Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Читательская грамотность" 5 кл, 34 ч
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Дубровская Евгения Аркадьевна

 Рабочая программа и календарно - теметическое планирование по предмету «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение», рассчитана на 34 часа, содеержит пояснительную записку, список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_5.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя общеобразовательная школа с. Барлук

«Согласовано»

МО учителей гуманитарного цикла

_______________/Шашлова С. И../

от «____»____________2022

Утверждаю:

Директор МКОУ Барлукской СОШ  _________________/Чурин В. А./

от  «____»__________________2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Читательская грамотность»

(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)

______5 А _______

 (класс)

Количество часов в неделю: __1__

Количество часов в год: __34__

Составила: Дубровская Е.А.

Барлук 2022

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим компетенциям  и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы

  • формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
  • формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
  • развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

- углубления базовых знаний по теории текста;

- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

 - использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Программа элективного курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.

Результативность освоения программы

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).

Планируемые мероприятия:

  1. Тематический конкурс чтецов «Родина моя- Россия»
  2. Игра «Аукцион вопросов и ответов».
  3. Представление портфолио «Мои книжные находки» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).
  4. Ролевая игра «Юный критик»

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

учащиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметныерезультаты:

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;
  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
  • находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • прогнозировать содержание текста;
  • находить скрытую информацию в тексте;
  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиеся получат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Вводное занятие. Беседа

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

Лекционное занятие

3

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

Беседа

4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Лекционное занятие

5

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Практическое занятие. Игра

6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Занятие поискового характера

7

Внимание к слову

Квест-игра

8

Тематический конкурс чтецов «Родина моя- Россия»

Чтение стихотворений

9

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Творческая работа

10

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое занятие

11

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Практические задания

12

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Индивидуальная работа

13

Как читать несплошной текст?

Практикум

14

Шифровка и дешифровка текста

Парная работа

15

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Групповая работа, игра

16

Погружение в текст.

Работа с текстом

17

Погружение в текст

Работа с текстом

18

Диалог с текстом

Практикум

19

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы) Игра «Аукцион вопросов и ответов».        

Групповая работа

20

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Беседа

21

Составление плана текста

Занятие в игровой форме

22

Формирование списка книг для чтения Представление портфолио «Мои книжные находки» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).

Творческая работа

23

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: отзывы о прочитанном

Индивидуальное практическое занятие

24

 Ролевая игра «Юный критик»

Ролевая игра

25

 Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Беседа, круглый стол

26

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

Индивидуальная работа

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Практическая работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.

Открытый микрофон

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»

Групповая работа

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Беседа

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Работа с текстом

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа

Литература

  1. Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. 5-9 кл. Учебно- методическое пособие/ сост. С. В. Трухина, Г.Н. Масич.- Красноярск, 2021. 325 с.
  2. Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности. 5-9 кл. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по элективному курсу ( ЭКОЛОГИЯ)

1. Календарно - тематическое планирование по элективному курсу экология включает в себя изучение экологических проблем в городе и крае. А так же решение эксперементальных задач по выявлению экологичес...

рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".

Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы. Авторы-составители: Г. С. Итапин (учитель математики), Т. Д. Покас (учитель...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по элективному предмету “SPEAK OUT” (английский язык)

Основной целью данного курса является  выявление и создание условий для оптимального развития одаренных детей. А также: Развитие  творческих языковых  способностей у...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Читательская грамотность" 6 кл, 34 ч

Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» для 6 класса составлена с учетом требований  обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоен...