Изобразительные средства языка
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

"Изобразительные средства языка" содержит материал, который поможет ученику вспомнить определения средств выразительности, самостоятельно дополнить их , а также выполнить тест.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_vyrazitelnosti_yazyka_10-11.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительные средства языка

1.Тест по теме: «Изобразительные средства языка»

(приложение 1)

1.Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

1)гипербола         2)литота              3)перифраза              4)олицетворение

2.Найдите оксюморон.

1)Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

2)В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

3)Простите, простите, простите меня!

4)С наглой скромностью смотрит в глаза.

3.Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

1)гипербола          2)риторический вопрос           3)литота          4)антитеза

4.Найдите предложение с фразеологизмом.

1)Смотри, ей весело грустить,

    Такой нарядно обнажённой.

2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.

3)Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

4)Стонет он по полям, по дорогам,

    Стонет он по тюрьмам, по острогам…

5.Определите средство выразительности: «Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели».

1)сравнение          2)олицетворение         3)антитеза        4)анафора

6.Определите средство выразительности: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

1)риторический вопрос             2)ирония              3)антитеза           4)градация

7.Найдите «четвёртое лишнее».

1)Уж близок полдень. Жар пылает.

    Как пахарь, битва отдыхает.

2)Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

3)Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

4)Как вышки, елочки темнеют.

8.Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

1)градация         2)лексический повтор       3)риторический вопрос       4)инверсия

9.Найдите олицетворение.

1)Плачут вербы, шепчут тополя.

2)В сто сорок солнц закат пылал.

3)Октябрь серебристо-ореховый.

4)Страна восходящего солнца.

10.Определите, в каком отрывке использована перифраза.

1)Слухи действительно пошли. И самые фантастические.

2)Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?

3)Ученье – свет, а неученье – тьма.

4)Солнце русской поэзии.

.

2. Определить средства выразительности

1  – это художественное определение, подчёркивающее какой-либо признак предмета или явления, являющееся в предложении определением или обстоятельством.

2.  – это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на сходстве.

3  – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

4 Разновидности метафоры.

5  – это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ.

6.  – это средство художественной изобразительности, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

7.  – троп, противоположный гиперболе, художественный приём, основанный на преуменьшении предмета или явления.

8  – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение.

  9   – это нарушение обычного порядка слов.

10 – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух или нескольких интонационно-смысловых единицах.

Троп – это оборот речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.

  • Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу.
  • Например: горькая радость, звонкая тишина.

3. Определить средства выразительности

  1. Например: А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М. Горький)
  2. Например: Опрятней модного паркета
  3. Блистает речка, льдом одета. (А.С. Пушкин)
  4. Например: пышное золото осеннего леса.
  5. И костёр, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами…
  6. Например: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
  7. Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
  8. : Они вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)
  9. Например: Вышел месяц ночью тёмной.
  10. Например: У Елены беда тут стряслась. Большая.

4. Приведите свои примеры средств выразительности речи….

  • Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу.

Например: горькая радость, звонкая тишина.

(приложение 2)

 1 Эпитет – это художественное определение, подчёркивающее какой-либо признак предмета или явления, являющееся в предложении определением или обстоятельством.

Например: А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М. Горький)

 2. Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на сходстве.

Например: Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета. (А.С. Пушкин)

 3 Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Например: пышное золото осеннего леса.

 4 Разновидности метафоры.

5 Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ.

И костёр, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами…

 6. Гипербола – это средство художественной изобразительности, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления.

Например: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

 7. Литота – троп, противоположный гиперболе, художественный приём, основанный на преуменьшении предмета или явления.

Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

8 Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение.

Например: Они вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов)

9. Инверсия – это нарушение обычного порядка слов.

Например: Вышел месяц ночью тёмной.

10. Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу.

Например: горькая радость, звонкая тишина.

  1. Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух или нескольких интонационно-смысловых единицах.

Например: У Елены беда тут стряслась. Большая.

  • Дополнить материал по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Изобразительные средства языка

Презентация, благодаря которой легко повторить или изучить данный материал...

Занятие "Изобразительные средства языка"

Занятие по развитию речи, 2-й год обучения...

Организация работы над изобразительными средствами языка в ходе подготовки к ГИА

Автор – учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО МАОУ «Селенгинская гимназия» - презентовала свою работу на августовской конференции учителей МО «Кабанский р...

Групповое занятие по русскому языку "Изложение с использованием изобразительных средств языка"

Занятие по русскому языку "Изложение с использованием изобразительных средств языка"представляет собой разработку урока в рамках подготовки к экзамену по предмету.Цели занятия:развивать речь уча...