Урок в форме деловой игры "Корректор"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Власова Диана Николаевна

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?! Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

    И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

    «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokarus._yaz._6_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока-практикума в форме деловой игры «Корректор»(6 класс).

Урок проводится после изучения темы «Глагол».

Цели: 1) повторить изученное о глаголе;

           2) совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной

              литературной речи;

           3) воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости.

Оборудование: учебники русского языка, различные виды словарей, карточки с

                           заданиями, наглядные пособия.

Методы работы: вступительное слово учителя, самопроверка, самостоятельная работа,

                             метод наблюдения над языком, беседа.

Литература: РЯШ, 1993г., № 2, «Словарь иностранных слов»( редакция филологических

                      словарей русского языка), А. В. Текучёв «Методика русского языка в средней

                       школе», орфографический словарь.

Ход урока.

1. Орг. момент.

До урока: записать на доске число, тему урока.

На уроке: приветствие класса учителем, организующие работу класса распоряжения.

2. Открытие урока вступительным словом учителя.

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?! Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

    И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

    «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.

Школьникам предлагается определить по словарю значения слов  корректор, корректура, корректировать  и составить с ними словосочетания.

Корректор – (лат. «исправление», «исправитель»)  - работник издательства, типографии и   т. п. – специалист по корректуре.

Корректура – (лат. «исправление», «поправка») – исправление ошибок в оттиске типографского набора, а также сам оттиск, предназначенный для внесения исправлений; проверка и исправление печатных форм.

Корректировать – 1) вносить корректив во что- нибудь, поправлять.

                                   2) читать корректуру чего-нибудь.

Учитель объявляет учащимся, что в течение урока каждый из них будет выполнять обязанности корректора. Выясняется, какими качествами должен обладать корректор.

  Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

(А так как урок проводится после изучения темы «Глагол», то учитель сообщает учащимся, что на уроке необходимо повторить всё изученное о глаголе).

3. Предлагаются следующие задания.

  1. Выпишите из загадки, записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.

  Цель работы– проверка орфографической зоркости.

На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

Посмотреть – не разберёшь:

Не растение, а ёж.

                                                                                             (Кактус)

Дополнительные задания:

 1) подчеркнуть грамматическую основу в 1-ом предложении (выписать предложение), составить схему.

На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

2) Указать постоянные признаки всех глаголов в тексте (вид, спряжение, переходность).

Стоит – несов. вид., 2 спр., непереход.

Растёт – несов. вид., 1 спр., непереход.

Посмотреть – сов. вид., 2 спр., переход.

Не разберёшь – сов. вид., 1 спр., переход.

  1. Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

  1. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:

Ф…ст…валь, д…тектив, р…клама, т…пография, …рнамент, и…юстрация, ко…екция, подз…головок, к…пировать, о…озиция.

(В процессе проверки выясняется значение указанных слов).

Фестиваль (от лат. «праздничный», «весёлый») – массовое празднество, показ,

                                                                                     смотр лучших достижений

                                                                                    искусства (музыкального,

                                                                                    театрального, кино и пр.).

Детектив (англ. «раскрытие») – 1) агент сыскной полиции, сыщик;

                                                        2) произведение детективной литературы.

Реклама (франц. «выкрикивать») – 1) информация о товарах, различных видах услуг

                                                             и т. п. с целью оповещения потребителей и

                                                             создания спроса на эти товары, услуги;

                                                            2) распространение сведений о ком-либо, чем-

                                                             либо с целью создания популярности.

                                                                            (Из словаря иностр. слов).

  1. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. И.  Куприн посмотрел меню и заказал:

-Шесть порций орфографических ошибок.

-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

-Однако, в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню

(можно пользоваться словарём).

  1. Бу…он кури…ый с фр…кадельками.
  2. Ра…ольник с к…лбасой.
  3. К…тлеты сви…ые.
  4. П…льмени.
  5. Шамп…ньоны в яично-масл…ом соусе.
  6. К…мпот груш…во-алыч…вый.
  7. Кисель клюкве…ый.
  8. Коври…ка  ржа…ая.
  9. П…рожное б…сквитное.
  10. Пиро…ки  с печ…нкой.

  1. Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Представляю вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведём орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с самопроверкой.

(Вспомнить алгоритм «Правописание безударной гласной в личных окончаниях глагола»).

Качаешь ногой, видишь линию горизонта, защищаешь друзей, пилите дрова, сдвинешь плечом, косишь опушку, камыши бормочут, выберите орнамент, обидит нечаянно, гонишь прочь, возит саночки.

  1. Работа по карточкам, которые содержат различные задания по теме «Глагол».

7.                    Светло и ярко солнце светит,

                        Но загрустил Ошибкин Петя.

                        Глядит мечтательно в тетрадь:

                     - Вот если б получить мне «пять».

Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятёрку.

      1) В слове дуб три звука: д  ,   у   ,   бэ  .

       2) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат. (Матусовский).

      Дымилась – глагол, нач. форма – дымиться, сов. вида, 2 спр., переход., употреблён в изъявит. накл., в ед. ч., в наст. вр., в ж. р.

Дымилась – глагол.

1.Роща (что делала?) дымилась.

2. Пост. призн. : несов. вид, 2 спр., непереход.;

     непост. :  в изъявит. накл., в ед. ч., в прошед. вр.,  в ж. р.

3. Роща (что делала?) дымилась.

3) Наклонение глагола (работа с сигнальными карточками):

Я создаю (изъявит.), он писал бы (услов.), я буду создавать (изъявит.), вы создавайте (повелит.), ты спрячься ( повелит.), он вылечил бы (услов.), долететь (неопред. форма).

4) Загрустил (морфемный разбор)

5) Посмотрите (прочитайте) фрагмент сочинения Ошибкина Пети. Исправьте и запишите в исправленном виде.

«Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Вдруг Петров упал. Он повредил ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», - подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь».

(«Я участвовал в соревновании и шёл под пятым номером. На повороте мы с Петровым вырвались вперёд. Вдруг он упал. «Пусть кто-нибудь придёт ему на помощь», - подумал я. Митя Смирнов помог мальчику (Петрову) добраться до школы. Там спортсмену оказали первую помощь».)

4. Итоги урока.

   1) Чем сегодня мы занимались на уроке?

    2) О какой части речи говорили (что именно?) Что повторили?

    3) Какой вывод вы для себя сделали, исправляя ошибки?

5. Оценивание работы учащихся на уроке.

  1. Домашнее задание.
  1. Повторить теоретические сведения о глаголе (п.79-87 учебника). Составить сложный план сообщения о глаголе как части речи.
  2. Подготовить диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Глагол».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

План проведения урока математики в 5 классе в форме деловой игры по теме проценты ( вклады в банк)

План урока математики  для 5 класса в форме деловой игры по теме проценты ( вклады в банк)...

План проведения урока математики в 5 классе в форме деловой игры по теме проценты ( наем на работу)

План проведения урока  математики в 5 классе в форме деловой игры по теме проценты ( наем на работу)....

Урок-практикум в форме деловой игры

Урок русского языка в форме деловой игры позволит провести повторение материала в конце 1 четверти  7 класса в увлекательной форме....

Конспект урока в форме деловой игры "Юный корректор"

Данный урок позволяет воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки правописания, формировать нормы правильной литературной речи....

Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор» 6 класс

Урок-практикум предназначен для учащихся 6 классов, освоивших раздел "Словообразование. Орфография"...