Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Максимова Лидия Робертовна

Презентация педагогического опыта

 

Основные идеи презентуемой технологии:

  • углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;
  • вооружение школьников ясным представлением об основных критериях хорошей речи;
  • использование богатейшего потенциала художественной литературы, способствующей речевому совершенствованию обучающихся;
  • усиленное внимание к этическому аспекту культуры речи;
  • развитие потребности в речевом самосовершенствовании, в творческом самовыражении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rechevaya_kultura.zip2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Презентация педагогического опыта

Тема моего инновационного опыта «Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка».

Цель – сформированность высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию каждого выпускника общеобразовательной школы.

        Для достижения данной цели определены задачи, представленные на экране:

  • повышение собственной профессиональной компетентности;
  • создание условий для полноценного и грамотного использования школьниками богатых ресурсов родного языка;
  • развитие у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь;
  • информационно-методическое обеспечение процесса повышения речевой  культуры  старшеклассников.

Отправной точкой исследования является аналитическая деятельность по выявлению уровня сформированности речевой культуры:

провожу контрольную диагностическую работу по орфоэпии, тестирование по теме «Языковые нормы», даю ученикам задание подготовить публичное выступление по самостоятельно выбранной теме.

          Первичная диагностика показала недостаточный уровень владения языковыми нормами: обучающиеся допускают орфоэпические ошибки; нарушили лексические, морфологические и синтаксические нормы.

 Анализ устных выступлений выявил отдельные ошибки в выборе речевой тактики, а также в выборе языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

«Замер» реального уровня речевой культуры школьников позволил определить основные направления работы, которые тоже представлены в презентации:

  • усвоение языковых норм;
  • обогащение словарного запаса обучающихся;
  • изучение выразительных возможностей слова;
  • формирование коммуникативных умений и навыков;
  • формирование культуры общения.

 

Ведущая идея моей деятельности – «оздоровление» речи обучающихся, определение путей и способов её обогащения и совершенствования. Сущностная характеристика ее представлена на экране.

         Основные идеи презентуемой технологии:

  • углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;
  • вооружение школьников ясным представлением об основных критериях хорошей речи;
  • использование богатейшего потенциала художественной литературы, способствующей речевому совершенствованию обучающихся;
  • усиленное внимание к этическому аспекту культуры речи;
  • развитие потребности в речевом самосовершенствовании, в творческом самовыражении.

   

                 Целенаправленная работа, которая велась в течение двух лет,        позволила достичь определенных положительных результатов в развитии речевой культуры школьников.

            Повторное тестирование  показало, что вырос уровень владения орфоэпическими нормами на 6,1%, лексическими - на 19%, морфологическими - на  8,2%, синтаксическими - на 6,8%.

 

           

 Представление системы учебных занятий и имитационная игра

В календарно-тематическом планировании есть темы, которые прямо связаны с изучением вопросов культуры речи. Но удельный вес этих уроков таков, что он не позволяет решить всех проблем повышения речевой культуры обучающихся.

На каждом уроке отвожу время на работу по культуре речи. Использую информационные «пятиминутки» с теоретическими выкладками, упражнения самого различного характера, орфоэпическое скандирование, обращение к словарю, творческие миниатюры, этюды, редакторскую правку, тематические тесты. Эти виды деятельности охватывают нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи и позволяют формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции обучающихся.

Алгоритм формирования речевой культуры в моей практике включает:

- системную пропедевтику возможных орфоэпических ошибок,

- постоянную работу по обогащению речи,

- составление текста в соответствии с коммуникативным замыслом.

Итак,  I -  Системная пропедевтика возможных орфоэпических ошибок

Виды деятельности, которые использую в процессе работы над правильным произношением слов для предупреждения возможных ошибок, достаточно разнообразны:

  • орфоэпическое хоровое скандирование;
  • включение «трудного» слова в предложение;
  • ролевая игра «Диктор»;
  • орфоэпический диктант (детям демонстрируется рисунок, они записывают соответствующее слово и ставят в нём ударение);
  • игра «Проверь себя» (на одной стороне карточки слово без ударения, на другой – с правильным ударением);
  • ведение «личного» словаря трудностей.

Проведем  орфоэпическую разминку. 

Задание: поставьте ударение в предложенных словах.

духовник

рудник

коклюш

мастерски

завидно

втридорога

облегчить

принудить

заиндеветь

К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт

Проверьте свою орфоэпическую грамотность, поставьте себе отметку и включите «проблемные» слова в личный словарь трудностей.

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла - Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва" Просвещение"2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
( Б. Успенский).
Для уроков по теме "Окончания существительных" можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

II часть алгоритма - Работа по обогащению речи

Учимся выбирать такие языковые средства, которые являются наиболее уместными, точными, выразительными и позволяют с максимальной полнотой и эффективностью выполнять поставленные задачи общения.

Задание 1: 

Я прочитаю вам стихотворение В. Солоухина.

 Какие выразительные средства языка сделали это стихотворение теплым и проникновенным?

 

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

 - Здравствуйте! –

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 Выбор языковых средств – процесс творческий.

Можно ли самим (а главное – нужно ли?) «сочинять» средства выразительности?

Задание 2.

Попробуйте придумать сравнения.

Твои глаза …  (как васильки на лугу) …;

Подберите эпитеты (художественные определения) к слову «взгляд».

Взгляд тёплый … (Русская пословица гласит: «Яркое слово смущает сердце»).

III составляющая алгоритма –  Составление текста в соответствии с коммуникативным замыслом

Ещё один аспект культуры речи – этический. Мы должны учить выражать доброе отношение к людям, учить ребят оценивать своё речевое поведение.

        

Задание 1:

Сравните два фрагмента поздравления.

Что вам хочется сказать по поводу этих образцов эпистолярного жанра?

 «Дорогая бабушка, поздравляю тебя с праздником, желаю всего хорошего».

«Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!». Вот так начинаются многие письма Петра I жене Екатерине Алексеевне.

           

Задание 2. Составьте текст поздравления близким вам людям.

- Легко ли вам было его писать?

- Довольны ли вы тем, какими получились ваши поздравления?

Уважаемые коллеги!

При выполнении предыдущей работы мы руководствовались алгоритмом  формирования речевой культуры:

осуществляли пропедевтику возможных орфоэпических ошибок, работали над обогащением речи и составили текст в соответствии с коммуникативным замыслом.

                  А теперь переходим к Моделированию

          Задание: пользуясь представленным алгоритмом, предлагаю сконструировать собственную модель фрагмента учебного занятия в режиме презентуемой технологии.

       

Тема «Разговор по телефону с первой учительницей».

Необходимо продумать содержание работы педагога по заданной теме с использованием продемонстрированных в имитационной игре приемов и результаты записать в таблицу.         

Какие модели вы сконструировали?

Рефлексия

  1. Как вы восприняли предложенные Вам приемы формирования речевой культуры обучающихся?

духовник

рудник

коклюш

мастерски

завидно

втридорога

облегчить

принудить

К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт

духовник

рудник

коклюш

мастерски

завидно

втридорога

облегчить

принудить

К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт

духовник

рудник

коклюш

мастерски

завидно

втридорога

облегчить

принудить

К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт

духовник

рудник

коклюш

мастерски

завидно

втридорога

облегчить

принудить

К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт

духовник

рудник

коклюш

мастерски

завидно

втридорога

облегчить

принудить

К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт

духовник

рудник

коклюш

мастерски

завидно

втридорога

облегчить

принудить

К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе

Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языкакак необходимое условие успешного обучения в профильной школе "...

Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.Нестандартные подходы.

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...