КИМ по русскому языку для профессий Сварщик, Автомеханик
тест по русскому языку (11 класс) на тему

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

Экзамен по учебной дисциплине «Русский язык»

для групп по профессиям 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 23.01.03 «Автомеханик»

Вариант 1

1. Укажите неверное утверждение:

а) фонема – мельчайшая звуковая единица языка;

б) открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный;

в) количество звуков в слове равно количеству букв в нем;

г) ударение в русском языке разноместное, позволяет различать слова;

д) ударная позиция гласных является сильной.

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) купаешься

б) явление

в) июньский

г) живёт

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) чудо

б) мощный  

в) съёмка  

г)  яблоко

4. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

а) машина

б) сначала

в) объезд

г) отряд

         

5. Укажите слова с непроизносимыми согласными в корне:

а) аген…ство;

б) блес…нуть;

в) запас…ливый;

г) чу…ство;

д) рес…ницы;

е) прекрас…ный.

6. Укажите, в каких словах надо писать Ь:

а) раз…охаться;

б) суб…ект;

в) сверх…урочный;

г) двух…ярусный;

д) в…юн;

е) комп…ютер.

         

7. Найдите предложения, в которых встречаются фразеолгизмы

а) Чуть стелется туман над золотистой нивой.

б) И веют древними поверьями её упругие шелка.

в) С часу на час Сергей ожидал телеграммы.

г) Он всю литературу как свои пять пальцев знает.

д) Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу.

е) Но и такая цена была мне не по карману.

8. Отметьте синонимичные  пары фразеологизмов:

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

з) одним миром мазаны.

9. Укажите, где нужно писать букву О в корне:

а) нав…ждение;

б) п…ртитура;

в) н…тация;

г) п…норама;

д) изж…га;

е) ж…лоб;

 

 10. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е:

а) с…кономить;

б) мод…ль;

в) …кспресс;

г) поли…тилен;

д) кашн…;

е) ду…т;

       

11. Установите соответствие между словами и способом их образования:

А) перегрузка;                            1.приставочный;

Б) долгожданный;                      2.суффиксальный;

В) восхождение;                         3.приставочно-суффиксальный;

Г) коневодческий;                      4.бессуффиксный;

                                                      5.сложение.      

 

12.По какой модели образовано слово подснежник:        

а)  ∩ ¬          б)  ¬ ∩           в)  ∩ ^         г)  ¬ ∩          д)  ¬ ∩ ^ 

13. Укажите неверные утверждения:

а) морфема  – это значимая  часть слова;

б) приставки служит для образования формы слова;

в) окончание является словообразующей морфемой;

14. Отметьте слова, в которых основа непроизводная:

а) служба;

б) ловлю;

в) спать;

г) помощь;

д) спит;

е) подъем.

15. Укажите неверные утверждения:

а) имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные;

б) все имена существительные относятся к одному роду;

в) склонение-это изменение слова по лицам и числам;

г) не все существительные изменяются по числам и падежам;

д) существительные могут быть любым членом предложения.

16. Укажите конкретные существительные:

а) человечество;

б) кирпич;

в) телефон;

17. Выберите словосочетания с притяжательными прилагательными:

а) медвежья берлога;

б) голосистый петух;

в) деревянная миска.                        

г) глиняная посуда;

д) холщовая рубаха;

е) волчья шуба

18. Какие частицы пишутся через дефис?

А) –бы, -ли, -же, -нибудь,

Б) –бы, -ли, -ка, -то,

В) -нибудь,  либо-, -то,

Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,

Д) –же, -либо, -бы, -ка

19. Укажите вид связи в словосочетании:

1) согласование;      2) управление;    3) примыкание:

а) веселая песня;

б) написать стихотворение;

в) видеться редко;

г) пойти в кино;

д) интересный рассказ;

е) встретить друга;

ё) замечание учителя;

ж) говорить медленно;

з) попросить послушать;

и) встать утром;

к) достойная награда.

         

20.Укажите простые предложения

а) По сырым местам растет сушеница.

б) Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то.

в) Сумерки и тучи все сгущались, пока ехали от станции по большому селу.

г) На траве,  поседевшей от росы, остаются следы.

д) День клонился к вечеру, стояла середина бабьего лета.

е) Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто.

ё) Каждый человек гордиться тем, что он делает для людей.

ж) Для Отчизны любимой своей силы, сынок, никогда не жалей.

з) Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги.

и) Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина.

21. Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

а) Льет в окошко зимний месяц золотистый  СВЕТ.
б) Сменила  МУДРОСТЬ  молодости пыл.

в) Я начал  РАЗЫСКИВАТЬ  потерянную ручку.

г) Каждый  ЗВУК случайный я ловлю пытливо.

д) Желание  НАКАЗАТЬ  обидчика было очень сильно.

е) Мы шли  В ТЕЧЕНИЕ  всего дня.

ж) Врач запретил мне  ЧИТАТЬ  лежа.

з) Я не видел реки  ВЕЛИКОЛЕПНЕЕ  Енисея.

22. Укажите предложения с однородными членами.

а) Поэты будут грустно, нежно, страстно писать про юность много-много лет.

б) В косом дожде на косогоре сквозит полей осенних грусть.

в) Надвинулась туча, скоро пошел дождь, но недолго.

г) Я стал посещать музей и галереи и читать книги.

23. Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

а) Всю от моря тебя и до моря вижу я, узнаю тебя  Русь.

б) Красуйся град  Петров  и стой неколебимо, как Россия!

в) Нивы родимые нивы с детства вы в сердце моем.

г) Как февраль ни злись, как ты март ни хмурься, а весной пахнет.

д) Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружись.

е) Ты царевич мой спаситель, мой могучий избавитель.

ё) Здравствуй город и здравствуй село здравствуй поле и солнечный луч.

ж) Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые.

24. Укажите тип предложения:

1) ПП;  

2) ССП;  

3) СПП;  

4) БСП.

а) На земле, на небе и всюду кругом было спокойно, и ничто не предвещало непогоды.

б) Белка песенки поет да орешки все грызет.

в) В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки.

г) Хорошо проснуться в долгую зимнюю ночь в теплой, родной комнате, поговорить, разогнать жуткие ощущения веселым огоньком.

д) Под вечер, возвращаясь из лесу, на поле, где была убрана рожь, я повстречал знакомого охотника.

е) У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу.

ё) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые.

25. Укажите, где на месте цифр в скобках запятую ставить не нужно

а) Где-то не близко плакал чибис(1) и изредка раздавался писк бекасов (2) прилетавших поглядеть (3) не уехали ли непрошенные гости.

б) Между далью и правым горизонтом мигнула молния (1) и (2) так ярко (3) что осветила часть степи и место(4) где ясное небо граничило с чернотой.

в) Подъезжая ко двору (1) Чичиков заметил на крыльце самого хозяина (2) который стоял в зеленом шалоновом сюртуке (3) приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами (4) чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж.

д) Помедли (1) осень(2) покажи мне желтых листьев виражи (3) дай убедиться не спеша (4) как тишина твоя свежа (5) и как бездонна неба синь над жарким пламенем осин.

26. Укажите  бессоюзные сложные предложения

а) Все волновало нежный ум: цветущий луг, луны блистанье, в часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье.

б) Я посмотрел на часы: подъем длился полтора часа.

в) Все может случиться: и богатый к бедному постучится.

г) В окна проникал свет: то ли сияние озера, то ли сияние неба.

д) Так и надо помнить: настоящее зло хромое и ходит всегда на костылях добродетели.

27. Определите, где поставлено тире:

1) в ПП с однородными членами;

2) между подлежащим и сказуемым;

3) в неполном предложении;

4) в БСП.

а) Смех, крики, ропот, шум и ржанье – все дышит буйством и войной.

б) Не красна книга письмом – красна умом.

в) В словах стариков – мудрость, а в поговорках – поучения.

г) Личная выгода – тень от травы, общая польза – гора высокая.

д) Хочешь человека узнать – дай ему власть.

28. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю:

а) интервью;

б) устные выступления;

в) юмористические рассказы;

г) репортажи;

д) очерки;

е) повести.

29.  Определите, к какому пласту речи относятся выделенное слово:

а) общеупотребительные слова;

б) разговорно-просторечные слова;

в) диалектные слова;

г) профессиональные слова

Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. (А.Островский «Гроза»).

30. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с прямой речью

а) Рада и говорит (?) «Хорошо ты,  Лойко, играешь!»

б) « Ну, теперь, кажется, мы можем ехать»(?) заметил мой новый приятель.

в) « Надо будет ему возразить так (?)- решил Берлиоз (?)- да, человек смертен, никто против этого и не спорит».

г) « Вот друга я люблю(?) – вскричал Демьян. –Зато уж чванных не терплю».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»

Экзамен по учебной дисциплине «Русский язык»

для групп по профессиям 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», 23.01.03 «Автомеханик»

Вариант 2

1.В каком слове все согласные мягкие?

а) видение

б) шепелявить

в) жить

г) извержение

2. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) мощь

б) вьюн

в) ёлка

г) вошли

3. Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч]

 Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

4. Укажите слова, в которых не надо писать Ь:

а) веч…ный;

б) кос…ба;

в) бан…щик;

г) ран…ше;

д) реч…ка.

5. Найдите слова, в которых букв меньше, чем звуков:

а) праздник;

б) июль;

в) сонный;

г) бульон;

д) поем;

е) ельник;

 6. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных:

а) молотьба;

б) разжечь;

в) отбелить;

г) голубка;

д) намажь;

е) макушка.

7.  Выберите вариант (варианты), где  нужно  поставить Ь:

а) настеж…

б) крепеж…

в) жгуч…

г) зажеч…

д) дач…

е) упряж…

  1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы – свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы – синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.        

9. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию «очень быстро»:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух

10. Укажите словосочетания с омонимами

а) Шерсть на костюм – дорогая шерсть.

б) Халат из байки – рассказывать байки.

в) Платье из шелка – красивый шелк.

г) Ситец на сарафан – страна березового ситца

11. Укажите  паронимы

а) знойный - жаркий

б) холодный - горячий

в) скрытый - скрытный

г) закрытый - открытый

д) скучный – тоскливый

12. Какое слово образовано путём  сложения основ:

а) настенный

б) подоконник

в) пешеходный        

г) ВУЗ

д) кресло-кровать

13.  Аббревиатура – это

а) сложносокращённые слова    

б) иноязычные слова          

в) устаревшие слова

г) неолгизмы

14 . Морфема – это…:

а)  наименьшая значимая часть слова

б)  звук

в)  буква и звук        

д)  словосочетание

15. По какой модели образовано слово подоконник:

а)  ∩ ¬          б)  ¬ ∩           в)  ∩ ^         г)  ¬ ∩         д)  ¬ ∩ ^ 

16. Неверное утверждение:

а) имя прилагательное – служебная часть речи, которая обозначает признак предмета

б) только качественные прилагательные образуют степени сравнения;

в) прилагательные изменяются по родам, числам и падежам;

17. Выберите словосочетания с относительными прилагательными:  

а) задиристый парень;

б) глиняная посуда;

в) холщовая рубаха;

г) заячий хвост;                              

д) Белое море;

е) музыкальный ребенок;

18. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:

А) Тебе(ль) с ним тягаться!

Б) «Точно так(с),» - промолвил Петр.

В) В последние дни погода была довольно(таки) сырая.

Г) Книгу(то) ты прочел?

Д) А роман все(таки) хорош!

19. Определите тип словосочетаний:

1) глагольное;        2) именное;      3) наречное.

а) приставлен учителем;

б) у бродячих монахов;

в) явно не хватало;

г) хорошая книга;

д) ветка сирени;
е) спряжения слов;

ё) украшали букварь;

ж) очень рано;

з) оформление оригинала;

и) слева от дороги;

к) упорно преодолевать.

20.Укажите простые предложения

а) По сырым местам растет сушеница.

б) Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то.

в) Сумерки и тучи все сгущались, пока ехали от станции по большому селу.

г) На траве,  поседевшей от росы, остаются следы.

д) День клонился к вечеру, стояла середина бабьего лета.

е) Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто.

ё) Каждый человек гордиться тем, что он делает для людей.

ж) Для Отчизны любимой своей силы, сынок, никогда не жалей.

з) Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги.

и) Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина.

21. Найдите односоставные предложения:

а) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

б) Открой нам, Отчизна, просторы свои.

в) Какою музыкой наполнен шар земной.

г) Друзья мои, как утро здесь прекрасно!

д) Не по словам судят, а по делам.

е) Звезды высоко.

22. Укажите предложения, в которых перед союзом  ДА (ДА И)  нужна запятая.

а) В небе слышались крики гусей да журавлей, улетавших на юг.

б) Теперь стук тележки да звон колокольчика одни нарушают окрестное безмолвие.

в) Лес у нас рядом да не грибной.

г) Мы видели вокруг себя только лазурь да волнистую степь.

д) Володя хотел сказать свое мнение да промолчал почему-то.

е) Попадались всё чаще сыроежки да лисички, других грибов почти не было.

23. Укажите предложения с вводными словами (знаки препинания не расставлены)

а) Недалеко в прохладной мгле казалось приросли к скале две сакли дружною четой.

б) Тяжелое небо над освещенной улицей казалось черным тяжелым пологом.

в) Солнце чувствуется уже садится за вершины далеких строений.

г) Давал три бала ежегодно и промотался наконец.

д) Лед еще тонок и вряд ли выдержит тяжесть автомашины.

е) Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством.

ё) Погода между тем разгуливалась.

ж) Рыбалка по мнению многих занятие интересное и весьма полезное.

з) Однако ж  пора было вернуться к деревне.

24.  Расставьте на месте (?) пропущенные запятые

а) На следующий день (?) лишь солнце выглянуло из-за гор (?) мы двинулись вниз по ущелью.

б) Забелели дачи (?) забелели домики местечка (?) разбросанные по пустому берегу.

в) В деревню мы собирались затем (?) чтобы отдохнуть (?) собрать грибов (?) ягод (?) позагорать (?) и покупаться.

г) Сумерки и тучи все сгущались (?) пока ехали от станции по большому селу (?) тоже еще весеннему (?) грязному.

д) Я понял (?) уезжая тогда из гор (?) что бывают в горах и снег (?) и дожди (?) и туманы (?) и снежные бури.

е) В чащобах повеяло холодком (?) пропитанным мягким грибным запахом (?) тонким ароматом первой опавшей листвы (?) которой усыпаны лесные дорожки.

25. Укажите, где на месте цифр в скобках запятую ставить не нужно

а) В первую минуту я не мог сообразить (1) где я (2) и что со мной (3) и отчего мне трудно двигаться с места.

б) Какая это великая истина (1) что (2) когда человек весь отдается лжи (3) его оставляет ум и талант.

в) Он о чем-то все время думал (1) и так был занят своими мыслями (2) что (3) когда его спрашивали о чем-нибудь (4) то он вздрагивал.

г) Весною (1) когда (2) ухая по ночам (3) тают в лесных оврагах снега (4) и ясные ключи поблескивают над желтой травой (5) когда ветер (6) то угонит за край земли белые облака (7) то налетит на теплые ветки (8) лес зашумит медленно (9) словно колдует.

26. Укажите  бессоюзные сложные предложения

а) Совсем распогодилось: чистое небо, чистая светлая вода, чуть колеблемая ветром.

б) С опытным проводником нам не страшно ничто: ни броды через бурные реки, ни завалы, ни сплошная тайга, ни переправы.

в) Не руби дерево выше головы: щепой глаза запорошишь.

г) Я доверяю любящим: они великодушны.

д) Все путь ему: болото, бор, кусты, утесы , овраги.

27.  Определите, к какому пласту речи относятся выделенное слово:

а) общеупотребительные слова;

б) разговорно-просторечные слова;

в) диалектные слова;

г) профессиональные слова

Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. (А.Островский «Гроза»).

28.  Выберите правильный ответ.

а) Стилистика – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.

б) Стилистика – это наука, изучающая словарный состав языка.

в) Стилистика – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста.

29. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с прямой речью

а) « Ты волен, - дева говорит (?) – беги!»

б) « Гей, добрый человек! (?) закричал ему ямщик.(?)Скажи, не знаешь ли, где дорога?»

в) «Эх вы, вороны! (?) крикнул Павел.

г) И хором бабушки твердят (?) «Как наши годы-то летят!»

д) Осенние листья по ветру кружат, осенние листья в тревоге вопят (?)  «Все гибнет! Все гибнет(?)"

30. Определите, где поставлено тире:

1) в ПП с однородными членами;

2) между подлежащим и сказуемым;

3) в неполном предложении;

4) в БСП.

а) Все пространство на земле – от солнца, и хорошее – от человека.

б) Охранять природу – значит охранять родину.

в) Не рыбацкий парус малый – корабли мне снятся.

г) Патриот – это человек, служащий родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

газета к Международному дню родного языка "Русский язык и профессии"

Данный материал можно использовать как оформление при проведении декады гуманитарных наук или к Международному дню родного языка....

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 23.01.03 «Автомеханик»

ПТП учебной дисциплины Русский язык для обучающихся первого курса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий среднего профессионал...

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 29.01.21 «Оператор оборудования отделочного производства» (общие профессии производства текстиля)

Перспективно-тематический план по учебной дисциплине "Русский язык" для профессии среднего профессионального образования 19.01.17 «Повар, кондитер»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, профессия 190631.01 Автомеханик

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Русский язык Код, профессия 190631.01 АвтомеханикДля преподавателей русского языка...

Рабочая программа предмета Иностранный язык (Английский язык) для профессии "Сварщик"

Рабочая программа предмета "Иностранный язык (Английский язык)" разработана на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждё...

Рабочая программа по английскому языку для профессии сварщик

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 02. Иностранный язык (английский) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...

Рабочая программа по английскому языку для профессии сварщик

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...