УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».
материал по русскому языку (7 класс) по теме

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ : " МЕСТОИМЕНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ""

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         

                    УРОК  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

                                           «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

                                           

                                                               

учитель русского языка Власова Т.Н.

ЦЕЛЬ.

           

            1.Закрепление понятия о местоимении.

            2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..

ЗАДАЧИ.

Коррекционно –образовательные.

- Формировать представление о местоимении как части речи..

- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

- Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений

- Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.

- Учить соотносить местоимения с именами существительными

     2. Коррекционно-развивающие.

- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).

- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.

- Развивать память, наблюдательность, внимание.

- Обогащать словарный запас учащихся.

- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

3.Коррекционно-воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.

- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.

ОБОРУДОВАНИЕ.

- оборудование для демонстрации презентации;

- карточки с текстом;

- аудиозапись;

                                                Ход урока.

       1.Организационный момент.

     - Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный.  Постарайтесь быть внимательными и активными.

     2. Проверка домашнего задания.

     - Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.

     3. Формулирование темы и целей урока.

     -Какую часть речи мы изучаем?

     -Что обозначает местоимение?

     -Дайте полное определение этой части речи.

     -Для чего люди используют местоимения в речи?

     -Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?

   -А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?

   - Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

 

       4. Работа по теме урока.

     

1-й остров

-Прочитайте название острова. («МЕС»)

-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.

Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт оно
Розовой жар – птицей,
А стемнеет – он придёт:
Тоненький, смущённый.
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

– Кто такие оно, он, она?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что такое местоимение?
– Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.


– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение?
– Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше.
– Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?

2-й остров “ТО”.

– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.

                         

Задание острова:

– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.

Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я.

– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару.
– О чём это стихотворение?
– Ваша задача: найти местоимения, определить лицо.Сколько местоимений вы нашли?

Итак, подведем итог.              

   

                       Работа по учебнику в тетрадях.

Упражнение №181, стр. 164( разбор задания, выполнение в тетрадях).

 Индивидуальники работают по карточкам.

                Физминутка для рук «Солнышко»

.

– Молодцы! Мы покидаем и этот остров.
– Какой остров у нас по курсу?

3-й остров “И”.  

– Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров.
– В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать.
– Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ”
– Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.

   Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.

Проверка

– У кого сколько жетонов? (5 штук)

– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?

                Физкультминутка для глаз.  

     4-й остров “МЕ”.

   Задание игрового характера «Читая Пушкина»

   Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)

В результате на доске появляется запись:

он

она

ты

мы

Кораблик

Царь

Лебедь

Царица

Волна

Царевич

Корабельщики

-  Из какой сказки эти строчки?

– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.

5-й остров “НИЕ”.

Загадки.

– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова

– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)

– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)

-Проверим правильность ответов.

–Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.

Тест «Проверяю себя»  

-Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно

4. Домашнее задание.

Упражнение № 183, стр. 165 (разбор)

5. Выставление оценок.

   - Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

   - Молодцы… Они получают «4».

   - Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».    

 

Итог.

– Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
– Понравилось ли вам?
– Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять?
– Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 остров « МЕС» Утром так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар – птицей, А стемнеет – он придёт: Тоненький, смущённый. Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…

Слайд 2

СОЛНЦЕ – ОНО МЕСЯЦ – ОН ЛУНА - ОНА

Слайд 3

2 остров «ТО» Назовите местоимения: -1 лица… -2 лица… -3 лица…

Слайд 4

Я МЫ

Слайд 5

ТЫ ВЫ

Слайд 6

ОН ОНА ОНИ ОНО

Слайд 7

Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове МЫ сто тысяч Я .

Слайд 8

Личные местоимения 1 лицо - Я, МЫ 2 лицо - ТЫ, ВЫ 3 лицо - ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

Слайд 9

3 остров «И» Игра «Услышь меня»

Слайд 11

4 остров «МЕ» Читая А. С. Пушкина

Слайд 12

5 остров «НИЕ» Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.

Слайд 13

ОТГАДКИ ЯКОРЬ ТЫКВА ЯЩИК

Слайд 14

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его Тест «Проверяю себя»

Слайд 15

1. Какую часть речи может заменять местоимение в тексте? а) имя существительное б) предлог в) глагол

Слайд 16

1. Какую часть речи может заменять местоимение в тексте? а) имя существительное б) предлог в) глагол

Слайд 17

2. Укажи строчку, в которой перечислены только местоимения. а) урок, жить, школьный б) он, ты, мы в) для, когда, над

Слайд 18

2. Укажи строчку, в которой перечислены только местоимения . а) урок, жить, школьный б) он, ты, мы в) для, когда, над

Слайд 19

3. Местоимения в речи нужны… а) для красоты б) для получения хороших оценок в) чтобы не было повторов

Слайд 20

3. Местоимения в речи нужны… а) для красоты б) для получения хороших оценок в) чтобы не было повторов

Слайд 21

Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме"Местоимение как часть речи"...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи "...

Использование деятельностного метода обучения на уроке русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи".

Данная работа представляет собой разработку и теоретическое обоснование урока русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи"....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...