Урок - деловая игра "Корректор"
презентация к уроку русского языка (7 класс) по теме

Урок обобщения и закрепления знаний о причастиии, деепричастии, предлоге.

Цель урока - формирование орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи. Работа проводится в форме соревнования двух команд. На уроке работает "Теоретический отдел" и "Справочное бюро" (заранее подготовленные учащиеся). В презентации представлены задания для команд.  В ходе работы расширяются знания учащихся об ученых - лингвистах, о словарях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka._korrektor.docx30.8 КБ
Файл korrektor.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Никиточкина Марина Анатольевна, учитель МБОУ «СОШ №1г. Калининска Саратовской области»


План – конспект урока.

Деловая игра «Корректор»

Цель урока: 

формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи;

Задачи урока.

Учебные:

- повторение орфограмм в причастиях, деепричастиях, предлогах;

- повторение пунктуации при причастных и деепричастных оборотах;

- предупреждение грамматических ошибок;

- развитие умений исправлять ошибки, опираясь на полученные знания;

- развитие навыков работы со словарями.

Развивающие:

- расширять знания об ученых-лингвистах, о видах словарей;

- развитие внимания;

- развитие  умений работать в группе.

Воспитательные:

-  развитие познавательного интереса к русскому языку как к науке;

-  воспитание письменной и речевой культу ры;

-  воспитание аккуратности при работе со словарями.

Тип  урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Форма урока: урок-практикум в форме деловой игры “Корректор”.

Формы работы:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. фронтальная.

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

Класс: 7

Подготовка к уроку:

Группа «Теоретический отдел» (3 – 4 человека) повторяют материалы § по темам «Причастие», «Деепричастие», «Предлог».

Группа «Справочное бюро» готовит сообщения о С.И. Ожегове, Л.В.Щербе; готовят словарные статьи «Корректор, корректура, корректировать».

Ход  урока

1. Запись и осмысление эпиграфа к уроку: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (А. Толстой). Слайд 2.

- Как вы понимаете это высказывание? Как связаны язык и мышление? Что значит обращаться с языком кое-как?

Слово учителя:

- Сегодня мы будем учиться обращаться с языком умело, верно, бережно, точно.

Слайд 3. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность,» - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс, корректор по профессии. 

Слайд 4. Сегодня в течение урока и мы попробуем быть корректорами, проведем урок в форме деловой игры: командам будут предложены задания, «Теоретический отдел» дополнит при необходимости ваши ответы, «Справочное бюро» расширит ваши знания об ученых - лингвистах, а «Редакционная коллегия» оценит и прокомментирует ваши ответы.

2. Словарная работа. Слайд 5.

- Как вы понимаете слова:

Корректор, корректура, корректировать.

После ответов детей даем слово «Справочному бюро», участники группы знакомят со значением слов по словарю С.И. Ожегова (по щелчку)

Что вам известно об этом словаре и его создателе? Слайд 6.

Слово «Справочному бюро» (переход по ссылке на слайд 21).

Слайд 7 (используем анимацию после ответов детей)

- Каким багажом знаний и умений должен обладать корректор?

3. Задания командам

Найдите ошибку, объясните свой выбор. Слайд 8. (используются триггеры, наводим «ладошкой»: при правильно выбранном ответе меняется цвет)

1 команда

2  команда

исправленая ошибка

прочитана книга

решенная проблема

путаный текст

красиво оформленна

изученное правило

После того, как команды объясняют свой выбор, обращаемся в «Теоретический отдел». Теоретики дополняют, исправляют, затем обращаемся в «Теоретический отдел» на слайде (в правом углу слайда наводим «ладошкой»), сравниваем.

Найдите ошибку, объясните свой выбор. Слайд 9. (используются триггеры)

1 команда

2 команда

видящий

колящий

строящий

читаемый

зависимый

видемый

Найдите ошибку, объясните свой выбор. Слайд 10. (используются триггеры)

1 команда

2 команда

несделав уроки вовремя

не терпящий возражений

негодующий от досады

не прочитав учебник

ошибка не исправлена

не выученное правило

Найдите ошибку, объясните свой выбор. Слайд 11. (используются триггеры)

1 команда

1 команда

В продолжение часа мы обсуждали проблему.

Мы договорились насчет встречи.

В следствие непогоды мы не смогли приехать.

Несмотря на занятость, мы помогли малышам.

В течении недели мы повторяли правила.

Ввиду морозов занятия отменили.

В каком предложении  допущена пунктуационная ошибка? Объясните свой выбор. Слайд 12. Задание общее для команд.

1) Туча, нависшая над горизонтом предвещала грозу.

2) Испуганный, я убежал из сада.

3) Вдруг, освещая все вокруг, вспыхнула молния.

В каком предложении  допущена пунктуационная ошибка? Объясните свой выбор. Слайд 13. Задание общее для команд.

1) По берегу, засыпанному галькой, шли три медведя.

2) Медведица  шлепая по воде, достигла середины реки.

3) Медвежонок, не решаясь идти, остановился.

В каком предложении  допущена пунктуационная ошибка? Объясните свой выбор.

Слайд 14. К какому словарю необходимо обратиться, если нельзя объяснить орфограмму? (наводим «ладошкой» на словари)

Пользуясь словарем, запишите слова

1 команда

2 команда

Пр… зид…ум

Т… (р/рр) …тория

Д…л…гат

К…(л/лл)екция

Р…дакция

Пр… з…дент

Д…ску (с/сс)ия

Ч…мп…он

Пр…гре(с/сс)

Инф…рмация

Физкультминутка. Зарядка для глаз. Слайд 15.

4. Работа с высказыванием Л.В.Щербы: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе». Слайд 16.

- Как вы объясните смысл высказывания?

- Что вы знаете об авторе высказывания?

Обращаемся в «Справочное бюро». Ссылка на слайд 22.

- С какими типами ошибок мы работали? Какие типы ошибок часто встречаются в ваших работах, в речи?

5. Работа с грамматическими ошибками. Задания общие для обеих команд.

Слайд 17. В каком предложении  допущена грамматическая  ошибка? Объясните свой выбор.

1) Путники не замечали ни лесов, ни озер, заросших кувшинками.

2) По краям дороги виднелись тополя с посеревшей от пыли листьями.

3) Мы подошли к стоявшему на поляне домику.

Слайд 18. В каком предложении  допущена грамматическая  ошибка? Объясните свой выбор.

1)Согласно расписанию проведены беседы.

2) По приезде сдайте отчет о командировке.

3)По окончанию  передачи смотрите рекламу.

Слайд 19. В каком предложении  допущена грамматическая  ошибка? Объясните свой выбор.

1) Рассматривая снимки в альбоме, привлекают картины природы.

2) Анализируя стихотворение, помните о выразительных средствах.

3) Храня память о прошлом, монастыри стали неотъемлемой частью истории. 

Рефлексия

  1. Что нового мы узнали? Чему научились? Что нам удалось?
  2. За что бы я похвалил своих товарищей?
  3. За что бы я похвалил себя?
  4. Какие возникли трудности? Что нужно сделать для их исправления?

Д/з Подготовить подобные задания для класса или

упр. 135 или 265(редактирование)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деловая игра «Корректор» Урок русского языка в 7 классе Никиточкина Марина Анатольевна, учитель МБОУ «СОШ №1г. Калининска Саратовской области»

Слайд 2

Алексей Николаевич Толстой Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно

Слайд 3

Олег Рисс, корректор До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твердых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность

Слайд 4

Деловая игра «Корректор» Справочное бюро теоретический отдел Редакционная коллегия

Слайд 5

Как вы понимаете значение слов корректор, корректура, корректировать? Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора Корректировать - вносить коррективы, поправлять.

Слайд 6

Что вам известно о словаре и его создателе? Справочное бюро

Слайд 7

Каким багажом знаний и умений должен обладать корректор? Орфографическая и пунктуационная зоркость Богатый словарный запас Умение точно и грамотно излагать свои мысли Умение пользоваться словарями

Слайд 8

Найдите ошибку, объясните свой выбор исправленая ошибка прочитана книга решенная проблема В полных страдательных причастиях пишутся две буквы н ( нн ), если причастие имеет приставку (кроме не) ис правле нн ая ошибка путаный текст красиво оформленна изученное правило В кратких страдательных причастиях пишется одна буква н: красиво оформле н а теоретический отдел

Слайд 9

Найдите ошибку, объясните свой выбор видящий колящий читаемый зависимый видемый строящий Действительные причастия наст. в. образуются от основы глаголов наст. в. 1 спряжения с помощью - ущ -, - ющ - и 2 спряжения с помощью - ащ -, - ящ -. (колоть - 1спр., кол ющ ий) Страдательные причастия наст. в. образуются от основы глаголов наст. в. 1 спряжения с помощью -ем-, - ом - и 2 спряжения с помощью -им- (видеть – 2 спр ., вид им ый) теоретический отдел

Слайд 10

Найдите ошибку, объясните свой выбор 1) Не прочитав учебник. 2) Ошибка не исправлена; 3) Не выученное правило; 1) сделав уроки вовремя; 2) Не терпящий возражений; 3) Негодующий от досады 3 2 1 2 3 1 теоретический отдел Не Пишутся раздельно с НЕ причастия с зависимыми словами; краткие причастия; есть противопоставление; деепричастия (не сделав уроки). Пишутся слитно одиночные причастия (невыученное правило) , слова не употребляющиеся без НЕ

Слайд 11

В каком предложении допущена ошибка? 1) В продолжение часа мы обсуждали проблему. 2) Мы договорились насчет встречи. 3) В следствие непогоды мы не смогли приехать. 1) Несмотря на занятость, мы помогли малышам. 2) В течении недели мы повторяли правила. 3) Ввиду морозов занятия отменили. 1 2 3 1 2 3 е теоретический отдел Пишутся слитно производные предлоги вследствие (из-за), ввиду, насчет (о), наподобие . Пишутся раздельно - в продолжение, в течение, по причине, в целях. В предлогах в продолжени е , в течени е , вследстви е на конце пишется Е

Слайд 12

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Объясните свой выбор. 1 ) Туча, нависшая над горизонтом предвещала грозу. 2) Испуганный, я убежал из сада. 3) Вдруг, освещая все вокруг, вспыхнула молния. 3 2 1 теоретический отдел , Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми.

Слайд 13

3 1 2 теоретический отдел , 1) По берегу, засыпанному галькой, шли три медведя. 2) Медведица шлепая по воде, достигла середины реки. 3) Медвежонок, не решаясь идти, остановился. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Объясните свой выбор. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми с обеих сторон

Слайд 14

К какому словарю необходимо обратиться, если нельзя объяснить орфограмму? Пр… зид …ум Т… ( р / рр ) …тория Д…л… гат К…(л/ лл ) екция Р… дакция Пр… з … дент Д… ску (с/ сс ) ия Ч… мп …он Пр… гре (с/ сс ) Инф … рмация Пользуясь словарем, запишите слова

Слайд 15

Зарядка для глаз

Слайд 16

Лев Владимирович Щерба Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе. Справочное бюро - Что вы знаете об авторе высказывания?

Слайд 17

В каком предложении допущена грамматическая ошибка? Объясните свой выбор. 1) Путники не замечали ни лесов, ни озер, заросших кувшинками. 2) По краям дороги виднелись тополя с посеревш от пыли листьями. 3) Мы подошли к стоявшему на поляне домику. 3 1 2 теоретический отдел ими ей Находим определяемое слово: пыль или листья ? Листьями (как ими ?) посеревш ими

Слайд 18

2 1 3 теоретический отдел 1) Согласно расписанию проведены беседы. 2) По приезде сдайте отчет о командировке. 3) По окончанию передачи смотрите рекламу. В каком предложении допущена грамматическая ошибка? Объясните свой выбор. и Предлог по со значением времени (после чего-либо) требует предложного падежа Окончание : Е (2 скл .), И (сущ. на – ие ). Неправильно –У, -Ю. по окончани и , по приезд е , по завершени и. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом

Слайд 19

2 3 1 теоретический отдел 1) Рассматривая снимки в альбоме, привлекают картины природы. 2) Анализируя стихотворение, помните о выразительных средствах. 3) Храня память о прошлом, монастыри стали неотъемлемой частью истории. В каком предложении допущена грамматическая ошибка? Объясните свой выбор. Деепричастия употребляются, как правило, в двусоставных личных и определённо-личных предложениях, относятся к глаголу-сказуемому, обозначая добавочное действие. Нарушены нормы современного литературного языка в таких случаях, когда глагол-сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц. (Картины природы привлекают и рассматривают снимки?)

Слайд 20

Подведем итоги Что нового мы узнали? Чему научились? Что нам удалось? За что бы я похвалил своих товарищей? За что бы я похвалил себя? Какие возникли трудности? Что нужно сделать для их исправления?

Слайд 21

Ожегов Сергей Иванович (1900- 1964) - российский языковед, лексиколог, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук. Автор одного из самых известных и популярных русских словарей. Первое издание «Словаря русского языка» С.И. Ожегова вышло в 1949 году. С того времени словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше 7 миллионов экземпляров. Начиная с 9-го издания (1972 год), он выходил под редакцией Н.Ю. Шведовой. Сегодня знаменитый словарь выходит под двумя фамилиями — С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Называется он «Толковый словарь русского языка» В 1990 году словарь был удостоен престижной академической премии имени А. С. Пушкина. Лауреатов было двое - С. И. Ожегов (посмертно) и Н. Ю. Шведова.

Слайд 22

Лев Владимирович Щерба (1880 – 1944) Известный советский языковед, академик АН СССР. Внес большой вклад в развитие лексикологии , фонетики. Среди его научных интересов были также синтаксис , грамматика, вопросы преподавания русского и иностранных языков, вопросы языковой нормы, орфографии и орфоэпии . Создал научную типологию словарей .

Слайд 23

http://sarmad.tums.ac.ir/App_Themes/NewsImages/21354765-457b-4e2f-a786-7475cbaa6a31.jpg (перо в тетради) http://s59.radikal.ru/i165/0906/57/360d90ada58f.jpg (газета с блокнотом) http://gifportal.ru/data/smiles/knigi-151.gif (книга с анимацией) http://www.dou1512.edusite.ru/images/kopiya2de75a8025ea.png (стопка книг) http://www.libex.ru/dimg/b181.jpg (Словарь Ожегова) http://www.itogi.ru/7-days/img/361/OBSCHESTVO-slovar-7hi.jpg (С.И. Ожегов) http://www.proza.ru/pics/2009/01/09/783.jpg (Ожегов, Шведова) http://lib.ololo.cc/i/62/119862/i_030.png (справочное бюро) http://freelance.ru/img/portfolio/big/176762.jpg (всезнайка) http://www.artsides.ru/big/item_3855.jpg (раскрытая книга) http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/school2/sch004.png (дети с рюкзаком) http://journal.spbu.ru/2001/07/cherba.jpg ( Л.В. Щерба) http://www.knigisosklada.ru/images/books/1964/big/1964140.jpg (обложка книги Щербы) http://www.knigisosklada.ru/images/books/2387/big/2387660.jpg (орфографический) http://www.uchebnik.com/linkpics/43860b.jpg (словарь синонимов) http://www.knigisosklada.ru/images/books/1841/big/1841362.jpg (орфоэпический) http://www.ibryansk.ru/files/pictures/paustovskiy_29.jpg (К.Г. Паустовский) http://orthodoxy.org.ua/sites/default/files/image1/JFFltsh0.JPEG (перо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Статья на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках делового иностранного языка»

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах студентов, с...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".

Знакомство с запиской как видом делового пись­ма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...