Действительные и страдательные причастия 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deystvitelny_i_stradatelnye.doc121.5 КБ
Файл deystvitelnye_i_stradatelnye.pptx357 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема урока

Действительные и страдательные причастия

Цель урока

Знакомство с действительными и страдательными причастиями, отработка умения смыслового различения действительных и страдательных причастий.

Работа по развитию речи

Предупреждение ошибок в употреблении причастий, упражнения в конструировании предложений с причастным оборотом.

Оборудование урока

Сетевой (компьютерный) класс, мультимедийный проектор.

Инструментальные средства

Уроки русского языка «Кирилла и Мефодия» - 7 класс: урок «Причастие. Действительные и страдательные причастия».

Презентация PowerPoint.

Учебник

Этапы урока

Содержание урока

Примечание, время

1 этап

Организационный

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
  2. Целеполагание.

1-3 мин.

Запись числа и темы урока в тетради.

2 этап

Повторение изученного материала

  1. «Синтаксическая пятиминутка».

По тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку.

Задание: а). разобрать предложение, дать характеристику предложения (без его предварительной записи); б). заменить придаточное предложение причастным оборотом, записать полученные предложения и графически объяснить знаки препинания.

По тропинке, извивающейся между скал, мы

поднимаемся на площадку.

По извивающейся между скал тропинке мы

поднимаемся на площадку.

  • Почему в первом предложении причастный оборот обособляется, а во втором – нет?

2. Фронтальный опрос.

  • Что называется причастием?

Причастие –

самостоятельная часть речи,

обозначающая проявляющийся во времени

признак предмета по действию,

отвечающая на вопросы  

Какой? Какая? Какое? Какие?

  • Назовите суффиксы причастий.

-ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -нн-, -т-,

-ем-, -им-, -енн-, -онн-, -ирова-

  • Что называется причастным оборотом? Как определить границы причастного оборота?

Причастие с зависимыми словами –

причастный оборот.

                     Какой?

                           Где?

зеленеющий   вдали          лес

  • Назовите морфологические признаки причастия.

Морфологические признаки причастия:

сочетание в одном слове свойств

имени прилагательного и глагола.

Признаки прилагательного у причастия:

  • категория рода

(мужской, женский, средний)

  • категория падежа

(Именительный, Родительный, Дательный,

Винительный, Творительный, Предложный)

  • категория числа

(единственное, множественное)

Глагольные признаки причастия:

  • категория

возвратности/невозвратности

  • категория времени

(прошедшее, настоящее)

  • категория вида

(совершенный/несовершенный)

  • категория залога

(действительные, страдательные)

5-7 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

3 этап

Объяснение нового

материала

  1. Анализ предложений.

Ветер  срывает  листья.

Ветер, срывающий листья.

Листья, срываемые ветром.

Дети прочитали  книгу.

Дети, прочитавшие книгу.

Книга, прочитанная детьми.

  1. Учащиеся делают вывод о том, что действительное причастие обозначает признак того предмета, который сам производит действие; страдательное – признак предмета, который испытывает действие. В словосочетание со страдательным причастием можно подставить слово, обозначающее, кем производится действие. Скошенная (кем?) работниками трава; нарисованная (кем?) художником картина.
  2. Работа с материалом учебника (стр. 38).

  1. Составление диаграммы (схемы).

10-15 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

Слайд презентации PowerPoint.

Запись предложений в тетради.

Слайд презентации PowerPoint.

Запись схемы в тетради.

  1. Работа со словосочетаниями. Задание: в данные словосочетания вставьте слова, обозначающие того, кто производит действие. Какие это будут причастия?

Засеянное (…) поле,
освещаемое (…) помещение,
задержанный (…) нарушитель,

выращенный (…) урожай,
управляемая (…) модель,
изготовленная (…) деталь,

разлитое (…) молоко,
разбитое (…) стекло.


Слайд презентации PowerPoint.

4 этап

Индивидуальная работа

Учащиеся индивидуально работают с мультимедиа-комплексом «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия – 7 класс»: Грамматика. Морфология. Причастие: Образование действительных и страдательных причастий (6 пунктов 1 части, 4 слайда до «Заданий для самоконтроля к 1 части»).

В данном уроке используется материал для наблюдений, представленный в виде сообщений домовенка Кузи. Этот электронный информационный объект называется мультимедиалекция  на основе анимации. В данный урок включены образцы рассуждения как отличить действительные и страдательные причастия.

Использование данного информационного объекта позволяет не только активизировать внимание учеников, но и создать положительный эмоциональный фон обучения.

Можно предложить ученикам послушать и повторить рассуждения анимированного героя или, наоборот, сначала порассуждать самим, а потом сравнить с рассуждением Кузи.

Также учащиеся работают с тренажерами. В данных тренажерах ребятам предлагаются задания, формирующие умения находить и отличать действительные и страдательные причастия.

10 мин.

Упр.71

Физкультминутка.

5 этап

Закрепление изученного материала

Выборочный диктант. Учащиеся выписывают в два столбика словосочетания: а) с действительными причастиями, б). со страдательными причастиями.

Скошенная рожь, нарисованная картина, колеблемый ветром, ожидающий пассажир, посаженные детьми, бегущие ручьи, темнеющий вдали, распиленные плотником, спящий ребёнок, покрашенный краской, летящий самолётом, отнятая игрушка, брошенный баскетболистом, сорванное яблоко, упавший орех.

5 мин.

Слайд презентации PowerPoint.

6 этап

Заключительный

  1. Подведение итогов урока:
  • Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия самого предмета?
  • Какое причастие обозначает признак, который создается действиями, направленными на предмет извне?

или

  • Какой признак обозначают действительные (страдательные) причастия?
  • Как определить действительное или страдательное причастие?
  1. Домашнее задание: §10, упражнение 72, задание 3 синтаксический разбор предложения:

Я вышел в уже темнеющий сад, пошёл по дорожке, густо усыпанной шуршащими листьями, потом остановился перед орешником, застывшим в холодной неподвижности сумерек.

3 мин.

Слайд презентации PowerPoint.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двенадцатое октября Классная работа

Слайд 2

Определите вид предложения преобразуйте его в предложение с причастным оборотом По тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку. Задание: выполните синтаксический разбор получившегося предложения

Слайд 3

Анализ предложений Ветер срывает листья. Ветер, срывающий листья Листья, срываемые ветром

Слайд 4

Анализ предложений Дети прочитали книгу. Дети, прочитавшие книгу Книга, прочитанная детьми

Слайд 5

Причастия действительные страдательные Обозначают признак, создаваемый действием самого предмета Обозначают признак, создаваемый у одного предмета действием другого предмета

Слайд 6

В данные словосочетания вставьте слова, обозначающие того, кто производит действие Засеянное (…) поле Освещаемое (…) помещение Задержанный (…) нарушитель Выращенный (…) урожай Управляемая (…) модель Изготовленная (…) деталь Разлитое (…) молоко Разбитой (…) стекло

Слайд 7

Распределительный диктант Скошенная рожь, нарисованная картина, колеблемый ветром, ожидающий пассажир, посаженные дети, бегущие ручьи, темнеющий вдали, распиленные плотником, спящий ребёнок, покрашенные краской, летящий самолётом, отнятая игрушка, брошенный баскетболистом, сорванное яблоко, упавший орех


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

Презентация "Действительные и страдательные причастия" в 6 классе

Презентация поможет наглядно продемонстрировать теоретический материал к уроку по теме "Действительные и страдательные причастия". Общая тема "Новый год" поможет детям легче усвоить изучаемый материал...

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

Действительные и страдательные причастия. 7 класс. Методическая разработка урока.

Цели:·       Знакомство с действительными и страдательными причастиями·       Отработка умения смыслового различия действительных и страдате...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....