Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок-практикум предназначен для учащихся 6 классов, освоивших раздел "Словообразование. Орфография"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_praktikum_v_forme_delovoy_igry_korrektor_6_klass.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

6 КЛАСС

Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор»

Ожидаемый результат урока:

1. Личностный:

-  сформированность потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры,  стремление к речевому самосовершенствованию;

2. Метапредметный:

- планирование  учащимися путей достижения целей урока на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

- адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;

3. Предметный:

- умение пользоваться толковыми и орфографическими словарями;

- уметь применять полученные по орфографии и пунктуации правила в жизни.

ЦЕЛЬ урока – воспитание у школьников орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование правописных навыков, формирование норм правильной литературной речи.

Задачи:

  1. Подвести  учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
  2. Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.
  3. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности   (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
  4. Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
  5. Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия  и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;

Оборудование: толковые и  орфографические словари, раздаточные карточки.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

-Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений.

И горько думать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, разрушить стройную систему доказательств, - короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряженной работы мысли.

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге!. Сколько нужно повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.

2. Работа с толковым словарем.

-Давайте определим по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.

-В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Корректор должен хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

3. Практическая часть.

ЦЕЛЬ – проверка орфографической зоркости.

Задание 1

1) Выпишите из загадки, записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.

На окне стоит горшок,

А в горшке растет цветок.

Посмотреть – не разберешь:

Не растение, а еж.

Задание 2.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прошу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ее ноги

В этой пративной школе.

Мне вчера за диктант на слова

Учитель поставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

  1. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
  2. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
  3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3.

Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:

Ф…стиваль, д…фицит, а…ортимент, а…игнование, д…тектив, р…клама, р…нтабельность.

Задание 4.

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел и заказал:

-Шесть порций орфографических ошибок,

-Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню (можно пользоваться словарем).

  1. Бульон  кури…ый  с  фр...кадельками.
  2. Котлеты  св…ные.
  3. П…льмени.
  4. Шамп…ньоны  в  яично…масля…ом  соусе.
  5. Ко…мпот  алыч…вый.
  6. Кисель  клюкве…ый.
  7. П…рожное  б…сквитное.
  8. Пиро…ки  с  печ…нкой.

Задание 5.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

-Предоставляю вам право выбора оружия.

-Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Подведем орфографическую дуэль.

Пишем словарный диктант с взаимопроверкой (работа с парой).

Огненно-красная рябина, зеленовато-бурая хвоя, песенное искусство, соколиные очи, одиннадцатиметровый бросок, миллион алых роз, за деревянным домиком.

Задание 6.

Расставьте знаки препинания (работа по карточкам, которые содержат 5 вариантов коротких текстов без знаков препинания).

Итог урока.

На дом: повторить все виды орфограмм по разделу «Словообразование и орфография»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - деловая игра "Корректор"

Урок обобщения и закрепления знаний о причастиии, деепричастии, предлоге.Цель урока - формирование орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи. Работа проводится в фор...

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

Деловая игра "Корректор" для 6-го класса

- воспитание орфографической пунктуационной зоркости;- совершенствование навыков правописания;- формирование норм правильной литературной речи;-расширение лексикона учащихся....

Урок-практикум в форме деловой игры

Урок русского языка в форме деловой игры позволит провести повторение материала в конце 1 четверти  7 класса в увлекательной форме....

Урок в форме деловой игры "Корректор"

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?! Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бу...

Конспект урока в форме деловой игры "Юный корректор"

Данный урок позволяет воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки правописания, формировать нормы правильной литературной речи....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...