Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
материал по русскому языку по теме

медведева нина ивановна

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых соотечественников".Это необычайно сложно в условиях типовой российской школы, поскольку требует от учителя знания приёмов организации материалов, специфичных для иноязычных учащихся.Основная и очень ответственная задача предмета    "русский язык" в школе - стать инструментом социализации ребёнка в современном поликультурном обществе, научить воспринимать собственную культуру, обучить диалогу культур. развить у школьников учебные, коммуникативные и общие интеллектуальные навыки

         При помощи языка и через язык осуществляется взаимдействие в группе.В процессе обучения языку дети встречаются с элементами страноведения,что обогащает процесс коммуникативности и является способом ознакомления детей-инофонов с новой для них действительностью и формированием умения понимать ментальность носителей русского языка..

          В докладе сказано,что школьный курс русского языка включает в себя две взаимосвязанные системы: языковое образование и речевое развитие.

            Далее о формах и методах преподавания русского языка в классах полиэтнического состава.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

                   

ДОКЛАД

Компетентностный  подход к преподаванию

русского языка в классах,имеющих полиэтнический состав

                                                               Учитель русского языка и литературы

                                                               МОУ   Жаворонковская СОШ

                                                                Медведева Нина Ивановна.

2011 год.

Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются

в системе школьного обучения в России. Разработка и введение   в действие

Стандартов  нового поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее

время в мировой практике компетентностно-деятельностным  подходом в

обучении языку.

    Определяющими компетенциями для блока лингвистических дисциплин

сегодня становится не только языковая, дискурсионная , разговорная,комму-

никативная , но и социально-личностные компетенции. В языковом образовании здесь выявляется ряд проблем. Сейчас в России мы столкнулись

сроцессом и внутренней , и внешней  миграции , с появлением целой вол-

ны детей « новых соотечественников», решение проблем которых в школь –

ном образовании в первую очередь легло на плечи учителей-русистов.

Это необычайно сложно в условиях типовой  российской школы , поскольку

требует от учителя знания приёмов организации материала , специфичных

для иноязычных учащихся.

         Роль русского языка  в школах Российской Федерации сегодня чрезвы-

чайно высока.Известно , что в школе язык выполняет двойную функцию :

является не только предметом обучения , но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам. Основная и очень ответственная задача предмета «русский язык» в школе – стать инструментом социализации ребёнка в современном поликультурном обществе , научить воспринимать

собственную культуру, обучить диалогу культур , развить у школьников

учебные , коммуникативные и общие интеллектуальные навыки.Именно поэтому особенное значение «русский язык» сегодня приобретает в сфере

обучения тех российских школьников , для которых он не является родным.

         При помощи языка и через язык осуществляется взаимовлияние и взаи-

модействие  в группе.В процессе  обучения языку дети  встречаются с элементами страноведения , что обогащает процесс коммуникативности, но

и  является способом ознакомления детей –инофонов с новой для них действительностью и формированием умения понимать ментальность

носителей русского языка. Это способствует воспитанию положительного

отношения к культуре народа – носителя языка , усиливает ценность собственной культуры  , становится основой их толерантности.

      Итак , ценностные ориентиры современной школы – это формирование

гражданина  России , готового к активной  созидательной деятельности ,

уважающего иные культурно-этнические общности , умеющие жить в мире

и согласии с представителями разных национальностей , верований.Кто же

такие наши инофоны , за которыхна нас возлагается такая серьёзная ответ-ственность? В нашей школе таких детей много. Только в одном 7 классе

учатся  и таджики , и узбеки , и азербайджанцы , и туркмены , и молдаване.

В школе около 30%  иностранцев.Они теряют навыки  в сфере родного языка,

но не приобретают их в сфере русского.Они легко определяют граммати –

ческие признаки (падеж . вид  или время ) , находят главные и второстепен-

ные члены предложения , но не умеют придумывать предложение , не спо-

собны создать собственный текст. Их речь ограниченна , наблюдается частичная оформленность лишь учебно-бытовой сферы. Учёные считают , что возникает опасность появления поколения  , неспособного к коммуни –

кативной практике ни на каком языке.Другая опасность – это болезненное

осознание  опасности утраты собственного языка и национальной самобыт-

ности.Появляется нежелание интеграции , именно поэтому таких  детей

важно обучать в смешанном классе , не отделять в группы.

     В качестве главных целей современная методика обучения  русскому языку  называет практическую ( коммуникативно-обучающую) , общеобразовательную и воспитательную.Современный школьный курс

русского языка в основном построен  на принципах коммуникативной

методики.Это помогает развитию личности и образованию. Нам  , как учителям русского языка, нужно помнить , что общение тесно взаимосвязано

с процессом социализации нерусских детей в российскую действительность.

        Следует сказать , что школьный курс русского языка включает в себя

две взаимосвязанные системы : языковое образование и речевое развитие.

Знания и умения по русскому языку и речи составляют для учащихся фун-

дамент , на котором  происходит освоение речевых умений, и , таким образом  , создаются условия  для свободного владения языком.

     Обучение родному языку в школе осуществляется в двух направлениях :

       

  • Через получение сведений о языке – правилах изменения языковых

единиц и их конструирования , грамматических категориях – формирование языковой компетенции.

*Через  развитие речи уч-ся , основанное на реальном ункционировании

( формирование речевой компетенции )

Раньше  методика обучения второму языку разрабатывалась таким образом , что приоритетной считалась цель – обучить школьников речи,

научить их разговаривать  , а потом уже читать и писать.Однако обу –

чение русскому языку таким образом невозможно , т.к.

- учащиеся и учитель работают по программе «Русский язык как родной» , и требования  ко всем учащимся  одинаковы.

- работая с полиэтническим контингентом , учитель русского языка

решает задачу выравнивания и развития уч-ся  с целью их социализации

и подготовки к итоговой аттестации на общих основаниях с русскими выпускниками.

     Дети из классов выравнивания плохо читают , у них бедный словарь ,

Они не воспринимают переносное значение слов , не могут своими словами пересказать текст.Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего обуче-

ния.И после основной школы дети выравнивают свои знания и умения

в том случае , если учитель русского языка владеет специальной методи-

кой.Эта методика строится на следующих принципах :

- принцип обязательной коммуникативной направленности

- принцип  взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности

- принцип единства приобретения знаний и умений и формирования их

практического использования.

-принцип соотнесённости с родным языком уч-ся.

Перед учителем  стоит проблема дополнять  программный материал но-

выми для уч-ся языковыми фактами и явлениями.Порой наиболее слож-

ный языковой материал  является наиболее необходимым для обучения

речи и поэтому подлежит изучению на самых первых этапах обучения.

Например ,  употребление видов глагола должно рассматриваться с первых  уроков темы  «Глагол».А употребление и значение  предлогов –

одна из самых трудных тем , поэтому к этой теме учитель обращается

Постоянно.Методика преподавания  русского языка как родного имеет

свои приёмы работы со словом на уроке.Выделены этапы введения

нового слова.Однако в основном эти этапы направлены на формирование правописной  грамотности ( проговаривание слова,

запись в словарик с послоговым проговариванием , постановка ударе –

ния , выделение и объяснение орфограмм.При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное средство расширения словарного запаса уч-ся.Поэтому учителю необходимо уметь применять

Все возможные способы семантизации слов.Главное при этом  - убедиться, что слово понято и может быть использовано учащимися в речи.

    Для правильного построения системы организации словарной работы

учитель  опирается  на особенности психологии  речевой деятельности

на неродном языке.Эффективными являются упражнения с лексичес –

кими единицами и грамматическими формами , которые усваиваются

непроизвольно  , в процессе работы с ними.

     В дополнение к упражнениям из учебника в полиэтнических классах

используются :

- словообразовательные упражнения ( найди корень и подбери однокоренные слова , образуй от существительного прилагательное,

от данных глаголов- существительные по образцу , продолжите словообразовательный ряд прилагательных, глаголов с данной приставк.

- упражнение на составление тематических групп слов

- упражнение на включение данного слова в словосочетание

- упражнение на введение данных слов в контекст ( опишите картинку,

используя данные слова, расскажите о своей семье,используя данные слова, составьте предложения с этими словами.Однако  составление разрозненных предложений не должно являться самоцелью и может быть полезным только в системе заданий.

     При обучении русскому языку как неродному активно используются

правила-инструкции , разъясняющие закономерности русского языка и

помогающие формировать языковую компетенцию школьников.

О людях и животных мы спрашиваем кто? О вещах-что?О мальчике мы гговорим он,о девочке она.По-русски говорят : мальчик пришёл,девочка пришла , мальчик большой,девочка красивая.Запомните : Девочка говорит :я рада,а мальчик : я рад.Мальчик : я сам, а девочка : я сама.

   Изучение грамматики с учётом семантики обеспечивает развивающее обучение.Опора на внутрипредметную связь ( лексика-грамматика-речь )

обеспечивает  правильное использование в речи грамматических форм , обогащает речь учащихся за счёт усвоения новых значений многозначных слов. А постоянное использование   толкового словаря  с

целью усвоения полисемии  способствует совершенствованию речи школьников.

   Одной из самых трудных тем для нерусских школьников является усвоение и правильное употребление рода имён существительных.

Самое большое количество ошибок связано с категорией рода : опреде-

ление рода , согласование с прилагательным, существительного с место-

имением и др.Все ошибки  в употреблении видовременных форм глагола связаны с отсутствием категории рода  в родных языках обучаемых.Учащиеся часто нарушают порядок слов в предложении, что связано с порядком слов в родном языке.Необходимо учить детей  зада-

вать правильный вопрос ко всем членам предложения.Обучая предложно-падежной системе русского языка как родного, учитель уже

в начальной  школе формирует умение уч-ся ставить падежный вопрос

и пользоваться моделями : нет кого,чего?Рад кому,чему? И т.д.

    Наиболее часты ошибки в управлении ( рисовал с карандашом,ел с ложкой и др.)В употреблении предлогов : хожу гулять на парк и др.

  И в заключение несколько слов о формировании речевых умений.

Отбор и представление  языкового материала на уроке русского языка

в полиэтнических классах соответствует коммуникативной методике

обучения языку , которая обуславливает практическую направленность

обучения, функциональный подход к отбору материала, изучение лексики и грамматики на на образцах речи.

        В докладе использованы статьи Хамраевой Е.А. ,Михеевой Т,Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

Статья "Урок русского языка в школе с полиэтническим составом учащихся".

опыт работы  преподавания русского языка как неродного....

Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...

Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе

Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языкакак необходимое условие успешного обучения в профильной школе "...

Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом

Проект.Особенности преподавания русского языка  в школе с полиэтническим  контингентом...