Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса
элективный курс по русскому языку (10 класс)

Замарацкая Надежда Александровна

Рабочая программа элективного курса

 «Говорим и пишем правильно»

для 10 общеобразовательного класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_10.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юголукская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

        /Лямичева Л.А./      Протокол № 1     

От «23» августа 2019 г                                              

«Согласовано»    

Зам. директора по УВР  

 _____/Игнатова И.В./                          « 23 » августа 2019 г                                              

                                                                                           

«Утверждено»

Директор МКОУ Юголукская СОШ

______  /Шипицина Л.Ф./

Приказ № 2/2 

От «26 » августа 2019 г

Рабочая программа элективного курса

 «Говорим и пишем правильно»

для 10 общеобразовательного класса

 

                                               Разработчик:                                                                                                                                                                

                                                                       Замарацкая Надежда Александровна

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                                                         

                                                                                                                                     

                                                                                                                                         

Юголок  2019  

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса разработана в соответствии с ФК ГОС, ООП СОО МКОУ Юголукская СОШ, утверждённой приказом директора № 8/1 от 31.01.2011г., на основе примерной авторской программы элективного курса для обучающихся 10 общеобразовательного класса (Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы /под ред. С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007).

Рабочая программа элективного курса для 10 общеобразовательного класса направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно-нравственное воспитание школьников».

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира учащегося, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

           Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс рассчитан на 34 часа в год,       1 час – в неделю. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

        Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

        Задачи:

 овладение основными нормами русского литературного языка;

 создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

 совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

 обучение анализу текста, его интерпретации;

 формирование языковой и лингвистической компетенций;

формирование умения создавать текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

 развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепление знания орфографических и пунктуационных правил, приобретение навыков).

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Содержание курса

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч) 

1. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке.

2. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные.

3. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком.

4. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными.

5. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Словообразование (2 ч)        

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (18 ч)

Орфография в системе лингвистики. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы / И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О / Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов - ЧИК/ - ЩИК; - ЕК-/-ИК; К-/-СК-; -Н-/-НН - в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Фонетика. Орфоэпия

6

2

Лексика

3

3

Словообразование

2

4

Морфология

5

5

Орфография

18

Итого: 34 часа

В течение учебного года учитель может вносить в рабочую программу коррективы: распределение часов по разделам, темам; перестановку тем - согласно школьному положению.

Календарно-тематическое планирование элективного курса 10 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

проведения

П   Приме-

    чание

План

Факт

1

Фонетика. 

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке

1

Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов

06.09

2-3

Трудности фонетического анализа слов

2

Фонетический анализ слов

13.09

20.09

4-6

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка

3

Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем.

Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов

27.09

04.10

11.10

7

Лексика и фразеология. 

Особенности лексического состава слов

1

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности

18.10

8

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

1

25.10

9

Трудности лексического анализа текста

1

08.11

10

Словообразование. 

Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи

2

Сопоставительный анализ слов.

Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем

15.11

11

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий

22.11

12

13

Морфология. 

Система самостоятельных частей речи в русском языке.

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

5

Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи

29.11

06.12

14

15

Служебные части речи. Орфоэпические нормы.

Правильное употребление служебных частей речи

13.12

20.12

16

Трудные случаи разграничения языковых явлений

27.12

17

Орфография. Система правил правописания

1

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста

17.01

18

 

  19

Правописание приставок.

Трудности правописания приставок

2

24.01

31.01

20-23

Виды орфограмм в корне слова

4

07.02

14.02

21.01

28.02

24

25-26

Правописание падежных и  родовых окончаний.

Трудные случаи правописания окончаний

3

06.03

13.03

20.03

27-28

Трудные случаи правописания суффиксов

2

03.04

10.04

29

30-31

Правописание служебных   частей речи.

Трудные случаи правописания НЕ и НИ

3

17.04

24.04

01.05

(04.05)

32-34

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

3

08.05

15.05

22.05

Литература

 

  1. Алентикова С.А. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс: к учебнику А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: Экзамен, 2009.
  2. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
  3. Бисеров А.Ю. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2014.
  4. Будникова Н.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  5. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
  6. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  7. Журнал «Русский язык в школе»
  8. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы /под ред. С.А.Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Говорим и пишем правильно.10-11 класс"

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основны...

ПРОГРАММА КУРСА " Говорим и пишем правильно"10-11 класс

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, где  учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного ...

Программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 класса.

Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»

Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...

Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».

Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...

Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов....