Повторение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Дурова Оксана Владимировна

 Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе

учителя русского языка и литературы Дуровой О.В.

Тема урока « Синтаксис и пунктуация»

Тип урока: Урок рефлексии.

Цели урока (образовательные):

- повторить изученный материал по теме «Синтаксис и пунктуация»; 

-  закрепить полученные знания ;

-  проверить теоретически и практические знания (умения);

-  расширить словарный запас детей.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- определять степень успешности работы.

Познавательные:

- выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

- искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

 - уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Формы работы: индивидуальная,  коллективная

Оборудование урока:

авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд № 1.

Повторение – мать учения.

(дети читают пословицу, выдвигают предположения о ее значении, объясняют, почему ставится тире, дают определение пословицы)

Слайд № 2.

Repetitio est mater studiorum. (латинское выражение)

  1. Постановка темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд № 3, 4

Повторить пройденное – непременное условие качественного запоминания, без которого обучение невозможно.

Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём. (французская пословица)

(дети обсуждают, комментируют данные суждения, на основе этого выдают предположения о теме урока)

После появления на доске темы урока детям предлагается сформулировать цели урока.

Вспомогательные вопросы:

  • Что мы сегодня будем делать?
  • Что нам необходимо сделать на уроке?
  • Для чего нам нужна эта тема?

Учитель предлагает свои цели урока:

  • ПОВТОРИТЬ изученный материал;
  • ЗАКРЕПИТЬ полученные знания;
  • ПРОВЕРИТЬ теоретические и практические знания (умения).

  1. Основная часть урока.

На столах у детей лежат тексты с заданием.

Ученикам предлагается выполнить последовательно эту работу. На каждое задание дается по 5-7 минут, после выполнения большинством каждого задания – устная проверка.

  1. Прочитайте текст. О чем он? (сначала дети читают текст, затем отвечают устно на этот вопрос) – 2-3 минуты

  • Какие светлые, особенные ночи в феврале( )  В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тр…пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Когда наб…гает ветерок  ветви деревьев тихо к…чаются и шумят. Искрится белая пороша и на ее синеющей снежной б…лизне отражается м…рцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные п…ляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи( )

  1. Выпишите все слова с пропущенными буквами в составе словосочетаний. Объясните орфограммы. Выполните разбор словосочетаний. Укажите их тип. ( 5-7 минут)
  2. Выпишите предложение с однородными членами. Подчеркните их. Составьте схему этого предложения. ( 3-5 минут)
  3. Выпишите: ( 3-5 минут)

I вариант – ССП

II вариант – СПП

Выполните полный синтаксический разбор этого предложения. ( 5-7 минут) (у доски 2 человека)

  1. Составьте (на основе предложенного текста): (3 -5 минут)

I вариант – 3 предложения с прямой речью

II вариант – диалог

( вопрос можно задать перед выполнением заданий) Какими темами из раздела «Синтаксис» Вы воспользовались при выполнении этого задания?

( при устной проверке каждого задания параллельно можно задавать вопросы по определениям:

  • Что такое подлежащее?
  • Сказуемое?
  • Второстепенные члены предложения?
  • Дополнение?
  • Что такое сложное предложение?  
  • и т. д.

Слайд № 8.

И.Э.Грабарь

«Февральская лазурь»

«Мартовский снег»

Детям предлагается сравнить текст с тем, что изображено на картинах.

По одной из картин составить свой текст, использую все знания по теме урока. ( 5-7 предложений)

  1. Домашнее задание.
  • Параграфы 49-68 ( теорию знать!!!)
  • Упр. 537, 544 (письменно)  - (М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов -  Русский язык, 5 класс)
  • сделать полный синтаксический разбор одного любого сложного предложения (письменно)

  1. Рефлексия.

Слайд 10.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение – мать учения.

Слайд 2

Repetitio est mater studiorum . (латинское выражение)

Слайд 3

Повторить пройденное – непременное условие качественного запоминания, без которого обучение невозможно.

Слайд 4

Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём. ( Французская пословица)

Слайд 5

Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация "

Слайд 6

Цели урока: ПОВТОРИТЬ изученный материал; ЗАКРЕПИТЬ полученные знания; ПРОВЕРИТЬ теоретические и практические знания (умения).

Слайд 7

Какие светлые, особенные ночи в феврале( ) В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тр …пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Когда наб … гает ветерок ветви деревьев тихо к … чаются и шумят. Искрится белая пороша и на ее синеющей снежной б… лизне отражается м … рцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков лисиц и зайцев. Вся снежная равнина и лесные п… ляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи( )

Слайд 8

И.Э. Грабарь "Февральская лазурь" "Мартовский снег"

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграфы 49-68 ( теорию знать!!!) Теория из таблиц, в тетради ( знать!!!) Упр . 537, 544 (письменно) сделать полный синтаксический разбор одного любого сложного предложения (письменно )



Предварительный просмотр:

  1. Прочитайте текст. О чем он?

  • Какие светлые, особенные ночи в феврале( )  В лесу легко замечаешь след санной дороги. Далеко уходит узкая тр…пинка. С неба струится белесоватый свет луны. Когда наб…гает ветерок  ветви деревьев тихо к…чаются и шумят. Искрится белая пороша и на ее синеющей снежной б…лизне отражается м…рцание звезд. В такие ночи обычно охотники устраивают засады на волков лисиц и зайцев.

Вся снежная равнина и лесные п…ляны светятся, как один огромный, беззвучный зеркальный зал. Очаровательны эти ночи( )

  1. Выпишите все слова с пропущенными буквами в составе словосочетаний. Объясните орфограммы. Выполните разбор словосочетаний. Укажите их тип.
  2. Выпишите предложение с однородными членами. Подчеркните их. Составьте схему этого предложения.
  3. Выпишите:

I вариант – ССП

II вариант – СПП

Выполните полный синтаксический разбор этого предложения.

  1. Составьте (на основе предложенного текста):

I вариант – 3 предложения с прямой речью

II вариант – диалог

Какими темами из раздела «Синтаксис» Вы воспользовались при выполнении этого задания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

План-конспект урока обобщения материала в 5 классе «Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»...

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».5 класс. ФГОС.

Предмет: русский языкДата: 23.11.2017 г.Класс: 5УМК:  под редакцией Т.А.ЛадыженскойТема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».Тип урока: сист...

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация»....

Повторение изученного по синтаксису и пунктуации

Маршрутный лист дистанционного урока...