Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно»
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Суходолина Татьяна Викторовна
Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа является модифицированной. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общеинтеллектуального направления. Данная программа внеурочной деятельности предполагает создание условий для расширения языкового кругозора и развития мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от урочных занятий русского языка внеурочные занятия направлены на углубленное изучение данного предмета в разделах: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Данная программа актуальна, так как соответствует Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, предполагает решение некоторых проблем, связанных с изучением русского языка: прививать любовь к слову, к языку, совершенствовать уровень владения устной и письменной речью. Цель: - создание условий для развития личности; - создание основ творческого потенциала обучающихся. Задачи: - развитие познавательного интереса к изучению русского языка; - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве; - формирование способности к организации деятельности и управления ею; - формирование умения решать творческие задачи; - формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). В организации внеурочной деятельности в рамках реализации данной программы предпочтение отдается практической направленности, творческим работам, игровым элементам, применениию информационных комммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_i_pishem_2.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

«Говорим и пишем правильно»

(общеинтеллектуальное направление)

Возраст: 10-12 лет (5 класс)

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часов

Составитель:

Суходолина Т. В.,

учитель русского языка и литературы

Радужный 2016 год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно»  для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа является модифицированной. Она учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общеинтеллектуального направления.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает создание условий для расширения языкового кругозора и развития мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от урочных занятий русского языка внеурочные занятия направлены на углубленное изучение данного предмета в разделах: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика».

Данная программа актуальна, так как соответствует Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, предполагает решение некоторых проблем, связанных с изучением русского языка: прививать любовь к слову, к языку, совершенствовать уровень владения устной и письменной речью.

Цель:

- создание условий для развития личности;

- создание основ творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к изучению русского языка;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

- формирование способности к организации деятельности и управления ею;

- формирование умения решать творческие задачи;

- формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

В организации внеурочной деятельности в рамках реализации данной  программы предпочтение отдается практической направленности, творческим работам, игровым элементам, применениию информационных комммуникационных технологий.

Формы проведения занятий:

  • лекции учителя и интерактивные лекции;
  • практические занятия с применением игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей и т.п.
  • анализ текстов произведений литературы и фольклора;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов и т.п.

В каждом занятии прослеживаются три направления деятельности:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология развивающего обучения;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • проектная деятельность.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы

1 год обучения (34 ч.)

Организационное занятие (1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел 3

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (4 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. Игра «Бестолковый словарь»

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Практическая работа (составление лексической карты слова)

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет. (2 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Игры со словом (7 ч.)

Тема 7.1 Анаграмма

Тема 7.2 Ребус

Тема 7.3 Буриме

Тема 7.4 Палиндром

Тема 7.5 Бином фантазии

Тема 7.6 Шарада

Тема 7.7 Лингвистические задачи

В игровой форме через выполнение заданий повышенной трудности развивается кругозор и интеллект, любознательность, логика, обогащается словарный запас. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания.

Раздел 8

Обобщающее занятие. (1 ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.


Календарно-тематическое планирование

Название темы

(раздела)

Всего

часов

Из них

Основные виды

деятельности обучающихся,

практический результат

аудиторные

активные

Введение (1 ч)

1

Организационные занятия

1

0,5

0,5

Знакомятся с целью и задачами и примерным планом работы в рамках изучения курса, заполняют диагностические анкеты, заводят папки для творческих работ и исследовательских проектов; составляют номинации для присвоения по итогам изучения курса.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (4 ч)

2

Разночтение слов в звучании и написании.

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: звук, слог, слово;

наблюдают особенности ударения в русском языке; углубить знания о нормах орфоэпии; сформировать умение проводить фонетический и орфоэпический анализ слов.

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

0,5

0,5

4

Какова роль интонации в устной речи

1

0,5

0,5

5

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

1

0,5

0,5

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (5 ч)

6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного  и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, работать с этимологическим и словообразовательным словарями; углубят знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: слово, морфема, приставка, суффикс, окончание, корень, постфикс, префикс, аффикс; познакомятся с основными способами образования слов, с такими языковыми явлениями, как сращение морфем, чередования (полногласий и неполногласий); научатся выполнять словообразовательный разбор слова, определять особенности словообразования разных частей речи;

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

0,5

0,5

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

0,5

0,5

9

Этимология слов. Работа со словарями

1

1

10

Презентация исследовательской работы работы. (Вернисаж «Моё открытие»)

1

1

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч)

11

Зачем нужно знать алфавит.

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста. Познакомятся с принципами русской орфографии; получат возможность овладеть рациональными способами применения изученных орфографических правил (памятки-опоры, учебные рифмовки и т.п); сформировать умение работать с орфографическим словарём.

12

В чём секрет правописания морфем.

1

0,5

0,5

13

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

0,5

0,5

14

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

0,5

0,5

15

Бенефис знаний.

1

1

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (4 ч)

16

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

1

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: слово, лексема, лексическое значение. Познакомятся с видами классификации слов с точки зрения их происхождения, употребления, стилистической окраски, с тематическими группами слов. Получат возможность сформировать навык работы с толковым словарём.

Составляют шуточный «Бестолковый словарь».

17

Игра «Бестолковый словарь»

1

1

18

О чём рассказывают фразеологизмы?

1

0,5

0,5

19

Практическая работа (составление лексической карты слова)

1

1

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (5 ч)

20

Чем отличаются склоняемые части речи  друг от друга.

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; углубить знания об основных единицах языка и речи, изучаемых в разделе: слово как часть речи, постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи; овладеют навыками морфологического разбора слов разных частей речи.

21

В чём секрет глагола и его форм.

1

0,5

0,5

22

Как отличать грамматические омонимы.

1

0,5

0,5

23

Какими бывают предложения.

1

0,5

0,5

24

Грамоте учиться всегда пригодится. Мониторинг знаний.

1

0,5

0, 5

Речевой этикет.(2 ч)

25

Правила речевого этикета.

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; сформировать умение пользоваться формулами речевого этикета в соответствии с ситуацией общения.

26

Формулы речевого этикета.

1

1

Игры со словом. (7 ч.)

27

Анаграмма

1

0,5

0,5

Получат возможность научиться адекватно понимать содержание научного учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста; познакомиться с разными словесными играми; научиться организовывать свой досуг с помощью словесных игр; сформировать умение создавать материал для словесных игр для ровесников и младших школьников (Составляют сборник игр со словом)

28

Ребус

1

0,5

0,5

29

Буриме

1

0,5

0,5

30

Палиндром

1

0,5

0,5

31

Бином фантазии

1

0,5

0,5

32

Шарада

1

0,5

0,5

33

Лингвистические задачи (олимпиада)

1

1

Обобщающие занятия. (1 ч)

34

Аукцион знаний

1

1

Представляют папки творческих работ и исследовательских проектов; подводят итоги, оценивают собственные достижения и достижения друг друга через анкеты, портфолио; присвоение номинаций.


Список литературы для педагога

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы для учащихся

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятольности Говорим и пишем правильно для 6 класса...

Программа внеурочной деятельности«Говорим и пишем правильно»_5 класс

Данная программа по внеурочной деятельности разработана для учителей русского языка, рассчитана на два часа в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»

Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно»для 10 общеобразовательного класса...

Программа внеурочной деятельности "Говорим, рисуем, пишем" 1 класс

Программа внеурочной деятельности для развития мелкой моторики обучающихся 1 классов с ОВЗ...

Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».

Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основн...