Урок русского языка в 7 классе «Употребление деепричастий в речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Обобщающий урок русского языка по теме «Употребление деепричастий в речи» проводится после изучения части речи «Деепричастие» в 7 классе. На уроке предусмотрена работа учащихся в парах и группах, работа с перфокартами, анализ текстов  разных стилей, определение роли деепричастий в оригинальном стихотворном тексте Р.Саути «Лодорский водопад», составление собственного текста по картине И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад» с использованием деепричастий,  разноуровневое  домашнее задание.Конспект урока сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russky_7_klass.docx80.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

 7 класс

Тема  «Употребление деепричастий в речи»

Цель:      создать условия для формирования умения  применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать  новые.

          Задачи:

Предметные: обобщить знания обучающихся о деепричастии с целью распознавания их в тексте, показать роль деепричастий в речи.

Метапредметные:

познавательные:  учить правильно употреблять одиночные деепричастия и деепричастные обороты в связной речи с учетом различных стилей речи, грамотно оформлять письменные высказывания.

коммуникативные: помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности; 

регулятивные: формировать у обучающихся умения принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий.

Личностные: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; развивать навыки сотрудничества со сверстниками; воспитывать культуру умственного труда и  любовь к художественному слову.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, рабочие листы с заданиями, карточки-информаторы, толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь.  Я желаю вам новых интересных открытий и творческого настроения.

        Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику –знания, учителю – радость!»

ΙΙ.  Мотивация к учебной деятельности.     Постановка учебной задачи.

-  Ребята, а вы любите сказки? Чем они вас привлекают?

- Почему сказки ценятся и детьми, и взрослыми? (Поучительный смысл).

Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы послушайте и определите идейный замысел сказки.

В стране Лингвистика жили-были части речи. Принцесса Морфология решила собрать всех жителей своего королевства на грандиозном балу. Гостей ожидали превращения, фейерверки, сюрпризы.

- Пусть наш праздник прославится на века! – воскликнула принцесса. – А кто же о нем расскажет? Сохранит воспоминания для потомков? Пожалуй, Глагол. Ведь он такой мудрый, у него столько грамматических достоинств.

- Ваше Высочество! Я выполню Вашу просьбу, буду служить Вам верой и правдой! – торжественно пообещал Глагол.

На бал он явился со своей верной женой Инфинитив, красавицей дочкой Причастие и сыном Деепричастие. Глагол важно ступал по залу, приветствуя гостей. Внимательно  наблюдал за происходящим, пытаясь составить речь. “Встали гости, поприветствовали, присели, послушали, похлопали...»  Да, что-то получается скучновато. Видно стар я уже стал и глаз не тот.

- Что же делать, дорогая инфинитив? – обратился он к жене. Та даже в лице не изменилась: “Думать, терпеть, творить”.

- Да, без вдохновения творить невозможно! Быть может, дочь поможет? Но обворожительное Причастие вихрем кружилось по залу со своим партнером. Лишь только Деепричастие смотрел на отца влюбленными глазами и ходил за ним следом:

- Возьми меня в помощники. Я особенный, я необыкновенный. Я тебе обязательно помогу... Твоя речь станет самой лучшей.

Беседа с обучающимися

- О чем эта сказка?

- Как вы считаете, какова основная мысль этой сказки?

- А для чего я вам рассказала эту сказку? Над чем задумались? (Задумались о роли деепричастий в речи).

        Определение темы и целей урока

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (Употребление  деепричастий в речи). Запишите в тетрадь.

- По-вашему, каковы цели нашей работы? Чему вы сегодня хотите научиться?

Распознавать…

Определять…

Употреблять…

(Распознавать деепричастия в тексте, определять роль деепричастий в речи; научиться правильно употреблять деепричастия в речи).

     -Ребята, сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Мы попробуем определить роль деепричастий в поэтическом тексте, попытаемся использовать деепричастия для создания текста по картине, продолжим работу по обнаружению и исправлению грамматических ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий, и пронаблюдаем, как меняется пунктуационная ситуация в предложениях с деепричастными оборотами.

                III.    Актуализация опорных знаний.

     - Чтобы правильно употреблять деепричастия, следует отличать их от других частей речи. Проверим себя.

Задание 1: из предложенных слов выберите деепричастия, обоснуйте свой выбор (украшая, краса, раскрашенный, морозно, замораживая, разморозив, подморозить).

     - По каким признакам вы находили деепричастие?

     - Назовите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия?

Индивидуальная работа: 1 ученик составляет у доски паспорт деепричастия.

Задание 2: распределите деепричастия по столбикам – в первый столбик запишите деепричастия несовершенного вида, во второй – совершенного; пропущенные буквы подчеркните (выт…рая, прик…снувшись,оз…рив,

уст…лая, зам…рев, бл…стя). Какая орфограмма пропущена? Какое слово лишнее? (Озарив)

        - Как вы думаете, зачем нам надо знать вид глагола? (Чтобы правильно использовать деепричастия в речи). С помощью каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида, а совершенного?

Взаимопроверка по слайду .

   ΙV. Формирование  новых  знаний.

1) Работа с текстом художественного стиля

- Теперь можно приступить к решению нашего основополагающего вопроса - проблемы: Какова роль деепричастий в речи, как они «живут», как «работают»? Выдвинете свои предположения.

- Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали.  Конечно, невозможно составить предложение из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

     Чтобы определить роль деепричастий в речи, я предлагаю вам поработать с текстом.

       Как вы думаете, почему? (текст – единица речи)

       Познакомимся  со стихотворением английского поэта  Роберта Саути «Лодорский водопад» в переводе  В.Жуковского.

     Прочитаем текст (один ученик читает).  

Шипя

Ворча

Струясь

Крутясь

Сливаясь

Свиваясь

Вздымаясь

Вздуваясь

Мелькая  круша

Резвясь и спеша

Скользя  обнимаясь

Делясь и встречаясь

Ласкаясь бунтуя  летя

Играя  дробясь  шелестя

Блистая  взлетая  шатаясь

Сплетаясь  звеня  клокоча

Взвиваясь  вертясь  грохоча

Морщинясь волнуясь  катаясь

Бросаясь  меняясь  воркуя  шумя

Взметаясь и пенясь  ликуя  гремя

Дрожа  развиваясь  стремясь  вырастая

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Лодоре.

     - Расставьте знаки препинания. Сколько предложений в этом тексте? (одно).

     - Почему же мы называем   это предложение текстом?

       С какой целью используются в этом тексте деепричастия?

        В чем особенность стихотворения?

(Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.)

- Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?

(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.)

- Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Что они придают тексту?

( Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает нам услышать извержение водопада; преобладают шипящие звуки: шипя, шурша, морщинясь, дрожа; олицетворения усиливают выразительность стихотворения).

Работа в группах

 Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия:

  • 1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
  • 2 группа – зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
  • 3 группа – аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Самопроверка по слайду

2) Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского.

- Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, какое впечатление водопад произвел на известного художника-мариниста И.К.Айвазовского.  

Описание: Картины Айвазовского

  Индивидуальная работа по определению лексического значения слова  маринист (по словарю С.И.Ожегова) 

Маринист  -  Художник, изображающий морские виды, жизнь моря.                                     

Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты.

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ________ , срываются вниз с огромной высоты.

Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, __________. Вот они, _________, переливаются под лучами солнца, а вот, _________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _________, веками удивляет человечество.

Справка (1 уровень): устремляясь вперёд и вперёд, шипя и пенясь, взлетая, дробясь, сливаясь, покоряя своим величием.

Справка (2 уровень): устремляться вперёд и вперёд, шипеть и пениться, взлетать, дробиться, сливаться, покоряет своим величием.

3 уровень: самостоятельно подбирают деепричастия.

- Изменился ли текст? Какую роль сыграли деепричастия в вашем описании?

Самопроверка по слайду

Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, шипя и пенясь, срываются вниз с огромной высоты. Они, сливаясь, неостановимо бегут наперегонки, устремляясь вперед и вперед. Вот они, взлетая, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, покоряя своим величием, веками удивляет человека?

3) Построение предложений с деепричастиями и  деепричастными оборотами.

Проблемная ситуация.

- Конечно, интересно самому попытаться описать картину с помощью деепричастий и деепричастных оборотов, но, к сожалению, иногда это сопровождается грамматическими ошибками. Что в предложениях не так? Исправьте предложения. (Работа в парах)

1. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

Слайд. Проверка

 (Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об этом людям).

2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.

Слайд. Проверка

 (Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство художника).

3. Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы  открыли для себя много интересного.

Слайд. Проверка

 (Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного).

4) Исследование «Роль деепричастий в тексте художественного стиля»  (реализация индивидуального домашнего задания).

- А сейчас мы познакомимся с исследовательской работой «Роль деепричастий в тексте художественного стиля»

Физкультминутка

5) Определение роли деепричастий в тестах разных стилей речи. Работа в группах.

1 группа - текст научного стиля

Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они сильно охлаждаются, образуя область высокого атмосферного давления. Сухой и холодный воздух растекается из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны. (Учебник географии)

- Определите стиль речи текста. Докажите. (Задача – сообщить знания и объяснить. Для текста характерны логичность, аргументированность,  лаконичность).

- Определите лексическое значение слова муссоны (ветры, дующие зимой с суши на море, а летом с моря на сушу).

- Назовите деепричастия и деепричастные обороты. Попробуйте их заменить глаголами.  Что изменилось?

- Какова роль деепричастий в тексте? (Сжато и точно показать действие).

Реализация домашнего задания в группах

2 группа – текст делового стиля

Обязанности пешеходов

Переходя проезжую часть, не забудь о том, что это нужно делать по пешеходному переходу. В случае, если он отсутствует,  действуй следующим образом.  Посмотрев сначала влево, а затем вправо и убедившись в отсутствии транспортных средств, начинай движение. Выйдя на проезжую часть, не задерживайся и не  останавливайся, если это не связано с обеспечением безопасности движения. В темное время суток, имея на рукаве светоотражающую повязку, ты обеспечиваешь себе безопасность.

- Определите стиль речи текста. Докажите. (Задача – сообщение + инструкция. Для текста характерны точность, отсутствие эмоциональности. Текст носит долженствующий характер).

-Назовите деепричастия и деепричастные обороты. Попробуйте их заменить глаголами.   Что изменилось?

- Какова роль деепричастий в тексте? (Конкретизируют, точно показывают действие, сосредотачивают внимание на действии).

3 группа – текст разговорного стиля

Мишка просит маму:

- Мам, ну что я дома сложа руки сижу, когда во дворе ребята лепят снеговика? Можно мне пойти погулять?

- Сынок, положа руку на сердце скажи, ты уроки выучил?

- Да.

- Тогда можно, только сломя голову не несись.

- Определите стиль текста. Докажите. (Задача – общение в непринуждённой обстановке)

- Назовите деепричастия, использованные в тексте. В чем особенность их употребления?    (С точки зрения значения)

- Замените фразеологизмы на синонимичные слова. Что потерял текст? (Красочность, ёмкость, эмоциональность)

- С какой целью автор вводит в текст фразеологизмы? (Придают тексту эмоциональность, помогают выразить отношение к происходящему).

        Реализация индивидуального домашнего задания: подбор фразеологических оборотов, содержащих деепричастные обороты. (В  устной речи деепричастия практически не употребляются. Чаще всего в  разговорной речи деепричастия употребляются во   фразеологических оборотах:  сломя голову, скрепя сердце, жить припеваючи, работать непокладая рук, бежать не чувствуя под собой ног, не раздумывая,  высунув язык, стиснув зубы, засучив рукава, очертя голову. Очень интересно происхождение последнего фразеологизма. Так говорят, когда хотят сказать о быстром, решительном и вместе с тем о безрассудном поступке. Откуда же к нам пришло это выражение?
Древние воины перед сражением кончиком меча очерчивали над головой магический круг, который, как они считали, предохранит их от ударов врага и сохранит им жизнь. И, уверенные в магической силе этого обряда, бесстрашно бросались в самое пекло, т.е. очертя голову).

- Вспомните, каков основополагающий вопрос нашего урока. Прочитайте его ещё раз. Как бы вы теперь на него ответили?

Вывод: Роль деепричастий в речи очень значима. Они украшают нашу речь, делают её более точной, выразительной, лаконичной. Обладая энергией глагола и образной силой наречия, деепричастия придают тексту особую выразительность, краткость, динамичность.

        V. Итог урока.  Рефлексия.

- Хорошо, когда радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака. Восхищаясь природой, человек создаёт удивительные стихотворения. Вспомним Сергея Есенина:  песням, с берега «А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром» или «Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река». Сегодня мы обратили внимание на то, какую роль играет деепричастие в создании образных картин мира. Мы увидели, насколько велики выразительные возможности деепричастий.

Мы попытались описать картину И.К.Айвазовского при помощи деепричастных оборотов.

Наш урок подошел к концу, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения:

1. На уроке я узнал (а)…

2. Я научился (ась)…

3. Я теперь знаю …, как …  

4. Я умею правильно …

5. У меня получилось …

6. Мне удалось …

7. Полученные знания мне помогут …

8. Над чем предстоит работать …

- Чьи выступления оказались самыми интересными и почему? Чьи самыми важными и почему?

-  Какие вопросы и задания требуют дополнительной работы?

- Подсчитайте в своих листах самоконтроля количество баллов и выставите оценки. С помощью сигнальных карточек покажите ваши результаты. С чем ассоциируются у вас цвета на карточках? (Со светофором: зелёный цвет - смело переходим в следующую тему, жёлтый цвет - остановиться на затруднительных заданиях; красный цвет - более тщательно повторить пройденный материал).

VΙ. Домашнее задание

- Дома вам предстоит составить текст-описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов:

1) всматриваясь в картину;

2) символизируя смелость и отвагу;

3) напряженно вглядываясь;

4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;

5) готовясь вступить в смертельную схватку;

6) внушая страх противнику;

7) спокойно наклонив голову;

8) почуя врага;

9) поражая находчивостью;

10) лукаво улыбаясь;

11) держа в правой руке гусли;

12) не боясь вражеских полчищ;

13) как будто возвышаясь над землей;

14) мужественно защищая своё Отечество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"

Урок русского языка по теме "Употребление фразеологизмов в речи"...

Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Употребление синонимов в речи"

Технологическая карта урока "Употребление синонимов в речи" 5 класс...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. «Употребление времен».

Предлагается необходимый для самообразования пятиклассников в условиях дистанционного обучения материал....