«Обособленные определения. Знаки препинания при них»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

1) закрепить  все случаи обособления согласованных определений;

2) научиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях;

3) закрепить полученные знания на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx30.98 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx135.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

 

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей

            Слайд 1- Русский язык! Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

-Разве можно не согласиться со словами Н.М.Карамзина?! А чтобы поистине прославлять наш великий язык, нужно владеть им в совершенстве

. И сегодняшний урок — это очередная ступень к тому, чтобы русский язык стал настоящим богатством каждого из нас.

11. Проверка дз

А)- Дома все выполнили упражнение? Есть у кого вопросы?

Какие случаи обособления  были представлены в дз?

Предложения  с обособленным определением,стоящим после до определяемого слова,относящиеся к личному местоимению,имеющие дополнительное обст значение

II. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка на интерактивной доске

-Первый шаг ,чтобы русский язык стал настоящим богатством каждого из нас, — лингвистическая разминка.

 На доске  слайд2  вы видите определения:

Чтение вслух, увлекательный роман, желание почитать, книга сестры, мой журнал, пятая глава, повесть поменьше, перевозная библиотека.

Наша задача — распределить их на две группы — согласованные и несогласованные.

 Слайд 3    Один обучающийся идёт к доске, остальные чертят таблицу в тетради и заполняют её.

Согласованные определения

Несогласованные определения

увлекательный роман

мой журнал

пятая глава

перевозная библиотека

чтение вслух

желание почитать

книга сестры

повесть поменьше

-Давайте вспомним, какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

Обучающиеся отвечают на вопрос:

Согласованные — определения, связанные с определяемым словом по способу согласования, то есть совпадают в формах рода, числа, падежа; при изменении формы определяемого слова согласованное определение аналогично меняет свою форму (бежевый свитер).

Несогласованные — определения, связанные с определяемым словом по способу управления или примыкания, то есть совпадение форм определяемого слова и определения не предполагается; при изменении форм определяемого слова несогласованное определение не меняется (свитер цвета беж).

III.Постановка проблемного вопроса

- Мы неслучайно коснулись темы «Согласованные и несогласованные определения», потому что она непосредственно связана с темой сегодняшнего урока. А чтобы узнать, как звучит наша тема, давайте обратимся к предложению.

-Перед вами одно из заданий нашего регионального экзамена. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

 

 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солдаты (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до своего укрытия.

 1) 1,2,3       2) 2,3      3) 1,2       4)1,3

 - Итак, сделайте вывод, чем же мы будем сегодня с вами заниматься на уроке? Что должны взять с урока? (закрепить знания о постановке знаков препинания при обособленных определениях; продолжить подготовку к экзамену и т.д.)

IV. Запись темы  слайд5

Сформулируйте  и  запишите тему урока в рабочих тетрадях. «Обособленные определения. Знаки препинания при них»

--------------------------------------------

Слайд6-7

-Каких целей нам нужно сегодня добиться, чтоб наш урок удался?

1) закрепить  все случаи обособления согласованных определений;

2) научиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях;

3) закрепить полученные знания на практике

---------------------------------------------------------------------------

 Закрепление.  Слайд8

Разбор проблемного задания.

  • 1. Сопровождавшие нас ребята показали нужный нам дом.
  • 2. Вдохновлённый успехом он обдумывал положение спокойно и деловито.
  • 3. По степи густо заросшей травой лошади шли медленно.
  • 4. По небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца.
  • 5. Летние сумерки спустились над рекой синие, тёплые, тихие.

6. Утомлённые дорогой ребята быстро уснул

  Соотнеси      

          предложения:

  • Относится к личному местоимению
  • Имеет значение причины
  • Распространённое после о.с.
  • «оторвано» от о.с.
  • Однородные определения после о.с.

V. Комплексная работа с текстом.

Ребята, у вас на партах лежит текст, который познакомит нас с одним очень хорошим человеком, Алексеем Владимировичем Воробьевым.

Напрасно некоторые считают, что нынешние генералы Российской Армии не посылают в горячие точки своих сыновей. Это неправда. В числе десантников шестой роты из Пскова, погибших в Аргунском ущелье Северного Кавказа на территории Чеченской республики, был сын генерала, выпускник Рязанского десантного училища Алексей Владимирович Воробьев.

 Жизнь старшего лейтенанта Алексея Воробьева имеет совершенно удивительную историю. Алеша воспитывался в семье деда в старинном русском селе Кандауровка, раскинувшемся вдоль оживленной магистральной трассы Бузулук – Уральск, Оренбургской области. Именно это место он называл своей настоящей Родиной. Здесь он с друзьями ловил рыбу, ходил на танцы в клуб.

 Еще в школе Алексей, отличавшийся от сверстников своей глубиной, верой, любовью к России и ее истории, проявлял настойчивость и силу характера. Однажды в дневнике записал: «Я горжусь, что я - русский казак. Все мои предки, как бы то ни было, служили России, воевали за веру, Царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине».

 Воспитанный на русских классических произведениях, он много читал книг и  об истории нашего государства, любил слушать рассказы своих дедушек и бабушек о старине.

 Юноша был строгим к себе и к окружающим. Друзья его за это уважали. Алексей - член политического клуба «Прометей». И в то же время он был романтиком, беспредельно любившим свою страну, свой народ. Алеша любил все русское: широкое поле, трепещущие на ветру березки, голубое небо с белыми, как лебеди, облаками, теплую летнюю росу, маленькими жемчужинами рассыпанную на изумрудной траве, раздольные русские казацкие песни и вообще всё-всё, что называется Родиной.

 Как в школе, так и в десантном училище Алеша пользовался большим уважением среди товарищей. «Знаете, таких людей очень мало на этой земле. Алексей, добрый и честный, умел на все смотреть по-доброму, что бы ни происходило вокруг нас. Человек большой души и сердца, верный друг и патриот своей страны. Мы много спорили, размышляли, но всегда приходили к единому выводу.

 А еще очень много читал книг, а потом мне их рассказывал. Я редко видел его в плохом настроении. От Алешки исходила какая-то сила, которая притягивала окружающих людей» (из письма Дмитриева, друга Алексея Воробьева, с которым они вместе учились в Рязани).

 В Чечню Алексей пошел добровольно. И в том бою именно ему выпала особенно тяжелая доля. Ведущие в сторону Улус-Керта следы боевиков Воробьев увидел первым. Разведвзвод принял бой с бандитами 29 февраля, а утром 1 марта, прикрывая отход подчиненных, гвардии старший лейтенант Воробьёв погиб. Будучи раненым, он успел прошить автоматной очередью главаря боевиков, полевого командира Идриса.

 За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

____________________________

Уже сегодня он стал легендой, а его имя является символом героизма, мужества и любви к Родине. Его недолгая, но наполненная смыслом, духом патриотизма и долга жизнь, будет ярким примером для нас.

  - Определите тему текста. О чем он? (о простом русском человеке, солдате, который отдал жизнь, выполняя свой патриотический долг;

- Основная мысль текста? (автор раскрывает на примере одного солдата лучшие черты русских воинов, готовых отдать свою жизнь ради Родины. Воспевает героизм, мужество, храбрость, любовь к Родине; призывает знать имена героев, помнить об их подвиге)

 

 - Озаглавьте текст. (Герой России. Героями не рождаются, а становятся  

 - Определите стиль и тип речи. Докажите. (Публицистический стиль речи. Тип – повествование с элементами описания).

 

  - Начертите схему 3 предложения в тетрадях, на доске. Объясните постановку знаков препинания.

 - Ребята, что из себя представляет предложение в самой прямой речи? (простое с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

 

 - Проверим. Слайд9

 

Выборочная работа (

СЛАБЫЕ (3) – выпишите предложение, которое соответствует 1-й схеме

 

X, /                        /, … .

СИЛЬНЫЕ(5) – выпишите предложение, которое соответствует 2-й схеме

 

Х, /               и              /,… .

 

СРЕДНИЕ (4)– выпишите предложение, которое соответствует 3-й схеме

 

             /                /  Х.

 

 - Ребята, прочитайте предложения, которые вы выписали. Объясните, почему вы обособили (не обособили) определения.

=============================================

  - Ребята, посмотрите внимательно еще раз на текст. Сколько обособленных определений встретилось нам в тексте. Прочитаем по цепочке!!!!!!!. (Можно выделить карандашом).

 

 - Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в предложениях?

 (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой. Они «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения», - говорил А.М.Пешковский. Обособленные члены в предложении обычно играют двойную роль: они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение)

 

 

---Сильные по презентации.по Лермонтову слайд

----- Графический диктант (со слабыми)

 

Потрясенные, мы никогда не забудем славный подвиг псковских десантников.

 

Человек, заглянувший в лицо смерти, лучше узнает цену жизни, цену дружбы, любви к Отечеству.

 

Выдвигавшаяся в сторону Гудермеса колонна была атакована боевиками.

 

Они (десантники), оставшиеся в живых, рассказали всю правду о том страшном бое в Аргунском ущелье. (взаимопроверка по слайду)

6)Подведение итогов урока

Давайте подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Всё ли было понятно?

- Какая работа вызвала у вас затруднения?

Учитель комментирует работу учеников и выставляет оценки.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими обособленными членами.

Подведём итог: чему мы научились

  • Находим в тексте определения
  • Видим условия обособления определений
  • Умеем применять правило и обособлять определения

Дз у294,292


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

!!!!!!!!!!!! Русский язык! Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса , течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса ! Н.М.Карамзин

Слайд 2

лингвистическая разминка Чтение вслух, увлекательный роман, желание почитать, книга сестры, мой журнал, пятая глава, повесть поменьше, перевозная библиотека. Наша задача — распределить их на две группы — согласованные и несогласованные.

Слайд 3

Проверь!!!!! Согласованные определения Несогласованные определения увлекательный роман мой журнал пятая глава перевозная библиотека чтение вслух желание почитать книга сестры повесть поменьше

Слайд 4

Задание В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Солдаты (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до своего укрытия. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2 4)1,3

Слайд 5

Тема урока Обособленные определения . Знаки препинания при них

Слайд 6

ЦЕЛИ урока 1) закрепить все случаи обособления согласованных определений; 2) научиться правильно расставлять знаки препинания при согласованных определениях; 3) закрепить полученные знания на практике

Слайд 7

Создаём алгоритм 1. Определи, где находится определение. 2. Если после определяемого слова, обособляй распространенное определение. 3.Если перед определяемым словом, обособляй при условии: относится к личному местоимению; «оторвано» от определяемого слова, имеет значение обстоятельства

Слайд 8

Прочитай все предложения, объясни, каким случаем они объединяются . Уставший от вечернего света, он влюбляется в непосредственную, невинную девушку любовью брата (П.Вайль, А.Генис; Родная речь) Стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость (И.Тургенев «Ася») Повисший в воздухе, он распространяет вокруг себя приятный матовый цвет. (Люк Бессон) И одиночное и распространенное определение обособляется всегда, если относится к личному местоимению

Слайд 9

Прочитай все предложения, объясни, каким случаем они объединяются . Укатанный колесами автомобиля, снег ледяным покровом сковывал мостовые. ( Ю.Смирнов) - Только-то! - и, окрыленный надеждой, Жиган снова пустился бегом. ( А.Гайдар «Судьба барабанщика») Довольно быстрое для лесной речки, течение закручивало мелкие воронки. (Ю.Нашбин «Зимний дуб») Согласованное распространенное определение содержит дополнительное обстоятельственное значение причины

Слайд 10

Прочитай все предложения, объясни, каким случаем они объединяются. Отсеченная от танков огнем, залегла пехота на голом склоне.(М.Шолохов «Они сражались за Родину») Покрытая багровыми облаками, восходила луна и еле-еле освещала дорогу…(Чехов, Дом с мезонином) Омытая грозой, засверкала на солнце листва знаменитых каштанов. Определяемое слово и определение разделены другими словами, поэтому определение обособляется

Слайд 11

Отметь предложение, в котором согласованное распространенное определение не обособляется (знаки препинания не расставлены ) Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбирались из смежного месива. (И. Друцэ) Молчаливый он не запрещал мне говорить обо всем (М.Горький) …головотяпы неуверенные в успешном исходе своего дела прибегли к колдовству… (М.Е.Салтыков-Щедрин) Вылетел торопившийся куда-то отряд. (А.Гайдар «Судьба барабанщика»)

Слайд 12

Отметь предложение, в котором согласованное распространенное определение не обособляется (знаки препинания не расставлены ) Сбитые с боевого настроения люди и лошади с трудом выбирались из смежного месива. (И. Друцэ) Молчаливый он не запрещал мне говорить обо всем (М.Горький) …головотяпы неуверенные в успешном исходе своего дела прибегли к колдовству… (М.Е.Салтыков-Щедрин) Вылетел торопившийся куда-то отряд. (А.Гайдар «Судьба барабанщика»)

Слайд 13

Отметь предложение, в котором согласованное распространенное определение не обособляется (знаки препинания не расставлены) Герман был сын обрусевшего немца оставившего ему маленький капитал ( А.С.Пушкин «Пиковая дама») Мокрый осунувшийся он сидел на корточках.( М.Горький ) Зажженная моим отцом любовь к природе никогда во мне не погаснет. ( И.Соколов ) Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю душу. ( М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Слайд 14

Отметь предложение, в котором согласованное распространенное определение не обособляется (знаки препинания не расставлены ) Герман был сын обрусевшего немца оставившего ему маленький капитал ( А.С.Пушкин «Пиковая дама») Мокрый осунувшийся он сидел на корточках.( М.Горький ) Зажженная моим отцом любовь к природе никогда во мне не погаснет. ( И.Соколов ) Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда швейцар вкладывал в свист всю душу. ( М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Слайд 15

А)-Относится к личному местоимению Б)-Имеет значение причины В)-Распространённое после о.с . Г)-«оторвано» от о.с . Д)-Однородные определения после о.с . Е) Р аспространеное перед о.с . 1. Сопровождавшие нас ребята показали нужный нам дом. 2. Вдохновлённый успехом он обдумывал положение спокойно и деловито. 3. По степи густо заросшей травой лошади шли медленно. 4. По небосклону высокому и прозрачно-нежному поднимался золотистый шар солнца. 5. Летние сумерки спустились над рекой синие, тёплые, тихие. 6. Утомлённые дорогой ребята быстро уснули.

Слайд 16

Выборочная работа ( 3) – выпишите предложение, которое соответствует 1-й схеме X, / /, … . ( 5 ) – выпишите предложение, которое соответствует 2-й схеме Х, / и /,… . ( 4)– выпишите предложение, которое соответствует 3-й схеме / / Х.

Слайд 17

Обособим определения ? 1.Лермонтов появился на литературной арене в тридцатые годы известные в российской истории разочарованием в демократических идеалах. 2.Но в эти же годы появились произведения критически оценивающие отношения власти, дворянства и народа. 3.«Дума» всколыхнувшая читающее общество и разделившая его на два лагеря появилась, когда Лермонтов возвратился с Кавказа. 4.Поэту досадно, что «под бременем… сомненья в бездействии состарится « его поколение отказавшееся от «мыслей благородных».

Слайд 18

Подведём итог: чему мы научились? Находим в тексте определения Видим условия обособления определений Умеем применять правило и обособлять определения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Данный материал содержит разработку урока по теме "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них" и раздаточный материал для учащихся....

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами

Презентация помогает повторить правила обособления причастных и деепричастных оборотов и потренироваться в постановке знаков. ...

Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная

Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...

Тесты по теме "Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 8 классе при изучении темы "Знаки препинания в предложениях с обособленными членами" и при подготовке обучающихся 11 классов к государс...

Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при однородных членах

Эти материалы разработаны к урокам русского языка в 11 классе по темам:"Однородные и неоднородные определения", "Знаки препинания при однородных членах"....

Урок русского языка в 8 классе на тему "Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них".

Знакомство с понятием обособление членов предложения.Задачи: показать, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения; научить находить грамматические условия обособле...