Главные вкладки

    УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».
    материал по русскому языку (7 класс) по теме

    УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ : " МЕСТОИМЕНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ""

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                             

                        УРОК  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

                                               «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

                                               

                                                                   

    учитель русского языка Власова Т.Н.

    ЦЕЛЬ.

               

                1.Закрепление понятия о местоимении.

                2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..

    ЗАДАЧИ.

    Коррекционно –образовательные.

    - Формировать представление о местоимении как части речи..

    - Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

    - Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений

    - Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.

    - Учить соотносить местоимения с именами существительными

         2. Коррекционно-развивающие.

    - Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

    - Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.

    - Развивать память, наблюдательность, внимание.

    - Обогащать словарный запас учащихся.

    - Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

    3.Коррекционно-воспитательные.

    - Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.

    - Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

    ОБОРУДОВАНИЕ.

    - оборудование для демонстрации презентации;

    - карточки с текстом;

    - аудиозапись;

                                                    Ход урока.

           1.Организационный момент.

         - Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный.  Постарайтесь быть внимательными и активными.

         2. Проверка домашнего задания.

         - Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.

         3. Формулирование темы и целей урока.

         -Какую часть речи мы изучаем?

         -Что обозначает местоимение?

         -Дайте полное определение этой части речи.

         -Для чего люди используют местоимения в речи?

         -Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?

       -А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?

       - Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

     

           4. Работа по теме урока.

         

    1-й остров

    -Прочитайте название острова. («МЕС»)

    -Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.

    Утром так заведено –
    Разомкнёшь ресницы,
    И к тебе идёт оно
    Розовой жар – птицей,
    А стемнеет – он придёт:
    Тоненький, смущённый.
    Он на цыпочках войдёт
    Долькою лимонной.
    Срок прошёл – плывёт она
    В пелене тумана,
    Круглолица и грустна,
    Будто Несмеяна…

    – Кто такие оно, он, она?
    – Какой частью речи являются эти слова?
    – Что такое местоимение?
    – Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.


    – Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
    – Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
    – Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?

    2-й остров “ТО”.

    – Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.

                             

    Задание острова:

    – Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

    Я, ты, он, она –
    Вместе целая страна.
    Вместе дружная семья,
    В слове МЫ сто тысяч Я.

    – Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
    – О чём это стихотворение?
    – Ваша задача: найти местоимения, определить лицо.Сколько местоимений вы нашли?

    Итак, подведем итог.              

       

                           Работа по учебнику в тетрадях.

    Упражнение №181, стр. 164( разбор задания, выполнение в тетрадях).

     Индивидуальники работают по карточкам.

                    Физминутка для рук «Солнышко»

    .

    – Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
    – Какой остров у нас по курсу?

    3-й остров “И”.  

    – Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.
    – В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
    – Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
    – Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.

       Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.

    Проверка

    – У кого сколько жетонов? (5 штук)

    – О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?

                    Физкультминутка для глаз.  

         4-й остров “МЕ”.

       Задание игрового характера «Читая Пушкина»

       Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)

    В результате на доске появляется запись:

    он

    она

    ты

    мы

    Кораблик

    Царь

    Лебедь

    Царица

    Волна

    Царевич

    Корабельщики

    -  Из какой сказки эти строчки?

    – Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.

    5-й остров “НИЕ”.

    Загадки.

    – Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова

    – Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

    – Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)

    -Проверим правильность ответов.

    –Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.

    Тест «Проверяю себя»  

    -Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно

    4. Домашнее задание.

    Упражнение № 183, стр. 165 (разбор)

    5. Выставление оценок.

       - Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

       - Молодцы… Они получают «4».

       - Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».    

     

    Итог.

    – Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
    – Понравилось ли вам?
    – Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять?
    – Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?

    - Спасибо за урок!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    1 остров « МЕС» Утром так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар – птицей, А стемнеет – он придёт: Тоненький, смущённый. Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…

    Слайд 2

    СОЛНЦЕ – ОНО МЕСЯЦ – ОН ЛУНА - ОНА

    Слайд 3

    2 остров «ТО» Назовите местоимения: -1 лица… -2 лица… -3 лица…

    Слайд 4

    Я МЫ

    Слайд 5

    ТЫ ВЫ

    Слайд 6

    ОН ОНА ОНИ ОНО

    Слайд 7

    Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове МЫ сто тысяч Я .

    Слайд 8

    Личные местоимения 1 лицо - Я, МЫ 2 лицо - ТЫ, ВЫ 3 лицо - ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

    Слайд 9

    3 остров «И» Игра «Услышь меня»

    Слайд 11

    4 остров «МЕ» Читая А. С. Пушкина

    Слайд 12

    5 остров «НИЕ» Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

    Слайд 13

    ОТГАДКИ ЯКОРЬ ТЫКВА ЯЩИК

    Слайд 14

    Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его Тест «Проверяю себя»

    Слайд 15

    1. Какую часть речи может заменять местоимение в тексте? а) имя существительное б) предлог в) глагол

    Слайд 16

    1. Какую часть речи может заменять местоимение в тексте? а) имя существительное б) предлог в) глагол

    Слайд 17

    2. Укажи строчку, в которой перечислены только местоимения. а) урок, жить, школьный б) он, ты, мы в) для, когда, над

    Слайд 18

    2. Укажи строчку, в которой перечислены только местоимения . а) урок, жить, школьный б) он, ты, мы в) для, когда, над

    Слайд 19

    3. Местоимения в речи нужны… а) для красоты б) для получения хороших оценок в) чтобы не было повторов

    Слайд 20

    3. Местоимения в речи нужны… а) для красоты б) для получения хороших оценок в) чтобы не было повторов

    Слайд 21

    Спасибо за урок! Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

    Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте....

    Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"

    Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"...

    урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

    урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

    урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи "...

    Использование деятельностного метода обучения на уроке русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи".

    Данная работа представляет собой разработку и теоретическое обоснование урока русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи"....

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

    Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

    Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...