Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции. Предлагаемый комплекс упражнений направлен на умение понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приёмами компрессии текста, средствами обобщённой передачи содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для подготовки написания сжатого изложения на уроках русского языка.

Сычёва Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Красноармейская СОШ,

Орловский район, Ростовская область

Аннотация. Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции. Предлагаемый комплекс упражнений направлен на умение понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приёмами компрессии текста, средствами обобщённой передачи содержания.

Ключевые слова: существенное, главная мысль, детали, сокращение, расширение, обобщение, текст, сжатое изложение.

Обучение изложению – одна из главных и трудных задач на этапе подготовки к итоговой аттестации. Перед учащимися стоит сложная задача: после двух прослушиваний написать сжатое изложение. Поэтому важно научить детей слушанию.

Обучение слушанию влияет на формирование устной речи, усвоение норм правописания и произношения. Ладыженская Т.А.выделяет три типа восприятия: глобальное, детальное, критическое. На этом строится система обучения активному слушанию. И обучение этому начинается с первого класса, когда дети воспринимают текст в целом, т.е. достаточно определить о чём речь и основную мысль. К третьему классу необходимо обучать детальному восприятию. Критическое  восприятие строится на осознании смысловых блоков текста. Здесь уже можно предложить перед прочтением текста и после такие задания: например, найти безударную проверяемую гласную в корне, записать примеры на эту орфограмму; записать имена собственные, выписать слова, в которых букв больше чем звуков; какие имена прилагательные используются;. как назвать героя, чтобы избежать повтора, выписать однокоренные слова; выписать по два слова разных частей речи и т.д. Таким образом, подготовка к экзамену начинается ещё в начальной школе и в среднем звене, когда дети приходят в 5 класс. В учебнике русского языка для 5 класса Ладыженской Т.А.предлагается написать  сжатое изложение «Старый пень». Больше подобных заданий не даётся. Приходится искать дополнительный материал, различные упражнения, которые работают на коммуникативные умения:

1) вычленять главное (существенное)  в информации;

2) при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения;

3) сокращать текст разными способами (исключения или обобщения);

4) найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

1. Упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное, необходимое в содержании с точки зрения темы и главной мысли текста и умения отличать существенное от второстепенных подробностей, деталей. Первая задача, которая должна быть решена в сжатом изложении, – определить и суметь выделить главное, существенное в содержании. Можно начинать с упражнений на определение основных признаков отдельных предметов. При этом следует обратить внимание учащихся на то, когда важно указать только основные признаки предмета (дать общее представление о нем), а когда и второстепенные (конкретизируя данный предмет).

Учим искать ключевые слова

На нашей планете есть …, где человек под дождём остаётся … Это неудивительно, потому что и дождь тоже…

    Чаще всего такое … природы наблюдается в…, где воздух необычайно … и …. Дождь … здесь …, а если это и бывает, то дождевые капли …, не … земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не … его. Это и есть…

Можно написать текст по памяти.

Сухой дождь

На нашей планете есть места, где человек под дождём остаётся совершенно сухим. Это неудивительно, потому что и дождь тоже…сухой.

Чаще всего такое чудо природы наблюдается в пустынях, где воздух необычайно сух и горяч. Дождь выпадает здесь очень редко, а если это и бывает, то дождевые капли испаряются, не достигнув поверхности земли. Видно, как идёт дождь, но, стоя под дождём, не чувствуешь его. Это и есть необыкновенный сухой дождь. [2]

2.Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль абзаца.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. [2]

3. Определение детализирующей, объясняющей части абзаца.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать  будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.

Подобные тексты  можно давать в 5 классе, затем обсуждать, выделять важное, писать сжатое изложение.

Дятел

Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

(М. Пришвин)

Выделяем главную информацию.

Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.

Находим подробности.

Видел дятла: короткий, – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв-то занят.

Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между своей грудью и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой. [2]

4. Сокращение предложения,  абзаца за счет исключения деталей, подробностей.

Исходный текст

Сжатое изложение

Идёт время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом, и трудно переоценить её значение в истории.

Одной из важных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все. Пусть не все рисковали жизнью, но все отдавали себя во имя грядущей победы. Солдатской же платой часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. И миллионы мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины несравненно дороже.

Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. У каждого из них была малая их родина, были родители, были их дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы. Вспоминать о них – долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь они, павшие, оплатили своей.( по В.Быкову) 160 слов

Идёт время, не меркнут в человеческой памяти годы войны. Трудно переоценить её значение в истории.

Эта война была народной. За общее дело боролись все. Солдатской же платой часто оказывалась его собственная жизнь. Миллионы людей приняли смерть, понимая, что судьба Родины дороже собственной жизни.

Мы, живые, понимаем: нужно знать о них как можно больше. У каждого из них была родина, родители, дела, заботы. Вспоминать о них – долг всех живущих, потому что  нашу жизнь оплатили  павшие.

76 слов

5.Расширение, развертывание предложения (микротекста) путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.

Для 5-6 класса, например, увеличить  предложенный текст в 3 раза.

Зима приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ночами. Днём солнце прогоняет её. И всё-таки холод возьмёт своё.

Для 9 класса, предложить работу по тексту из банка ФИПИ, расширив его содержание втрое, предложив привести аргументы. Сравнить с авторскими.

Польза чтения книг очевидна. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие.

Исходный текст.

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.[2]

Уместна лингвистическая разминка. Можно дополнить грамматическими заданиями. Например, составить текст из словосочетаний:

1) во имя победы

    нельзя забывать

    произведения искусства

2) ждать с нетерпением

    доносилось из-за двери

    сердце замирало

3) особое слово

    материнская любовь

    поздно понимать

6.Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

Прочитайте текст. Сжато, в одном предложении, запишите ГЛАВНУЮ информацию, содержащуюся в тексте (есть такое задание в ЕГЭ).

В содержание многих слов русского языка может входить оценка – положительная или отрицательная. Об одном и том же человеке можно сказать, что он разведчик, если он добывает информацию о нашем враге, и шпион, если он добывает информацию о нас для нашего врага, об одном и том же состоянии общества можно сказать, что это стабильность, если это состояние нам нравится, и застой, если это состояние нам не нравится. Наличие оценочного элемента в слове обязывает употреблять это слово тогда и только тогда, когда необходимо дать оценку какой-либо ситуации, её участникам.

В содержание многих слов русского языка может входить  положительная или отрицательная оценка, и это обязывает употреблять такое слово только тогда, когда необходимо дать оценку какой-либо ситуации, её участникам. [2]

Отрабатываем понимание информации.

Камчатка – один из немногих регионов планеты, природа которого сохранилась в естественном, диком состоянии. При этом сами природные ресурсы весьма разнообразны: грандиозные горные хребты с обилием потухших и действующих вулканов, знаменитая Долина гейзеров, множество горячих и холодных минеральных источников, обширная прибрежная морская акватория, не тронутая цивилизацией флора и фауна. Благодаря этому на Камчатке представлены различные виды туризма: лечебно-оздоровительный, конный, экстремальный, экологический, лыжный и горнолыжный.

Составит текст из ключевых слов.

Камчатка – один из немногих регионов планеты, природа которого сохранилась в естественном, диком состоянии. При этом сами природные ресурсы весьма разнообразны: грандиозные горные хребты с обилием потухших и действующих вулканов, знаменитая Долина гейзеров, множество горячих и холодных минеральных источников, обширная прибрежная морская акватория, не тронутая цивилизацией флора и фауна. Благодаря этому на Камчатке представлены различные виды туризма: лечебно-оздоровительный, конный, экстремальный, экологический, лыжный и горнолыжный.

Благодаря тому, что разнообразная природа Камчатки сохранилась в диком состоянии, там представлены различные виды туризма.

Сравним два текста.

Определите, как осуществляется воздействие на читателя в этих текстах. К какому стилю речи относится каждый из них?

1.Ночь – промежуток времени от захода солнца вечером до его восхода утром. Продолжительность ночи зависит от географической широты места наблюдения и склонения солнца. За полярными кругами ночь в определённое время может длиться более 24 часов. А на полюсах почти достигает полугода.

2. Ночь стояла над притихшей землёй. Разлив звёздного блеска был ярок, почти нестерпим. Я зажмурился. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой напряжённой силой, как и на небе… Звёздная ночь проходила над землёй, роняя холодные искры метеоритов, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды. [2]

7.Упражнения, направленные на выявление языковых средств для сжатой передачи текста. Основное внимание учителя должно быть обращено на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Начинать можно с практического ознакомления учеников со средствами обобщения, которыми располагает русский язык, а далее связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом. Например, учитель объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о родовидовых отношениях.

Красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые шары были собраны в огромную гирлянду, украшавшую вход в новую школу. (разноцветные)

Работа с предложениями с однородными членами. Обобщаем.

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. – Все / разные виды искусства оказывают влияние на нашу жизнь.

Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. - Неправильно видеть в произведениях разных авторов только средство получения удовольствия.

Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. – Мы нередко обращаемся к искусству, чтобы отдохнуть и развлечься.

Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. – Сами создатели (авторы) строят произведения так, чтобы поддержать наше любопытство.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменения в костно-мышечной системе.

Воздействие электромагнитного поля приводит к негативным последствиям. [2]

Работа с синонимами. Кто произведёт больше замен слов синонимами?

Подберите синонимы к каждому из значений следующих слов:

  1. серый
  2. располагать
  3. свежо
  4. простой (прилаг.)

Подберите синонимы к каждому из значений следующих слов:

  1. серый
  2. располагать
  3. свежо
  4. простой (прилаг.)

Подобные упражнения заставляют внимательно работать с текстом, помогают совершенствовать умения выделять микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, отбирать лексические и грамматические средства для краткой передачи полученной информации.

Литература

1.Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.

2.Материалы  онлайн - курсов  подготовки к ОГЭ  по русскому языку Шкляевой Елены Леонидовны. – Москва «Фоксфорд» 2016

3.Развитие речи. Инновационная технология обучения. 5-9классы. Автор-составитель ДюжеваО.А. Волгоград -2013, изд-во «Учитель»

4. Контрольно – измерительные варианты ГИА  ФИПИ  2016-2017 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Система работы по подготовке к сжатому изложению на уроках русского языка в 9 классе

Работа по развитию связной речи учащихся имеет огромное значение и осуществляется непрерывно в рамках уроков русского языка. Она направлена на достижение важнейших целей обучения русскому языку. Спосо...