Текстоориентированный подход в преподавании русского языка
статья по русскому языку на тему

В статье идёт речь о формировании ключевых компетенций обучающихся посредством текстоориентированного подхода в преподавании русского языка.Описаны критерии отбора текстов.Автор излагает те приёмы работы с текстом, которые использует в своей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текстоориентированный подход в преподавании русского языка.

И.В.Смолякова, преподаватель высшей категории УГСВУ.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей обучающихся, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. А учитель русского языка и литературы несёт, к тому же, особую миссию – воспитание и развитие гармоничной личности: помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими, конкурентоспособными, уверенными в себе людьми.

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование ключевых компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. На мой взгляд, для достижения устойчивых результатов в формировании у обучающихся различных компетенций   необходимо использовать текстоориетированный подход, который позволяет учителю создать на уроках русского языка и литературы развивающую речевую среду.         Работа с текстом на уроках русского языка способствует следующему:

-развитию орфографической и пунктуационной зоркости;

-осуществлению функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;

-формированию представления о языковой системе, системе изобразительно-выразительных средств;

-реализации межпредметных связей курсов русского языка и литературы;

-развитию творческих способностей учащихся;

-формированию читательской культуры обучающихся.

Текстоориентированное обучение предполагает обязательное включение в систему уроков заданий по текстоведческому и речеведческому анализу (сформулировать тему текста, его основную мысль, озаглавить текст, составить его план и т.д.); по комплексному анализу текста; на построение типовых фрагментов текста, анализ его композиции, редактирование и т.п. Работая с текстом на протяжении всего курса обучения в школе, учащиеся овладевают навыком чтения публицистических, научных, художественных текстов; общеучебными умениями работы с книгой, справочной литературой; умением анализировать текст, обращая внимание на эстетическую функцию языка; умением интерпретации и создания текстов различных стилей и жанров. Кроме этого, начиная с 5 класса, учитель-словесник должен постепенно подвести обучающегося к тому, что в старших классах он сможет беспрепятственно сдать экзамены.

В среднем звене урок можно начинать с лингвистической разминки, на которой даётся небольшой фрагмент произведения, рекомендованного к чтению. Это может быть сказка, басня, миниатюра, стихотворение и т.д. В зависимости от темы и цели урока строится работа с текстом. Например, в 5 классе работу возможно организовать следующим образом. На доску высвечиваю следующий текст:

Посмотрели  Петя и Наденька  и вот что увидели: летит  трамвай, девятый номер. А на  "колбасе" висит старичок.  Шапка  лихо надвинута на ухо, борода  развевается  по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с  ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Выразительно читаю текст сама, затем строю беседу:

-Ребята, узнали ли вы произведение ?Конечно, это отрывок из «Сказки о потерянном времени»  Е.Шварц .(Если обучающиеся не узнали текст, можно их заинтриговать и тем самым пробудить желание обязательно эту сказку прочитать).

-Определите, пожалуйста, стиль  речи и тип данного текста.

-Выпишите из текста 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и 2 слова – с непроверяемой. Выполните графические обозначения.

-Прочитайте сложное предложение, назовите грамматические основы и простое предложение с однородными членами.

-Найдите в тексте фразеологический оборот и объясните его значение.

Особое внимание нужно обратить на критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии и пунктуации, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности.

Комплексный анализ текста может быть проведён по следующему плану:

1. Выразительное чтение текста.

 2. Словарная работа.

 3. Тема текста.

 4. Идея текста.

 5. Тип текста.

 6. Стиль текста.

 7. Выразительные средства речи и их роль.

В своей практике использую следующие упражнения по работе с текстом:

  • «Корректор» (исправление намеренно допущенных в тексте орфографических и пунктуационных ошибок)
  • «Дырявое письмо» (на месте многоточий обучающиеся вставляют подходящие по смыслу слова)
  • «Поэт» (ученикам даются рифмы слов, которыми оканчиваются стихотворные строки, нужно создать собственное стихотворение)
  • «Переводчик» (ребятам даётся текст, насыщенный иноязычными словами, необходимо заменить эти слова на русские).

      В последнее время многие учителя русского языка используют такие  интересные задания, как создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту. Такие формы работы позволяют учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

●нахождение границ  предложений в тексте;

●деление текста на абзацы;

●восстановление деформированного текста;

●собирание текста из фрагментов;

●определение темы, главной мысли, идеи;

●озаглавливание;

●дописывание концовки текста;

●создание текстов разных стилей, разных типов речи.

      М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления»[1].  Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться»[4].  Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Осуществить это можно на таких нестандартных  уроках, как уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников[3].  

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка предполагает следующее:

- понимать коммуникативную цель чтения текста;

- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

- определять основную мысль текста;

- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

Литература.

1.Бахтин, М. М.  Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках [Электронный ресурс]/ М.М.Бахтин.-  http://dustyattic.ru/

2.Ипполитова, Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе [Текст]/  Н.А.Ипполитова. – Москва: Флинта, Наука.

3. Краснова, Л.Л. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Л.Краснова.- http://nsportal.ru/

4. Краснова, Г.М. Текстоориентированный подход в  обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника [Электронный ресурс]/ Г.М.Краснова.- http://nsportal.ru/

5.Макарова, Т.В. Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]/ Т.В.Макарова.- http://portfolio.schule72spb.ru/

6. Маранцман, В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших  классов средней школы [Текст]/  В.Г.Маранцман. – Москва: Просвещение, 1986.

7. Шемякина, Е.В. Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе [Электронный ресурс]/ Е.В.Шемякина. - http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

Презентация "Краеведческий подход к преподаванию русского языка"

В презентации отражены некоторые методические приёмы интеграции краеведения и русского языка...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...