Открытый урок в 6 классе по теме "Распрягаемые и особо спрягаемые глаголы"
презентация к уроку по русскому языку на тему

Ланина Лидия Сергеевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

герб

Разноспрягаемые глаголы

Открытый урок в 6»В» классе

ФГОС ООО

Подготовила учитель

русского языка

 и литературы

Ланина Л.С.

г. Железногорск

2016 г.

Сценарный план урока

Технология деятельностного метода

Тема: «Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы»

Цели урока: 1.Познакомить учащихся с понятиями «разноспрягаемые» и «особо спрягаемые» глаголы», особенностями их спряжения и употребления в речи.

2.Развивать мышление и речь учащихся.

3.Воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты:

предметные: повторить морфологические признаки глагола; формировать навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; сформировать умение правильно писать окончания разноспрягаемых глаголов; правильно употреблять в речи разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения;

метапредметные: развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;

личностные: формировать чувство уверенности в своих силах.

Ход урока.

Слайд

Музыка Свиридова «Метель»

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 

–Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Посмотритена слайд. Ребята, такая погода вас радует? А вы поделитесь своими ощущениями? Что вас радует?

(радует то, что сегодня мороз и скоро придёт зима)

- А почему? Чем вас она привлекает?

(Зимой много белого пушистого снега. Зимой можно покататься с горки на лыжах, санках. А ещё можно покататься рядом со школой на ледовом катке).

-Конечно, ребята, многие из вас с нетерпением ждут прихода зимы.  Я тоже люблю это замечательное время года. Ведь только зимой можно увидеть иней на деревьях, слепить снеговика или просто поиграть в снежки. А после активной игры можно не менее полезно провести время, разгадывая загадки.

Вспомните загадки о зиме и загадайте их одноклассникам.

 (Учащиеся загадывают загадки)

***
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снег)

***

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)

***
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?
(коньки)

***

Бегут по дорожке
Доски да ножки.

(лыжи)

***
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)

-Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, зима погружает землю в волшебную сказку и хранит в себе множество тайн.

Хотите сегодня узнать одну из них?

(да)

-А сможете?

(постараемся)

-Я верю, что всё у вас получится.      

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии 

-Ребята, какая часть речи помогла нам представить то, что происходит зимой?

(глаголы)

-Об этой части речи вы знаете уже много.

На доске записаны глаголы, которые встречаются в загадках о зиме,  прочитайте, подумайте, выделите в них окончания и назовите спряжение.

Запись на доске (заранее)

Падают, является, рисует, мчусь, поскрипывает, мелькают, несет, бегут,  хотят, любят, ест,  дадут, появится, клюёт.

-Что получилось?

(Проверяем по цепочке, я надписываю то спряжение, которое говорят дети)

-Вспомним личные окончания глаголов первого и второго спряжения. Для этого возьмите карточку №1 и проспрягайте, например, глаголы «рисовать» и «любить». Не забудьте выделить окончания  

(Работа на карточках №1, самостоятельно каждый)

-Посмотрим, что получилось.  

СЛАЙДЫ  

-Я предлагаю вам проспрягать глаголы «бежать» и «хотеть» на карточке №2.

-Посмотрим, что получилось.

 

СЛАЙД  

                                                                 

    - Сравните окончания этих глаголов с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения. Что вы заметили?

3. Этап выявления места и причины затруднения

-Можете ли вы теперь сказать, какого спряжения эти глаголы?

(нет)

-Почему?

(у них есть окончания и 1, и 2 спряжения)

-Встречались ли вы с подобным явлением, когда изучали другую часть речи?

(да, там были разносклоняемые имена существительные)

-Назовите их.

(называют)

-Почему эти имена существительные называются разносклоняемыми?

-Какие у вас есть предположения относительно глаголов бежать и хотеть?

(возможно, они называются разноспрягаемыми)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения 

-Как нам теперь поступить?

(надо найти об этих глаголах информацию)

-Где её можно найти?

(в учебнике или в Интернете)

5. Этап реализации построенного проекта 

-Ребята, а хотите поработать в группах, чтобы выполнить это задание?

(да)

-В таком случае для каждой группы у меня заготовлены конверты с заданиями.

Работа в группах

Задание для 1 группы: 1.Найдите  информацию в учебнике

  2.Изучите её.

  3.Озвучьте, выберите то, что вам показалось       самым интересным.                                                                                              

4.Оцените впечатление

Задание для 2 группы: 1.Найдите информацию в Интернете

2.Изучите её.

3.Определите, кто будет представлять       информацию.                      

Что нового вы можете добавить к        информации 1 группы?              

4.Оцените впечатление

(выступление каждой из групп)

-Оцените работу первой группы.

-Всё ли вам удалось сделать, как задумали?

-Удалось ли вам распределить роли в группе?

_-Что бы вы хотели изменить, чтобы работать быстрее?

-Оцените работу второй группы.

Садитесь!

-К какому выводу мы пришли?

 «Бежать», «хотеть», «чтить» – разноспрягаемые глаголы

Слайд  

-Предлагаю на карточке №3 проспрягать глаголы есть и дать. Выделите в них окончания.

СЛАЙД

-Посмотрим, что получилось.

Слайд 

-Можете ли вы сказать, окончания  какого спряжения у этих глаголов?

(нет)

-Глаголы «дать» и «есть»  не относятся ни к одному из типичных спряжений. Это настолько древние слова, что у них до сих пор сохранились архаичные окончания  в формах единственного числа. Называются рассматриваемые глаголы особо спрягаемыми, то есть не принадлежащими ни к первому, ни ко второму спряжению.

 «Есть» и «дать» – особо спрягаемые глаголы

Слайд  

-Можете ли вы теперь сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы)

-Запишите число (23 ноября), классная работа и тему урока:

Слайд

Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы

-Какие вопросы вы можете поставить перед собой для понимания этой темы?

 (научиться правильно определять спряжение разноспрягаемых и особо спрягаемых глаголов, выделять окончания этих глаголов и правильно употреблять их в речи)

-На некоторые из этих вопросов мы уже ответили. Можем ли мы исправить нашу запись на доске?

Падают, является, рисует, мчусь, поскрипывает, мелькают, съеСТ, несет, бегУТ, хотЯТ, любят, дадУТ, появится, клюёт.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 

Работа в парах

-Ребята, перед вами задания на карточках №4, обсудите в своей паре, как вы будете его выполнять.

Карточка №4.

Вставьте пропущенные орфограммы и отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е»:

а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;

б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;

в) дыш_шь, ед_т_, выбел_шь, беж_шь.

(при проверке читают, называют окончания, все хлопают, если правильно)

-Назовите среди этих глаголов разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы.

(хочет, бежишь – разноспрягаемые; дадим, едят - особо спрягаемые)

Работаем с учебником в группах!

- Выполним упражнение 397. Обсудите, как вы будете его выполнять. (Задание: записать, составив с глаголами словосочетания, выделить окончания глаголов)

-Первая группа, кто у вас будет представлять выполненное задание?

(все, каждый читает по словосочетанию)

-Вторая группа, как вы планировали представлять своё задание?

(так же, каждый читает по словосочетанию)

-Как вам удалось так быстро выполнить это задание?

(распределили, кто что будет делать)

Садитесь!

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

Запись под диктовку

-А теперь я предлагаю записать предложения под диктовку. Подчеркните разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы, выделите в них окончания.  

Облака бегут быстрей, небо стало выше.

Он хочет научиться всему хорошему.

Выпускники чтят традиции школы.

А Васька слушает да ест.

На Новый год нам дадут подарки.

-Проверьте себя, правильно ли вы всё сделали.

Слайд

(Самопроверка)

-Оцените свою работу. У кого есть ошибки?

-Можно ли сказать, что употребление глаголов бежать, хотеть, дать вызывает у вас  затруднение?  (нет)

-Тогда давайте рассмотрим глагол есть. Что вы можете о нём сказать?

(У него есть синоним)

-Какой?  («кушать»).

-В каких случаях надо говорить «есть», а в каких – «кушать», вы знаете?  (нет)

-А хотите узнать?  (да)

-Ваша одноклассница подготовила сообщение. Послушаем его.

Сообщение учащейся

Глагол "есть" употребляется в литературной речи (в том числе и в современной) несравненно шире своего синонима.
Глагол "кушать" можно употреблять как вежливое приглашение гостей, когда их сажают за стол: “кушать подано, прошу к столу” или в повелительном наклонении —кушайте,пожалуйста!”.

Но сейчас так практически не говорят, то есть чаще всего пользуются такими фразами, как “просим (или прошу) к столу” и т.п. Во всех других случаях мы должны пользоваться только глаголом "есть", например: я хочу есть, я уже поела, мы едим; ты ешь!

"Кушать" (равно как и глаголы покушать, скушать) может употребляться в обращении к детям: Ты кушал покушал? Хочешь кушать? Скушай вот это. Покушай (скушай)что-нибудь.
Использование глагола кушать в речи мужчин о себе (хочу кушать, я кушаю, я (не) кушал), а также когда мужчина или женщина говорит от имени семьи: мы (уже) кушали (покушали), мы (не) хотим кушать и т. п., противоречит стилистической норме современного литературного языка.

-Где ты нашла эту информацию?

(в словаре трудностей в Интернете)

-Значит, ребята, где можно найти информацию при необходимости?

(в учебнике, в Интернете, в словаре, в справочнике)

8. Этап включения в систему знаний и повторения 

-Сказочная и величественная зима во все времена вдохновляла поэтов, и они писали о ней замечательные стихи. Мне вспомнились строки из стихотворения А.С.Пушкина:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

 Снег лежит.

(учащиеся продолжают читать  наизусть стихотворение)

-А вы помните ещё стихотворения о зиме?

_-Кто хотел бы прочитать?

(ученица читает стихотворение)

Татьяна Бокова

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

-А я вам предлагаю побывать в роли писателей и написать сочинение-миниатюру о зиме. Перед вами 4 картинки. Выберите ту из них, которая наиболее точно выражает ваши чувства и настроение. Что будем оценивать в сочинении?

(1.Отражение темы.

2.Использование разноспрягаемых и особо спрягаемых глаголов.

3.Общее впечатление.)

-Я согласна с такими критериями. Приступаем к работе.

(включается фоновая музыка)

Проверка сочинений.

-Кто желает прочитать своё сочинение?

(читают 2 человека)

-Оцените работу.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 

-Итак, какие вопросы вы ставили перед собой, чтобы понять эту тему?

(узнать, как определить спряжение данных глаголов, как употреблять их в речи)

-Вы получили на них ответы?

(да)

-Ребята, как вы считаете, что на сегодняшнем уроке наиболее удалось?   (всё удалось)

-Над чем стоило бы ещё поработать?   (над употребление глагола «чтить»)

-Об этом мы подробнее поговорим на занятии внеурочной деятельности.

-Какой вид работы понравился больше?

(работа в группах)

-Есть ли у кого-то затруднения?   (нет)

10. Домашнее задание      (по выбору)

Упр. 398  Найти во фразеологическом словаре фразеологизмы с глаголами дать или есть. Кто больше?

11. Завершающее слово учителя

Слайд13. 

-Спасибо, ребята, за работу, полагаю, что сегодняшний урок – залог вашей тесной дружбы с глаголом! 

 

Приложения.

Карточка №1

1 спряжение

я рису..                                   мы рису..

ты рису..                                вы рису..

он рису..                                они рису..

2 спряжение

я любл..                                 мы люб..

ты люб..                                вы люб..

он люб..                                они люб..

Карточка №2

я бег..                                   мы беж..

ты беж..                                вы беж..

он беж..                                они бег..

я   хоч..                                 мы хот..

ты хоч..                                вы  хот..

он хоч..                                они хот..

Карточка №3

я     е..                                 мы  ед..

ты   е..                                 вы  ед..

он   е..                                 они ед..

я   да..                                 мы дад..

ты да..                                вы  дад..

он да..                                они дад..

Карточка №4

Вставьте пропущенные орфограммы и отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е»:

а) люб_м, прыгн_м, слыш_м, дад_м;

б) выбира_м, украша_м, хоч_т, се_т;

в) дыш_шь, ед_т_, выбел_шь, беж_шь.

(при проверке читают, называют окончания, все хлопают, если правильно)

-Назовите среди этих глаголов разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы, укажите окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"

Фрагмент урока по теме "Причастие как особая форма глагола. Повторение"...

Урок-исследование по теме: « Причастие – особая форма глагола».

Урок-исследование по русскому языку в 7 классе...

Презентация к уроку по теме "Причастие как особая форма глагола"

Презентация содержит теоретический материал по теме "Причастие"....

урок в 7 классе "Причастие как особая форма глагола"

Урок- знакомство с грамматическими формами причастия...

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Конспект урока по теме "Причастие как особая форма глагола" (6 класс)

Конспект урока составлен по программе под ред. А.Д.  Шмелева и проводится с целью: дать представление о причастии как особой форме глагола, создать условия для дальнейшего углубления знаний ...

Урок русского языка в 7 классе. Причастие как особая форма глагола

Технологическая карта урока. Причастие как особая форма глагола...