Система работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации.
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Власова Диана Николаевна

        Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя -словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege_sistema_raboty_po_mesyatsam.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации.

Подготовила:

Д.Н.Власова,

 учитель русского языка и литературы 11 «А» класса

        Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя -словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

       Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников  прослеживаются одни и те же проблемы.

       Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

       С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку?

1) Орфоэпические нормы русского языка.

2)  Лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики).

3) Синтаксические нормы русского языка.

  1. Стилистические нормы русского языка.

5) Морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);

  1. Типы сложных предложений и их специфика.

      6) Средства языковой выразительности.

В написании сочинения-рассуждения (задание 25):

  •  формулировка проблемы, затронутой в тексте;
  •  композиционное оформление сочинения;
  •  логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
  •  грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
  • теория аргументации (во многих  работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

  1. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;
  2. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;
  3. При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ'ов;
  4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки).

                                    Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Одна из основных задач - научить сдавать тест.

          Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» -  угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?

         Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:

Первый шаг. Вспоминаем теорию.

       Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.

        Теория - фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме

Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач».

        Выстраиваем последовательность действий при выборе ответов в заданиях 1-24. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.

Третий шаг. Слушаем друг друга.

          Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.

Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.

         Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха. Каждое задание  надо решить по алгоритму достаточно долго, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».

         Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

       Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.

            Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников, - это написание сочинения-рассуждения. Учащимся  предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение - рассуждение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «непрозрачной» проблематикой).

         Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?

        В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского нужно использовать комплексную работу с текстом, поэтапно давать  задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели с использованием клише, например:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. Автор текста затрагивает проблему…

3. По его мнению, ...

4. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

5. Итак, …

      Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:

1) пересказ текста;

2) выделение микротем по абзацам;

3) поиск ключевых слов;

4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;

5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.

          Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», «В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.

         Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.

         Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

         Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

         Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает  ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

План подготовки учащихся 11 «А» класса к ЕГЭ

№\№

п/п

Материал по ЕГЭ, включённый в урок

Сроки

план

факт.

1

Изменения в КИМах  ЕГЭ 2016 года по сравнению с 2015 годом.

Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Сентябрь

Сентябрь

2

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе.

Сентябрь-октябрь

Сентябрь-октябрь

3

Контрольная работа в формате ЕГЭ (диагностика остаточных знаний).

Сентябрь

04.09.2015

4

Орфоэпические нормы. Орфоэпический диктант.

Сентябрь

09.09.2015

5

Практическая работа в формате ЕГЭ (комплексный анализ текста).

Сентябрь

11.09. 2015

6

0 срез.

Сентябрь

22.09.2015

7

Анализ средств связи предложений в тексте (проверочная работа).

Октябрь

07.10.2015

8

Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

Октябрь

14.10.2015

9

Пробное итоговое сочинение.

Ноябрь

20.11.2015

10

Информационная обработка текста.

Ноябрь

24.11.2015

11

Контрольная работа (комплексный анализ текста)

Ноябрь

27.11.2015

12

Лексические нормы.

Декабрь

13

Морфологические нормы.

Декабрь

14

Грамматические нормы.

Декабрь

15

Безударная проверяемая гласная.

Январь

16

Чередующиеся гласные в корне.

Январь

17

Правописание приставок.

Январь

18

Правописание суффиксов с Е/И. Тестовые задания в формате ЕГЭ.

Январь

19

Срез за 1 полугодие.

Январь

20

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Февраль

21

Правописание НЕ/НИ.

Февраль

22

Слитное, дефисное и раздельное написание. Тестовые задания по теме «Слитное, дефисное и раздельное написание слов».

Февраль

23

Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Задания в формате ЕГЭ.

Февраль

24

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

Март

25

Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Тестовые задания в формате ЕГЭ.

Март

26

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Март

27

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Март

28

Пробный экзамен.

Март

29

Текст как речевое произведение. Смысловая и

композиционная целостность текста.

Апрель

30

Функционально-смысловые типы речи.

Апрель

31

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Апрель

32

Средства связи предложений в тексте.

Апрель

33

Языковые средства выразительности.

Апрель

34

Работа с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

Май

35

Работа по заданию 25 (написание сочинения-рассуждения).

Май

36

Срезовая работа за год.

Май

   Список пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:

1. ЕГЭ 2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3(С) / В.В. Львов, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Л.И. Пучкова, Г.Т. Егораева. — М.: Издательство «Экзамен», 2015. — 287, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 30 Вариантов. Типовые тестовые задания»)

2. ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / В.В. Львов. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 117, [3] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

3. ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 151, [1] с. (Серия «ЕГЭ. ОФЦ. Типовые тестовые задания)

4. ЕГЭ 2014. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.Т. Егораева. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)

5. ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые тестовые задания / Л.И. Пучкова. — М. : Издательство «Экзамен», 2014. — 190, [2] с. (Серия «ЕГЭ. ТРК. Типовые тестовые задания»)

6. ЕГЭ-2014: Русский язык: Самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. А.Ю. Бисеров. — Москва : ACT : Астрель,     2014. — 206, [2] с. — (Федеральный институт педагогических измерений).

7. ЕГЭ-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ЕГЭ-2014. ФИПИ – школе)

8. ЕГЭ-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ЕГЭ-2014. ФИПИ – школе)

9. ЕГЭ. Русский язык: тематический сборник заданий / Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)

10. ЕГЭ-2014. Русский язык. Тематические тренировочные задания / А.Ю. Бисеров. – М.: Эксмо, 2014

11. ЕГЭ 2014.Русский язык: тренировочные экзаменационные задания / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Львов В.В., Соколова Н.В.. – М.: Эксмо,

12. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно – методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. — Ростов н/Д. : «Легион - М», 2010.— 192 с. -(Готовимся к ЕГЭ)

13. В. В. Львов. Русский язык. Типовые тестовые задания. М.: Издательство «Экзамен», 2016 г. (К новой официальной демоверсии).

14. ФИПИ. ДЕМОВЕРСИИ ЕГЭ. Открытый банк заданий.

Доп. подготовка:

  1. Материалы вебинаров.
  2. Курсы «Интерком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...

Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации

Разработка "Эффективные методы закрепления учебного материала, как фактор развития познавательной активности учащихся при подготовке к итоговой аттестации".Целью данной статьи стало обобщение моего оп...

Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации

Система работы учителя математики по подготовке к итоговой аттестации ( из опыта работы учителя малокомплектной школы)...

Памятка для учащихся по подготовке к итоговой аттестации

Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация....

Памятка учащимся по подготовке к итоговой аттестации.

Памятка учащимся по подготовке к итоговой аттестации....

Организация учебной деятельности учащихся по подготовке к итоговым аттестациям

Методические рекомендации по подготовке к итоговым аттестациям...

Приёмы работы с учащимися при подготовке к итоговой аттестации.

Данный материал содержит практические советы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике....