Урок русского языка «Падеж имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку на тему

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

ФОРМА УРОКА:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Падеж имен существительных»

ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний

ФОРМА УРОКА:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы

ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на изученный материал

3.Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

      Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных

      Метапредметные:

       формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе

      Личностные

              воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)

Ход урока:

 1.Мотивация

Звучит песенка «УЛЫБКА».

 Надеюсь, что эта  песенка вызвала у вас улыбку.   Доброму делу – доброе начало. 

2. Повторение теории.

- Давайте прочитаем слова.

Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.

  • Какой частью речи являются  данные слова?
  • Какая  часть  речи  называется  именем  существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).

3.Актуализация знаний

1)В  Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в  Венгрии целых 22.

В  Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

4.Постановка цели.

-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».

-Что мы должны положить в наш рюкзак?

1.Падежи и вопросы к ним.

2.Умение находить имена существительные и определять падеж.

        Сколько падежей в русском языке?

  • Давайте повторим падежи и вопросы к ним.

5.Первичное закрепление.

Задание 1.

1.Определить,  в каком  падеже стоит слово «дело».

  1. Велик телом, да мал делом. (Т.п)
  2. Дело шуток не любит. (И.п.)
  3. От слова до дела целая верста. (Р.п)
  4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  9. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  10. Дела как сажа бела. (И.п.)
  11. Делу время, потехе час. (Д.п.)
  12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)
  13. За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
  14. Хороша вера у дела. (Р.п.)

По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.

-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).

Задание 2.

- посчитайте, сколько существительных в данном тексте.

-Перечислите их.

Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)

                      1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

                      2. Осень рощи подожгла.

                      3. Под дубом спрятался домик.

                      4.Грустно стоять одному у дороги.

                      5.Кто-то в телеге по ельнику едет.

                      6. Тот герой, кто за родину горой.

Из предложенного текста  выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).

Падежи

Вопросы

Предлоги

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Вывод: Не все падежи имеют   ПРЕДЛОГ.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

                                                   И при этом все важны.

Работа с учебником.

1.упр. 524..( на доску через презентацию).

2. синквейн на тему «Падежи».

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Полминутки для шутки.

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи, 
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить 
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин

  • За что Лежебокин не любит падежи?
  • А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)

-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?

Домашнее задание: параграф 98,упр.523

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

Рефлексия.

А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ? 
Утверждения Поставьте знак + или ? 
Я знаю падежи 
Я умею определять падеж имени существительного 
Я умею ставить существительное в нужный падеж 
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже 
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного

Лист самооценки

Лист самооценки__________________________________________

Задания

Оценка за работу

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Дополнительное задание синквейн «Падежи»

Активность на уроке


Слайд 2
В Эстонии-14, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22. В Дагестане - 50. А вот у китайцев - нет! А в русском - 6. - О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 3
Одиннадцатое февраля Классная работа

Слайд 4
Падеж имен существительных

Слайд 5

Слайд 6
1.Падежи и вопросы к ним. 2.Находить имена существительные и определять падеж.

Слайд 7
И.п . кто? что? Р.п. кого? ч его? Д.п. кому? чему? В.п. кого? ч его? Т.п. кем? ч ем? П.п. о ком? о чем?

Слайд 8
Определить, в котором падеже стоит слово «дело». Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. И умен, и крепок, и в деле гож. Всех дел не переделаешь. Жизнь дана на добрые дела. Умен на словах, да глуп на делах. Т.п. И.п. Р.п. П.п Р.п . В.п. П.п.

Слайд 9
Языком не спеши, а делами не смеши. По твоим делам о тебе судят. Дела как сажа бела. Делу время, потехе час. Дело знай, а правду помни. За делом и день пролетел незаметно. Хороша вера у дела. Т.п. Д.п. И.п. Д. п. В.п. Т.п. Р.п.

Слайд 10
  1 . Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд.   2. Осень рощи подожгла.   3.Под дубом спрятался домик.   4.Грустно стоять одному у дороги.   5.Кто-то в телеге по ельнику едет.     6.Тот герой, кто за родину горой. Найти существительные и определить падеж. И.п. И.п. И.п. Т.п В.п . В.п. Т.п. Р.п. П.п. Д.п. В.п. Т.п.

Слайд 11
Падежи Вопросы Предлоги И.п. Кто? Что? Предлогов не имеет. Р.п. Кого? Чего? у Д.п. Кому? Чему? по В.п. Кого? Что? за Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чем? в

Слайд 12
Не все падежи имеют предлоги.

Слайд 13
Физминутка «Падежи». Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны.

Слайд 14
Работа с учебником. упр . 524.

Слайд 15

Слайд 16
Домашнее задание: параграф 98,упр.523

Слайд 17
Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных"

Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных" с ЭОР для 6 класса...

презентация к уроку русского языка "Образование имен прилагательных с помощью суффиксов"

знакомство с образованием имен прилагательных с помощью суффиксов, показ иллюстраций, картин для воспитания бережного отношения к природе...

Проект по русскому языку " РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Данный проект является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в  6 классе. Тема проекта актуальна, потому что категория рода, несмотря на кажущуюся простоту, является одной из самых...

Презентация к уроку русского языка "Употребление имени прилагательного в речи".

Презентация к обобщающему уроку по русскому языку в 8 классе школы для глухих детей по теме "Употребление имени прилагательного в речи"....

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"

Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"...