Падеж существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ковригина Татьяна Николаевна

 

Предмет: русский язык                 Класс:

Тема урока: «Падеж имен существительных»

 

Цель урока:

- закрепить знания о падежах имен существительных

Задачи урока:

- знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного;

- уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа; верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

- развивать внимание, память, логическое мышление, совершенствовать орфографическую зоркость; формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- способствовать нравственному воспитанию учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, чувство поддержки и взаимовыручки при совместной деятельности.

 

Тип урока: урок усвоения навыков и  умений.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные таблицы; раздаточный материал- карточки, лист самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Схема конспекта урока

Предмет: русский язык                 Класс:

Тема урока: «Падеж имен существительных»

Цель урока: 

- закрепить знания о падежах имен существительных

Задачи урока:

- знать названия падежей, их значения, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного;

- уметь определять падеж существительного; исправлять ошибки в употреблении неверного падежа; верно указывать предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

- развивать внимание, память, логическое мышление, совершенствовать орфографическую зоркость; формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;

- способствовать нравственному воспитанию учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, чувство поддержки и взаимовыручки при совместной деятельности.

Тип урока: урок усвоения навыков и  умений.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные таблицы; раздаточный материал- карточки, лист самооценки.

Этапы урока

Формируемые УУД

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

 Мотивация, самоопределение к учебной деятельности

 Цель для учителя:  обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию. Цель для учеников: психологически подготовиться к уроку.

Задачи: доброжелательный настрой учителя и учащихся, готовность класса и оборудования к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Эмоциональный настрой.

Пусть день начинается с доброй улыбки!
С того, что простим мы друг другу ошибки!
Ведь жизнь так прекрасна, но только одна!

Улыбкой встречайте её вы всегда!!!

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть в это весеннее солнечное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: я улыбнусь вам, а вы в ответ улыбнитесь мне. Давайте настроимся на позитивную работу. Я вам желаю, чтобы наш урок обогатил вас новыми знаниями,  и вы получили удовольствие от нашей совместной работы.

- Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Я думаю, что трудно отыскать человека, которому бы это не нравилось. Ведь именно в путешествиях, походах, на экскурсиях мы узнаем для себя что-то новое, открываем неизвестное. И сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Мы с вами совершим путешествие с рюкзаком знаний, а в течение урока будем его пополнять своими умениями и знаниями.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

 Актуализация и пробное учебное действие

 Повторение пройденного материала.  Орфографическая задача

 Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность, выделить проблемную ситуацию  Цель для учеников: повторить  словарные слова, тему «Имя числительное»

 Задачи:  уметь определять выбор написания буквы в словарных словах

 Определение темы урока, постановка целей и задач

Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.  Цель для учеников: уметь ставить цели урока.

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

Практическая деятельность по теме

Творческая и практическая деятельность

Цели для учеников: правильно определять падеж

Задачи: формировать умение выделять существенные признаки, анализировать, делать выводы

Практическая деятельность, размышление о смысле пословиц

Цель для учителя: закрепить  умения и навыки учащихся по теме, умение правильно употреблять падежные формы существительных, Цели для учеников: уметь применять полученные знания на практике.

Задачи: формировать  умение работать в группе; отрабатывать  навык  анализировать  и делать выводы, обобщать.

 Физкультминутка

Цель для учителя: снять напряжение и активизировать работу учащихся. Цель для учеников: снять напряжение

Задача: формирование необходимости заботиться о своём здоровье

Закрепление изученного материала

Цель для учителя : выявить  качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Задачи:   проверить  полученные знания, умения, навыки

Лингвистическая задача

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель для учителя : выявить  качество усвоения материала. Цели для учеников: показать степень усвоения материала.

Задачи:   проверить  полученные знания, умения, навыки

 

Подведение итогов, рефлексия. 

Цель для учителя:  научить обучающихся самостоятельно оценивать результат своей работы; дать оценку успешности достижения обучающихся поставленной цели. 

Цели для учеников: уметь оценивать себя, уметь подводить итоги работы.

Полминутки для шутки.

Ленительный падеж

Домашнее задание.  

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цели для учеников: совершенствовать практическое применение знаний, умений, навыков, полученных на уроке.

Задачи: закрепление изученного материала, контроль.

Регулятивные: коррекция, оценивание

Личностные: стремятся развивать внимание, проявляют самостоятельность

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания.

Коммуникативные: выражение мыслей,  сотрудничество с учителем.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность.

Коммуникативные: выражение мыслей Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия.

Познавательные: узнают о звательном падеже, вспоминают князя Юрия Долгорукого, нападение Литовского княжества на Русь

Личностные: высказывают собственное мнение, разъясняют смысл пословиц.

Познавательные: используют алгоритм определения падежа

Регулятивные: исправляют ошибки, дополняют ответы, раскрывают смысл пословиц

Личностные: понимают, достаточно ли усвоили тему «склонения» существительных

Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля.

Личностные: желают выполнить работу безошибочно.

Коммуникативные: задают уточняющие вопросы.


 
Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других.

Коммуникативная: задают уточняющие вопросы.

Регулятивные: коррекция знаний.

Познавательные: контролируют результаты деятельности. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое.

Регулятивные - оценка-осознание качества уровня усвоения

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит набор карточек, посмотрите, у всех ли все на месте? 1) Лист самооценки - в течение урока вы  заполняете 2 таблицу, а первую в конце урока. 2) карточка с заданиями.

Хорошо, тогда мы начинаем работать. Откройте тетрадь и запишите число.

-  Давайте прочитаем слова и выполним орфографическую работу.  Слайд

Ц…рк, р…стение, брош…ра, ш…рох, изл…жение, р…са, б…рюза, с…нева, ц…ган. 

- Посмотрите на них внимательно и скажите, что их объединяет?

- Молодцы, ребята, вы заметили самое важное, и определили, что все слова относятся к именам существительным.

-  А давайте вспомним, что же это, имя существительное?

- Правильно, а теперь давайте подумаем, возможно, эти имена существительные между собой еще в чем-то схожи?        ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Эстонские школьники, изучая родной язык,  знают 14 их названий, в Финляндии – 15, в Дагестане их 50, в языке китайцев они вообще отсутствуют, в венгерском языке их 12, в осетинском -8,  а в русском языке 6.

-  Как вы думаете, о чем я сейчас говорила?

- Правильно, как же вы считаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Я согласна с вами, но ведь мы не спроста выполнили орфографическую работу ? Значит,  мы будем говорить о падежах…имен существительных!

- Совершенно верно. Тема нашего урока «Падеж имен существительных». (Слайд). Записываем тему нашего урока «Падеж имен существительных».

- Ребята, а как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

-Хорошо, но кроме цели, мы должны поставить перед собой и задачи. Давайте попробуем это сделать: если мы будем говорить о падежах имен существительных, значит мы должны …

- Молодцы, ребята. А сейчас мы отправляемся в город Падежей и падежных вопросов. Но вот незадача: стражники не открывают нам ворота, и не хотят впускать нас.

Слайд: Доброе утро, ребята, вы так рано прибыли в наш город, это похвально. Но мы не впускаем гостей просто так, вы должны доказать нам, что пришли сюда с добрыми намерениями, а для этого вам нужно пройти испытание:

- Ребята, сейчас мы будем работать с заданием 2. Посмотрите на доску внимательно, падежи и падежные вопросы расположены в хаотичном порядке. Для того, чтобы стражники открыли ворота в город, вам нужно расставить по порядку падежи вместе с вопросами, на которые они  отвечают. Всем понятно задание? К доске выходит…         Слайд: 

- А сейчас давайте проверим, что у нас получилось?

Слайд Небольшая разминка «Определи падеж». (на доске) ЛИСТ САМООЦЕНКИ,

Слайд.  Падежи: Молодцы, ребята, мы не думали, что вы так быстро справитесь с заданием. Не всем это удается с первого раза. Добро пожаловать в наш город! Для того, чтобы вы поняли, куда попали, мы расскажем вам немного о себе.

- Городом правим мы, падежи. А живут с нами имена существительные с предлогами. Всего нас 6, и все мы являемся братьями. А самым старшим и мудрым из нас является Именительный падеж. Несмотря на то, что мы родились в разное время, двое из нас, Родительный падеж и Винительный падеж, между собой очень похожи, и многие даже путают нас. Как вы думаете, почему?

Да, это верно. Слайд. Давным-давно, когда в Киеве княжил Юрий Долгорукий, нас было 7. Седьмым братом был Звательный падеж, и употреблялся он при обращении.

«Приди ко мне, брате, мир станем вершить», - писал Юрий Долгорукий Черниговскому князю Святославу.

Слово «брате» здесь употреблено в звательном падеже. Почему же сейчас нас только 6? В ХVI веке на наш город напало княжество Литовское, и в страшном сражении нашему седьмому брату отсекли голову булатным мечом. С тех пор нас 6…

- В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

- Ребята, для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, мы должны совершить несколько действий. Каких?

(на доске алгоритм действий)

Слайд

- Правильно, давайте попробуем это сделать. Братья-Падежи подготовили для нас еще одно испытание. Выполним задание 3.

-Это задание вы выполните, работая в группах, можете советоваться и помогать друг другу.

- На листах записаны предложения, найдите в них имя существительное Родина, укажите его падеж и подчеркните как член предложения. На это у вас полторы минуты.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. (В.п.)

На чужой стороне Родина милей вдвойне. (И.п.)

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. (И.п.)

Жить - Родине служить. (Д.п.)

Человек без Родины, что соловей без песни. (Р.п.)

Позор перед Родиной хуже смерти. (Т.п.)

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Итог работы учащихся в группе):

- Каким правилом мы должны руководствоваться, чтобы определить падеж имен существительных?

- Какой вывод о синтаксической роли имён существительных в предложении мы можем сделать?

-Как называются предложения, с которыми вы работали? Какой темой они объединены?

-Ребята, а вы знаете, как называется страна, гражданами которой мы являемся?

-Как вы понимаете словосочетание малая родина?

 ЛИСТ САМООЦЕНКИ

- Молодцы, ребята. Думаю, Падежи вами очень довольны. А сейчас давайте немного отдохнем. Встаем. На прошлом уроке мы повторяли склонения имен существительных, давайте посмотрим, как вы усвоили тему и поиграем. Условия просты: если я произношу существительное 1 склонения, вы поднимаете руки вверх, если 2 скл – приседаете, а если 3скл – руки над головой. Слайд

Речка, мышь, словарь, мама, брат, сестра, речь, ночь, дуб, пастух, верблюд, вишенка, огонек.

- Ребята, Падежи хотят поделиться с нами секретом. Давайте посмотрим  таблицу и выполним задание 4. Мы видим, что почти у каждого падежа есть предлоги. А как вы думаете, почему Именительный падеж один остался без предлогов?

Падежи Вопросы Предлоги

И.п. Кто? Что? -------------------------------

Р.п. Кого? Чего? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Д.п. Кому? Чему? к, по

В.п. Кого? Что? в, за, на, про, через

Т.п. Кем? Чем? за, над, под, перед, с

П.п. О ком? О чем? в, на, о, об, обо, при

-Работаем в паре.  Прочитайте задание 4 и выполните.

Проверим.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

- Ещё одно испытание. Задание 5. Откройте учебник, прочитайте задание упражнения 523. Работаем по цепочке. (комментированное письмо)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Задача Слайд: Митя и Коля – близнецы. Сегодня у них день рождения. Утром около кроватей лежали приготовленные для них подарки: от родителей, от тети… А вот еще два пакета: на одном из них надпись – «Подарок Мити», на другом – «подарок Коли».

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью «Подарок Коли», а Коля пакет с надписью «Подарок Мити», то оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя (перочинный ножик), А Митя – масляные краски, о чем мечтал Коля.

Тут в комнату вбежала их сестра Юля и спросила;

- Понравились мои подарки?

- А ты нам ничего не дарила, - в один голос ответили братья.

- Да вот же они! – сказала Юля, показывая на краски и ножик…

Недоразумение вскоре разъяснилось.

- ПОЧЕМУ ОНО ПРОИЗОШЛО? Попробуйте разобраться.

Вывод: на умение определять падеж имен существительных.

- И осталось самое главное испытание для Вас. (Задание 6)

-Ребята, тихо. Идет экзамен по русскому языку. Представьте себе, что вы  участники экзамена.  Послушайте инструкцию проведения экзамена.

- Экзамен по русскому языку состоит из одной части – это тест.

- Молодцы, ребята, вы справились с задачей. Сегодня мы побывали в Городе падежей и падежных вопросов, прошли все испытания. Но пора возвращаться домой. И Братья-падежи хотят нам что-то сказать:

 Слайд

- Сегодня, вы порадовали нас знаниями и активной работой. Нам хотелось бы, чтобы вы никогда о нас не забывали, ведь мы играем в русском языке важную роль. Поэтому мы дарим вам ящик сокровищ, которые и будут напоминать вам о нас, и сделают вашу речь еще грамотней и богаче. На следующем уроке русского языка вы откроете его, и пусть каждый возьмет себе столько «умных слитков», сколько сможет вместить голова.

(Учитель читает стихотворение)

- За что Лежебокин не любит падежи?

- А для чего нужны падежи?

-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?

- А сейчас возьмите в руки лист самооценки и заполните первую таблицу.

- Ребята, вы нарисуете смайлики. Веселый смайлик означает, что урок вам понравился; грустный – на уроке вам было тяжело, и вы что-то не поняли, а смайлик равнодушия укажет на то, что вам было скучно и неинтересно.

- Домашнее задание параграф 96, упр. 525 (разбор 4), 529 (разбор 2)

Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют.

Дети пишут на доске и  в тетради

(Все слова – это имена существительные)

(Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? в предложении может быть любым членом).

(Они все неодушевленные, нарицательные и стоят в  единственном числе)

(о падежах).

(О падежах).

(Повторить падежи и падежные вопросы).

(Научиться правильно определять падеж имен существительных; употреблять существительные в нужном падеже).

Читают дети

И.п. Кто? Что?

Р.п. Кого? Чего?

Д.п. Кому? Чему?

В.п. Кого? Что?

Т.п. Кем? Чем?

П.п. О ком? О чем?

Дети пишут на доске и в тетради

(Потому что оба отвечают на вопрос кого? при одушевленных существительных).

(Найти главное слово и задать от него вопрос к имени существительному).

Алгоритм.

(Потому что сущ. в И.п. являются подлежащими, а у подлежащего предлогов не бывает.)

(Юля спутала окончания падежей, из-за этого она допустила ошибки в надписях на пакетах. Нужно было написать «Подарок Коле» и «Подарок Мите».)

(чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падеж существительного.Грамматика.

Конспект рассматривает грамматическую категорию - Падеж существительного....

притяжательный падеж существительных

разработка урока и презентация по теме "Приятжательный падеж существительных"...

Презентация к уроку по теме "Притяжательный падеж существительных" 2 класс

Данная презентация к уроку №40 по теме "Притяжательный падеж существительных". Данная презентация полностью соответствует конспекту урока предложенному в книге для учителя под редакцией М.З. Биболетов...

Чтение гласных, притяжательный падеж существительных

Повторение букв английского алфавита, чтение буквосочетаний, открытый и закрытый типы слога для отработки, образование множественного числа существительных 9 повторение) и знакомство с грамматическим ...

Притяжательный падеж существительных в английском языке

материал для изучения, закрепления повторения....

Падежи существительных в английском языке

CASES       В английском языке существует два падежа: общий падеж (The Common Case) и притяжательный падеж (The Possessive Case). I. Common Case...

падежи_существительных

падежи_существительных...