Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Дубровская Евгения Аркадьевна

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.

Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает и закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов  при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_kurs_11_govorim_i_pishem_pravilno.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА     ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Говорим и пишем правильно»    11 класс (68 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.

Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает и закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов  при подготовке к единому государственному экзамену. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Актуальность выбора предмета обусловлена тем, что форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует особой технологии выполнения заданий, а значит и особой методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
  • овладение основными нормами литературного языка;
  • создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • обучение анализу текста, его интерпретации;
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении творческой работы;
  • развитие речевой культуры.

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю).

  1. Планируемые результаты освоения элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно»

Личностные результаты

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);

7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

Предметные результаты

Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;

2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;

8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

9) владение различными приёмами редактирования текстов;

10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;

11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.

Ученик научится:

Аудирование и чтение

  • владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

Анализ текста и языковых единиц

  • выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий  анализ художественного текста);
  • анализировать особенности употребления основных единиц языка;
  • анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать высказывания на лингвистическую тему;
  • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
  • соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
  • оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
  • выявлять подтекст;
  • владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
  • писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
  • принимать участие в диспуте, дискуссии;
  • составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;

II. Содержание учебного предмета

Тема 1. Введение

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Изменения в  ЕГЭ -2022 по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

Тема 2. Фонетика. Орфоэпия 

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 3. Лексика 

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 4. Словообразование

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 5. Морфология 

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 6. Орфография

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 7. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 8. Прямая речь. Диалог. Цитата 

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 9. Сложное предложение 

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 10. Текст и его особенности 

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное сжатое). Создание текста и его редактирование.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « Говорим и пишем правильно»

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Фонетика и орфоэпия

2

   3

Лексика и фразеология

6

4

Словообразование

2

5

Морфология

5

6

Орфография

17

7

Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение

9

8

Прямая речь. Диалог. Цитата

2

9

Сложное предложение

9

10

Текст и его особенности

14

                                               УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.

2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.

3. Нарушевич А. Г. Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами.10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Нарушевич.- 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021.- 194 с.

4.   Нарушевич А. Г. Русский язык и литература. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Г. Нарушевич.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2021.- 171с.    

5. Цыбулько И. П., Васильевых И. П., Александров В. Н., Дощинский Р. А., Дякина Г. Р. Я сдам ЕГЭ! Русский язык. Тематический практикум: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / в 3-х частях. – М.: Просвещение, 2022.

Календарно - тематическое  планирование курса  «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»11 класс

№ 

Тема урока

Кол-во часов

Введение

1

1

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Изменения в  ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

1

Фонетика и орфоэпия

2

2

Трудности фонетического анализа слов

1

3

Орфоэпические нормы русского языка

1

Лексика и фразеология

6

4-5

 Особенности лексического состава слов

2

6-7

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

2

8-9

Трудности лексического анализа текста

2

Словообразование

2

10

Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи

1

11

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий

1

Морфология

5

12 -13

Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

2

14 -15

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи

2

16

Трудные случаи разграничения языковых явлений

1

Орфография

17

17

Орфография. Система правил правописания

1

18 -19

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

2

20 -23

Виды орфограмм в корне слова

4

24- 26

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

3

27- 28

Трудные случаи правописания суффиксов

2

29 -31

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ

3

32 -33

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

2

34

Зачет по теме «Орфография»

1

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение

9

35

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний

1

36

Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей

1

37

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения

1

38

Тире в простом предложении

1

39-40

Вводные слова и предложения

2

41-42

Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

2

43

Уточняющие члены предложений

1

Прямая речь. Диалог. Цитата

2

44

Прямая речь. Диалог

1

45

Цитата.

1

Сложное предложение

9

46-47

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте

2

48-49

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

50-51

Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте

2

52-54

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них

3

Текстоведение

14

55-57

Способы связи предложении в тексте

3

58-60

Стили речи и их особенности. Тины речи и отличительные особенности

3

61-63

Текст и его анализ. Выразительные средства языка

3

64

Сочинение. Этапы создания текста. План.

1

65-66

Сочинение. Подготовка рабочих материалов. Создание текста

2

67

Редактирование текста

1

68

Промежуточная аттестация. Зачет

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по элективному курсу ( ЭКОЛОГИЯ)

1. Календарно - тематическое планирование по элективному курсу экология включает в себя изучение экологических проблем в городе и крае. А так же решение эксперементальных задач по выявлению экологичес...

рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".

Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы. Авторы-составители: Г. С. Итапин (учитель математики), Т. Д. Покас (учитель...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по элективному предмету “SPEAK OUT” (английский язык)

Основной целью данного курса является  выявление и создание условий для оптимального развития одаренных детей. А также: Развитие  творческих языковых  способностей у...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Читательская грамотность" 5 кл, 34 ч

Рабочая программа и календарно - теметическое планирование по предмету «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Читательская грамотность" 6 кл, 34 ч

Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» для 6 класса составлена с учетом требований  обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоен...