Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Казаченко Игорь Павлович

«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной.  Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_slov_russkogo_yazyka.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»  ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом  29,  тел. (8453) 95-06-50,engschool32@mail.ru

            Согласована

Заместитель директора по УВР ___________ /_________________/

                Утверждена 

Директор МБОУ «СОШ №32»

 ____________ /С.А. Рогачева/

Приказ   от _____________ №______

        

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности                                       «СТРАНА СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»  

(направление личностного развития общеинтеллектуальное)                                                                                     5 класс

Автор-составитель рабочей программы:

Казаченко Игорь Павлович,

первая квалификационная категория

г. Энгельс, 2016 год

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации краткосрочной.  Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V класса посредством разностороннего изучения значения слова и особенностей его функционирования в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений, формул речевого этикета и др.

Предметом рассмотрения являются исконно русские и заимствованные слова, слова, отражающие национально-культурные особенности народа, поэтические, сказочные слова, пословицы, поговорки, формулы речевого этикета, фразеологизмы, крылатые выражения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время утрачен интерес к родному языку, к звучащему слову, к сохранению, сбережению чистоты русского языка.  К числу наиболее актуальных проблем относится развитие любви к русскому языку приобщение детей к языковым ценностям, интеллектуальное и духовное развития личности ребенка.

Педагогическая целесообразность программы рассчитана на детей  11-12 лет, потому как наиболее действенные  формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала по лексике, фразеологии, грамматике, орфографии, широко представленного в научно-популярной литературе по русскому языку; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного лексического материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока русского слова; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.

Цель программы: обобщение, систематизация и расширение представлений учащихся о слове как основной единице языка, носителе культурного смысла в языке и речи;

Задачи:

  1. Овладевать изобразительно-выразительными возможностями и культурным значением слов во фразеологизмах, пословицах и поговорках, крылатых выражениях, загадках, сказках, стихотворениях, формулах речевого этикета;
  2. Обогащать и активизировать словарный запас учащихся на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи в составе фразеологизмов, пословиц и поговорок, загадок, сказок, крылатых выражений, формул речевого этикета, в поэтической речи;
  3. Формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм;
  4. развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

Режим занятий: программа рассчитана   на 34 часа, 1 час в неделю.

Результаты усвоения курса

При изучении программы «Страна слов русского языка» у учеников формируется УУД:

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Ценить и принимать базовые ценности.

2. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

3. Понимать смысл и цель самообразования.

4. Давать нравственно-этические оценки.

1. Ориентироваться в информационных источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3.Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений

1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Содержание курса внеурочной деятельности

№ п\п

Тематический раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы организации и виды деятельности

1.

Вглубь слова.

2

Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

Как и почему слово переносит своё значение: прямое и переносное значение слов. О взаимоотношениях между словами: слова-друзья и слова-враги.

Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово».

Ролевая игра Социально-моделирующая игра

2.

 Слова родные и слова гости.

2

Жизнь исконно русских слов в языке. Как чувствуют себя в языке слова-пришельцы: заимствования в русском языке.

Социально-моделирующая игра

3.

Национально окрашенные слова в языке.

2

Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта: печь, изба, щи, каша, кисель, блины, сарафан, валенки, гармошка, балалайка, хоровод, частушка, сени, коса, сноп и др. 

Практическая работа

4.

Диалектные слова.  Говор казаков.

2

Фонетические особенности: аканье и яканье табе, нясу и др. Фрикативный звук [г], смягчение согласных, употребление одних звуков вместо других: освободить – ослобонить, вишня – вышня и др.

Заочная экскурсия в казачью станицу

5.

Крылатые слова

2

Крылатые слова в языке и речи. Высказывания писателей, поэтов, известных людей о русском языке, родной земле.

Крылатые слова о родине, книге, дружбе, качествах людей. Крылатые выражения из басен И. А. Крылова: а ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест.

Слово учителя, практическая работа

6.

Золотые россыпи народной мудрости.

2

Отражение в пословицах и поговорках нравственных ценностей народа, его эстетических идеалов, культуры, особенностей быта, разнообразных сфер и аспектов жизнедеятельности. Уместность употребления пословиц в речи. Советы, разумные наставления, подсказки в пословицах об учении, слове, языке, речи.

Семинар

7.

Жизнь слова во фразеологизме.

2

 Содержание материала: Культурный смысл фразеологизмов.

Выразительные возможности фразеологизмов с близким и противоположным значением. 

Фразеологизмы с постоянными сравнениями: как с гуся вода; как рыба в воде; как грибы после дождя; льёт как из ведра; видно, как на ладони и др.

Игра «Путешествие в страну Фразеологию»

8.

Слово поэтическое.

4

Образность и вдохновенность поэтического слова.

Слово как изобразительное средство в стихотворении. Слова – яркие эпитеты, меткие метафоры, образные сравнения в поэтическом языке.

Лекция с элементами беседы, практикум

9.

Звучащее слово.

2

Правильность и интонационная выразительность звучащего слова.

Как нельзя говорить: о наиболее распространённых случаях неправильной постановки ударения в словах: квартал, средства, каталог, свекла, арбуз, эксперт, досуг, обеспечение, щавель, сироты, звонит, красивее и др.

Игра «Приключения в стране Орфоэпии»

10.

Слово сквозь призму написания.

6

Зри в корень: загадки правописания в корне слова. Постоянство и непостоянство приставок. Узнаём изученные орфограммы и пунктограммы.

 Деловая игра

11.

Речевой этикет.

2

Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Формулы речевого этикета и этикетные речевые ситуации: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, приглашения, благодарности, извинения, пожелания, поздравления, комплимента, одобрения, утешения, прощания и др.

Этическая беседа, практическое занятие.

12.

«Давайте говорить друг другу комплименты…»

2

Комплимент как форма этикета.

 Значение комплимента в общении.

 Как правильно сказать комплимент и как правильно его принять.

Практическое занятие.Интервью.

13.

Обобщение и систематизация изученного материала.

2

Слова-неологизмы в современном языке. Англоизация русского языка- процесс, который трудно остановить или им можно управлять?

Заседание круглого стола.

Социальная акция.

14.

Итоговый урок

2

Назначение слов в языке и речи. Как язык экономит свои ресурсы: слово одно – значений несколько.

Защита проектов.

             

Календарно-тематическое планирование

Тема

занятия

Всего часов

Из них аудиторные занятия

Неаудиторные

занятия

Дата

Корректировка

1.Вглубь слова

1

Лекция с элементами беседы «Путешествие в слово».

Ролевая игра

05.09

1

Социальная акция «Знает ли русский человек русский язык?»

12.09

2.Слова родные и слова гости

1

Социально-моделирующая игра

19.09

1

Выставка предметов, обозначающих исконно русские и заимствованные слова.

26.09

3.Национально окрашенные слова в языке

1

Практическая работа.

03.10

   1

Викторина.

10.10

4.Диалектные слова. Говор донских казаков

2

 

Экскурсия в национальную деревню.

17.10

24.10

5.Крылатые слова

1

Слово учителя, практическая работа

31.10

   1

Экскурсия в краеведческий музей

14.11

6.Золотые россыпи народной мудрости

2

Семинар. Участие в конференции учеников.

21.11

28.11

7.Жизнь слова во фразеологизме

1

Игра «Путешествие в страну Фразеологию»

05.12

1

Социальный проект на основе художественной деятельности

12.12

8.Слово поэтическое

2

Лекция с элементами беседы, практикум

19.12

26.12

 

   2

Посещение музея Н.Г. Чернышевского

16.01

23.01

9.Звучащее слово

2

Игра «Приключения в стране Орфоэпии»

30.01

06.02

10.Сквозь призму написания

2

 Деловая игра

13.02

20.02

   4

Праздник, посвященный искусству каллиграфии

27.02

06.03

13.03

20.03  

11. Речевой этикет

2

Этическая беседа, практическое занятие.

03.04

10.04

12. «Давайте говорить друг другу комплименты…»

1

 

Интервью.

17.04

   1

Экскурсия в краеведческий музей

24.04

13. Обобщение и систематизация изученного материала.

1

 

Заседание круглого стола.

Социальная акция.

02.05

  1

Посещение театра драмы и оперетты в г. Энгельсе

08.05

14.Защита проектов

2

Защита проектов.

15.05

22.05

Всего

34

34

.