ПРОГРАММА КУРСА " Говорим и пишем правильно"10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Гарлик Галина Александровна

Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, где  учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorim_i_pishem_68.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании МС _________  _____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________200___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 52»

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____200___г.

ПРОГРАММА КУРСА

Говорим и пишем правильно
10-11 класс

Срок реализации программы 2013 -2016 уч. год

       

Гарлик Галины Александровны,

учитель русского языка и

литературы,

высшая категория

Барнаул

2013

Пояснительная записка

        Курс  обеспечивает осмысление системы знаний о языке, развитие коммуникативной и языковой компетенции учащихся, совершенствование устойчивых навыков владения языком и речевой культурой. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, где  учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

       Задачи:

• овладение основными нормами русского литературного языка;

• создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

• совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

• обучение анализу текста, его интерпретации;

• формирование языковой и лингвистической компетенций;

• формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

• развитие ассоциативного мышления учащихся.

         На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

        Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Программа элективного курса рассчитана на 68 часов ( два года обучения) и предназначена для учащихся 10-11 классов. В 2014-2015 учебном году в рабочую программу внесены изменения: в 10 классе( курс рассчитан на 32 часа. ( основание: Положение о промежуточной аттестации от 30.08.13). Изучение темы «Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов» сжато на 2 часа за счет уплотнения материала.

Содержание курса

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (3 ч)

             Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке. Особенности произношения заимствованных слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

   Тема 2. Лексика (6 ч)

     Особенности лексического состава слов. Точность словоупотребления. Предупреждение ошибок, связанных с неточностью словоупотребления. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Словообразование (2 ч)

        Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной и разговорной речи

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую

Тема 4. Морфология (5 ч)

         Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (18 ч)

      Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов прилагательных, глаголов и причастий. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Правописание омонимичных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение (9 ч)

       Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Секреты и коварство русской пунктуации. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч) 

       Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Сложное предложение (9 ч)

      Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в художественном тексте. Бессоюзные сложные предложения. Знание контекста в использовании знаков препинания.  Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие - и их нормативное употребление.

Тема 9.(2 ч.) Культура речи как лингвистическая дисциплина, ее предмет и задачи. Две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая.

   Основное понятие правильной речи - нормы литературного языка.

   Основной критерий хорошей речи - коммуникативная целесообразность речи. Коммуникативные качества хорошей речи: богатство, точность, ясность, выразительность, уместность. Типичные речевые ошибки.

Тема 10. Текст и его особенности (12 ч)

     Текст и его признаки.   Тема и основная мысль текста. Микротема. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте. Стили и типы речи. Стилевые особенности и строение разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). текстов. Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи Текст и его анализ. Создание текста и его редактирование.

Требования к уровню подготовки учащихся

 По окончании курса учащиеся должны :

осознавать  неразрывную связь развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практически уметь самостоятельно анализировать и оценивать тексты разной стилистической принадлежности, приобрести опыт проведения первых научных исследований.

Учебно- методическое обеспечение

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
  2. Арахарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написания рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
  3. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
  4. Кабанова Н.М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2005.
  5. Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.
  6. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998.

Календарно тематическое планирование

занятия

дата

Название разделов и тем

Всего часов

Формы

занятий

Примечание

(корректировка)

10 класс

1

1.09

Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке.

1

Беседа, Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов

2

8.09

Орфоэпические нормы русского языка. Особенности произношения заимствованных слов.

1

Работа со словарями. Отработка произношения слов, составление транскрипций.

3

15.09

Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

1

Продолжение работы с орфоэпическим словариком.

4

22.09

Особенности лексического состава слов. Точность словоупотребления.

1

Работа с тестами(А2), редактирование текстов

5

29.09

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

1

Работа в группах, создание таблицы

6

6.10

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

1

Работа в парах,(В8)

7

13.10

Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов).

1

Анализ текста Работа со словарями синонимов, антонимов. Редактирование  упражнений (устранение речевых ошибок)

8

20.10

Книжная и разговорная лексика.

1

. Наблюдение за использованием средств художественной выразительности в текстах.

27.10

9

27.10

Трудности лексического анализа слов.

1

Лексический анализ текстов

10

10.11

Лексическое значение морфем.

1

Сопоставительный анализ  морфемного состава слов.

11

17.11

Морфемный анализ слов.

1

Работа со словообразовательным словарем

(В1)

12

24.11

Система частей речи в русском языке.

1

Работа с текстом,задание КИМов

13

1.12

Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении.

1

Работа с текстом,задание КИМов

14

8.12

Служебные части речи, их роль в тексте. Правильное употребление служебных частей речи

1

Работа с текстом,задание КИМов

15

15.12

Орфоэпические нормы.

1

Словарная работа

16

22.12

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

1

Работа на разграничение омонимичных частей речи.

17

12.01

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения.

1

Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста

18

19.01

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

1

Работа в парах Алгоритм,

19

26.01

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

1

тест 

20

2.02

Виды орфограмм в корне слова

1

Работа в парах, алгоритм

21

9.02

Виды орфограмм в корне слова

1

Практикум, тест

22

16.02

Виды орфограмм в корне слова

1

практикум

23

2.03

Трудные случаи правописания окончаний.

1

Словарные диктанты..

24

16.03

Правописание падежных и родовых окончаний.

1

Исправление искаженного текста

25

30.03

Трудные случаи правописания суффиксов

1

Беседа-практикум

26

6.04

Трудные случаи правописания суффиксов

1

Тестовая работа

27

13.04

Правописание служебных частей речи.

1

Работа с тестами

28

20.04

Правописание омонимичных частей речи.

1

Проверь себя

29

27.04

Трудные случаи правописания НЕ и НИ

1

Алгоритм, редактирование

30

4.05

Трудные случаи правописания НЕ и НИ

1

Работа с тестами(пары)

31

11.05

Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов.

Работа с тестами(индивидуальная)

32

18.05

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

1

Работа с тестами по орфографии

11 класс

1

4.09

Особенности связи слов в словосочетании и предложении.

1

Разбор заданий(В3)

2

11.09

Правильное употребление словосочетаний.

1

Редактирование(работа в парах)

3

18.09

Предложение как речевое высказывание. Простое предложение.

1

Синтаксический разбор и моделирование предложений

4

25.09

Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах различных стилей.

1

Работа с текстом

5

2.10

Простое осложненное предложение.

1

Работа с текстом

6

9.10

Знаки препинания  в осложненном предложении

1

Пунктуационный разбор

7

16.10

Секреты и коварство русской пунктуации. Тире в простом предложении

1

Редактирование предложений с нарушением синтаксических норм

30.10.

8

23.10

Вводные слова и предложения

1

Работа с тестом

13.11

9

30.10

Обособленные члены предложения  в текстах различных стилей

1

Конструирование предложений с обособленными членами предложения..

10

13.11

Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы оформления прямой речи на письме.

1

Анализ текстов

20.11

11

20.11

Различные способы цитирования.

1

Конструирование предложений

12

27.11

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Алгоритм,задания КИМов

13

4.12

Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте.

1

Анализ текстов(групповая работа)

14

11.12

Знание контекста в использовании знаков препинания.  

1

Беседа,работа с текстом

15

18.12

Знаки препинания сложносочиненном предложении.

1

Алгоритм, практикум

16

25.12

Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте

1

Работа с текстом

17

15.01

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

Алгоритм, практикум

18

22.01

 Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте

1

Работа с текстами

19

29.01

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них

1

Разбор предложений

20

5.02

Основные знаки препинания, их нормативное употребление.

1

Работа с текстом

21

12.02

Культура речи как лингвистическая дисциплина. Типичные речевые ошибки.

1

Редактирование текстов

22

19.02

Коммуникативные качества хорошей речи

1

Кодекс правильной речи

23

26.02

Текстоведение.     Текст и его признаки.   Тема и основная мысль текста.

1

Работа с текстами, проблемный словарик

24

5.03

Способы связи предложений в тексте.

1

Разбор тестовых заданий

25

12.03

Нормативный повтор, повтор - недочет и способы его исправления в тексте..

1

Анализ текстов

26

19.03

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности

1

Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей

27

2.04

Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста.

1

Пунктуационный анализ текста

28

9.04

Смысловое членение речи, абзац.

1

Работа с текстом

29

16.04

Создание текста.  Подготовка рабочих материалов

1

Подбор рабочих материалов

30

23.04

Редактирование.

1

Взаимопроверка, разбор текстов

31

30.04

Итоговое занятие, контрольное тестирование.

1

Тестовая работа

32

7.05

Итоговое занятие, контрольное тестирование.

1

Тестовая работа

33

14.05

Резерв

1

34

21.05

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Говорим и пишем правильно.10-11 класс"

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основны...

Программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 класса.

Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Говорим и пишем правильно. 10 класс»

Рабочая программа факультативного курса "Говорим и пишем правильно" разработана для учащихся 10 класса.Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характе...

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10 общеобразовательного класса

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно»для 10 общеобразовательного класса...

Рабочая программа элективного курса « Говорим и пишем правильно».

Предлагаемый подготовительно – тренировочный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...

Рабочая программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"11 класс

Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов....