеза, обращение.

Художественный стиль речи.

Задачи

Воздействие на читателя, слушателя. Передача мыслей и чувств автора. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию.

Сфера употребления

Произведения художественной литературы.

Особенности стиля

Точность, выразительность, образность, эмоциональность, конкретность, использование возможностей разных стилей.

Языковые особенности

лексические

Слова с конкретным значением, метафоры, сравнения, эпитеты, диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова, использование всего богатства лексики.

фразеологические

Фразеологические обороты

словообразовательные

Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

морфологические

Слова различных частей речи, модальные частицы.

синтаксические

Сложные синтаксические конструкции, простые предложения с прямой речью, диалог, образные средства, сравнительные обороты, звукопись.

Научный стиль речи.

Задачи

Сообщение точных научных сведений.

Сфера употребления

Специальная литература: научный журнал, научный доклад, научная статья, рецензия, монография

Особенности стиля

Точность изложения

Языковые особенности

лексические

Научные термины, лексика терминологическая и профессиональная, употребление слов в их прямом значении.

фразеологические

словообразовательные

морфологические

Имена существительные, с окончанием на – ение,   – ние, точное название количества предметов, модальные частицы, использование простой превосходной и составной сравнительной степеней имен прилагательных.

синтаксические

Простые предложения с однородными членами, односоставные безличные предложения, сложные предложения с союзами: не только, но и; как – так и; ибо; вследствие того что; благодаря тому что; обособленные обстоятельства с предлогами: несмотря на, вопреки, благодаря, ввиду, при условии.

Официально-деловой стиль речи

Задачи

Точная передача деловой информации.

Сфера употребления

Официальные документы: указ, закон, устав и т.п. Деловые бумаги: заявление, справка, приказ, протокол, расписка, объявление. Документы оформляются по особым стандартам.

Особенности стиля

Точность изложения.

Языковые особенности

лексические

Специальная терминология: юридическая, дипломатическая.

фразеологические

Сочетание стандартных оборотов речи: в соответствии с постановлением, за указанный период, принимая во внимание и т.п.

словообразовательные

морфологические

Имена существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами –ени–, –ани–, –стив–, –ость–, глаголы в начальной форме, форме 3 лица, числительные (цифры используются чаще, чем слова), употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки, по окончании.

синтаксические

Простые распространенные предложения, часто односоставные. Сказуемое выражено именем существительным или именем прилагательным. Словосочетания: принимать решение, приведение в порядок.

Разговорный стиль речи.

Задачи

Непосредственное общение, обмен мыслями, чувствами.

Сфера употребления

Неофициальная обстановка.

Особенности стиля

Простота речи, образность, эмоциональность, выразительность.

Языковые особенности

лексические

Общеупотребительные, нейтральные, особые (разговорные) слова - просторечия: покуда, воротился, резаться.

фразеологические

Фразеологические обороты.

словообразовательные

Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, удвоение слов: большой-пребольшой, белый-белый

морфологические

Междометия, обращения, глаголы с приставкой за– (со значением начала действия). Глаголы встречаются чаще. Чаще (чем в художественном стиле) употребляются личные местоимения и частицы(в том числе разговорные: ну, вот, ведь), притяжательные прилагательные: Петина сестра.

синтаксические

Односоставные, неполные, побудительные, восклицательные, вопросительные предложения; сложные предложения с союзами дабы, коли, раз, только бы; инверсия, диалог.

Задачи

Сфера употребления

Особенности стиля

Языковые особенности

лексические

фразеологические

словообразовательные

морфологические

синтаксические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Комплексный анализ текста. 9 класс.

Материал для подготовки к ГИА....

Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.

На уроке отрабатываются навыки работы с  текстами разных стилей.  Повторяются  стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения  и навыки...

Комплексный анализ текста 5 класс

Данное задание может быть использовано на уроке русского языка в 5 классе...

Элективный курс "Комплексный анализ текста" 9 класс.

Элективный курс для подготовки к ЕМЭ по русскому языку....

Комплексный анализ текста 9 класс

Материал может использоваться при подготовке к ГИА по русскому языку....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...