Дидактический материал для практической работы на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом
методическая разработка по русскому языку на тему

В помощь учителям русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал для практической работы на уроках русского языка в классах  с полиэтническим составом


     Когда  в школе  появились дети- мигранты, перед нашими  учителями сразу встали вопросы : что делать? чему и как учить этих детей? Как им помочь приспособиться к учёбе? Каковы должны быть требования к этим детям?
Как правило, эти дети плохо владеют русским языком . Для большинства из них русский язык не только не является родным, но даже не являлся языком обучения. Он изучался в школе как иностранный язык.  Поэтому эти дети плохо понимают учителя, не могут наравне со всеми отвечать на вопросы, не справляются с заданиями.

  Ограниченность словарного запаса детей-инофонов приводит к трудностям
в усвоении ими не только русского языка, но и других учебных предметов.
Перед учителем стоит задача выбрать те формы и методы, которые повысят
познавательный  интерес  у таких детей.
    Учитывая трудности учащихся, стараюсь строить работу на уроке таким
образом, чтобы дети- мигранты получали  такие задания, которые соотет-
ствуют уровню их  языковой  подготовки, использую разноуровневые  зада-
ния, увеличиваю  количество  заданий на те явления,  которые особенно  
трудны для нерусских учащихся.
Для повышения познавательного интереса и расширения  словарного запаса
детей- инофонов, использую  на  уроках  дидактический материал игрового характера. Как показывает опыт, такие задания детям очень нравятся.
В процессе выполнения таких  заданий происходит углубление полученных на уроке  знаний, повышается интерес учащихся к языку. Каждый ребёнок имеет возможность активно включиться  в  работу, выбрать посильное задание, расширить  свой кругозор. Такая  форма работы  активизирует учеников, делает урок  более  эмоциональным, интересным для ученика.

         

Игровые упражнения по фонетике

1. «Чья команда победит?»

Делим  детей  на  две  команды. Каждой  команде  предлагается по шесть
слов. Задание – подобрать  и  записать к ним  парные  слова, отличающиеся
только  глухостью/ звонкостью одного  из  слогов. Кто быстрее выполнит
задание, тот  и  победит.

               1                                                                               2

Голос -                                                                       Кора –

Коза -                                                                         Кол –

Злой -                                                                         Твоих –

Жаль -                                                                         Шалость –

Жить -                                                                          Пить –

Сиять -                                                                         Балка –

2.Подобрать парные слова,отличающиеся только мягкостью/твёрдостью согласного звука. Учитель называет твёрдый вариант,учащиеся – мягкий:

Мал -….,  нос - …., ток- ….., лук -….., мыл- ….., воз -….., был -…..,пыл -…..,

выл -…..,  угол - ….


3.Распределите слова в три колонки так: 
1)букв больше , чем звуков.
2)букв  меньше, чем звуков.                                                               3)одинаковое  количество  звуков  и  букв.


Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост,,семья, деревья, мышь.

4. «Собери букет»
         
1-ый вариант.

Собери   в  букет  цветы, в названии  которых встречаются только твёрдые согласные  звуки.
           
           2-ой  вариант.

Собери в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один  мягкий согласный звук:
           
         Цикорий,роза,ромашка,сирень,ландыш,астра,герань,нарцисс,настурция,шиповник,колокольчик,лютик,лилия,василёк. 

5. «Спрятавшееся слово»

Из  каждого слова  вынь по  одной  букве так, чтобы  получилось  новое слово.
           Например:  горсть – гость.

Склон (слон), краска(каска), полк(пол), беда ( еда),экран (кран),   уксус (укус)  тепло (тело).
           Теперь, наоборот, добавь к каждому из данных   слов  одну букву ,чтобы получилось  новое  слово. Например: роза – гроза.

Уха (муха),  дар (удар), стол (ствол), рубка ( трубка), клад (склад), усы (бусы),
           плот (пилот), лапа (лампа), плюс ( полюс), шар (шарф).

6. «Фонетические прятки»
       
Подчеркнуть только те слова,в которых спрятался звук [й]: 

Семья, люди, съёмка, люблю, яблоко, мяч ,ёлка, юла, вьюга,сабля,мел.

7. «Сладкая парочка».
           
Выбрать пары  слов  по  образцу: лето – лапа ( в первом слове [ л] – мягкий  согласный  звук, а во втором – твёрдый):

Сено, люстра, сабля, молоко, кепка, медведь, ворона, карандаш, тюлень,  
          нежность, галка, зуб, лампа, небо, верность, герой, носорог.
         

Сабля – сено
           лампа –люстра
          молоко – медведь
           карандаш – кепка
           ворона – верность
           носорог – небо
           галка –герой
         

8. «Фонетический наборщик»
           
Из  слова  «Фонетика» набрать и составить как можно больше слов.
           Например: фен, фон, кот, ток, нитка, факт  нота, акт, фантик, тик, кофе,ткани, окна и т.д.    

                                                                                                                                      9. В каком примере неправильно названа буква?

1) Парта  - пэ, а, рэ, тэ, а              2) Стол – эс, тэ, о, э          3) Нота – эн, о, тэ, а

10. «Весёлые жонглёры».                                                          Заменить в словах  один согласный звук, чтобы получились новые слова:
         
          Галка – палка                      Колено – полено
          Цвет – свет                           Игра - икра
          блин – клин                          Колос - голос
          дуб – зуб                               Бочка - кочка
          Вера - мера

                         

Игровые упражнения по лексике и фразеологии

1. «Кто что делает?»

Учитель – учит читать, считать, писать……

Пожарный -  

Строитель –

Тракторист –

Доярка –

Фотограф –

Парикмахер –

Врач –

Портной -

2. «Кому что нужно для работы?»

Парикмахеру – ножницы, расчёска, фен, бигуди……

Врачу – лекарство ,белый халат, градусник………

Художнику –

Учителю –

Портному –

Продавцу –

Садовнику

Маляру –

Дворнику –

    3. «Угадай профессию» 

Кто  носит  багаж?  ( Носильщик)
Кто  сваривает трубы? (………………..)
Кто работает на  кране? (………………..)
Кто  точит ножи? (………………..)
Кто  чинит  часы? (……………….)
Кто  красит стены? (………………..)
Кто  сочиняет  музыку? (………………..)
Кто  учит детей? (……………..)
Кто  играет  на  барабане? (………………..)

4. «Корректор». Найди ошибку в выборе слова:

1) Петя ушиб  колено ноги.

2)Многие  города  были  превращены  в  руины  и развалины.

3)Путь  кораблю  преградил  ледяной  айсберг.

4) Он  написал  свою автобиографию.

5. «Перевёртыши»
Замени  в  словосочетаниях  главное  слово так, чтобы зависимое слово
употреблялось в переносном значении:

Золотые часы  (золотые  руки)
колючий  ёж  (колючий взгляд)
чёрная шаль ( чёрная зависть)
железный гвоздь (железное здоровье)
открытое  окно (открытая улыбка).

 

6. «Отгадай слово». Отгадай  слово по его  определениям:

1.Белый, чёрный, свежий, чёрствый, румяный  (хлеб)

2.Воздушный, ёлочный, земной, большой, блестящий   (шар)

3.Солнечные, настенные, песочные, электронные  (часы)

4. Белая, серая, летучая,  компьютерная (мышь)

5.Шоколадное, сливочное, подсолнечное, топлёное (масло)

6.Душистое, спелое, антоновское ,сочное, вкусное (яблоко)

7. «Одним словом»
Заменить  сочетания  слов  одним  словом:


Шестьдесят  минут  (час).

Хищная  рыба с  острыми  зубами  (щука)

Прикрывать  глаза  от  солнца  (щуриться)

Сосуд  для  кипячения воды (чайник)

Животное с очень  длинной  шеей (жираф)

Внутренняя  сторона  кисти  руки  (ладонь)

Изображение  человека  на  картине (портрет).

8. «Всё наоборот»
Предлагается заменить данные словосочетания типа «существительное+ существительное» на другое типа «прилагательное+существительное так, чтобы одно из слов включало сочетание «чн»:

Игрушка для ёлки – ёлочная игрушка

Герой сказки – сказочный герой

Сок яблока – яблочный сок

Суп из молока – молочный суп

Варенье из клубники – клубничное  варенье

Каша из гречки –гречневая каша

Вода из реки – речная вода

Скважина в замке – замочная скважина

Мука из пшеницы – пшеничная мука.

9. «Вспомните слова!»
Ведущий называет профессию, задача остальных учащихся  - перечислить действия, связанные с ней.
«Что делает врач?» (Лечит, осматривает, выписывает лекарство,оперирует).
«Что делает учитель?» ( Учит, объясняет урок, проверяет тетради, вызывает..)

Ведущий  называет предмет, учащиеся – определения к нему:
« Небо» ( синее, голубое,безоблачное, высокое,серое, бездонное и т.д.)
«Яблоко» (Вкусное, сладкое, спелое,краснобокое, наливное и т.д.)

10. «Назовите лишнее!»
Учитель зачитывает  слова, относящиеся  к той или иной профессии, а учащиеся называют «лишнее».

К профессии  художника: палитра, акварель, негатив, гуашь, кисть, краски)
К профессии  врача : халат,лекарство,рецепт,палитра, скальпель,пациент)


11. «Замени одним словом фразеологизмы»:

Обвести  вокруг пальца  (обмануть)

В двух шагах (близко)

Бить баклуши  (бездельничать)

Как снег на голову (неожиданно)

Держать язык за зубами (молчать)

Во весь дух (быстро)

Вешать нос  (огорчаться)

           

12. Закончи фразеологизм и объясни его:
В  трёх соснах ……..
Делать из мухи ……
Ждать у моря ……..
Крутиться как белка …….
Держать язык …….
Как с неба свалился …….
Обвести вокруг ……
Семь пятниц  ………
Встать с левой ……

Задания по морфологии

1.Выбери подходящее местоимение:
Это (мой,моя,моё) дом
Это (мой,моя,моё) квартира
Это (мой,моя,моё) чашка
Это (мой,моя,моё) молоко
Это (мой, моя,моё) обед
Это (мой,моя,моё) собака
Это (мой,моя,моё) ложка
Это (мой,моя,моё)яблоко


2. Исправь ошибки:
Это газета. Оно моё.
Это пенал. Она моя.
Это картофель. Оно моё.
Это рыба. Оно моё.
Это яблоко. Она моя.
Это мороженое. Он мой.
Это портфель. Она моя.

3. Закончи предложение,используя нужный глагол из скобок:

Я выполнил домашнее задание и ( идти, пойти) к другу.
Девочка (читать,прочитать) текст за пять минут.
Английский язык я (учить,выучить) за два года
Я (читать,прочитать) книгу и вернул её в библиотеку.
Мальчик вернулся домой и (ложиться,лечь) спать.

4. Вставь,где нужно,предлог «за»:

 Я (   ) четыре года  учила  грамматику.
Я  (    ) четыре года научилась грамматике.
Мой друг прчитал книгу (   ) два дня.
Я читал книгу (   ) два дня.

5. Впиши нужные глаголы:

1) За весь день я не (……………..) ни одного задания.
2) Весь день я  (……………..) одну задачу.
3)За час я (……………..) весь город.
4) До дома я (……………) целый час.
5)За два дня мой друг (…………..)повесть А.С.пушкина «Капитанская дочка».
6) Мой друг (…………..) «Капитанскую дочку» два дня.

 





           

 


           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Статья "Урок русского языка в школе с полиэтническим составом учащихся".

опыт работы  преподавания русского языка как неродного....

Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку 9 класс

В материале представлены практические задания по темам: " Лексическое значение слова", "Изобразительно- выразительные средства", "Корни с чередованием", Замена слова...

Практическая работа на уроках русского языка

Для классов с полиэтническим составом...

Дидактический материал (рабочая тетрадь) по теме "Текст". Русский язык. 5 класс.

Данный адаптированный материал по русскому  может быть полезен для использования на уроках в качестве закрепляющего и развивающего средства обучения при изучении темы "Текст"...

Дидактический материал для словарной работы на уроках русского языка в 5 классе.

      Карточки для словарной работы составлены с использованием репродукций живописных полотен художников разных эпох. Такая работа даёт возможность не только понять и запомнить ...