Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».5 класс. ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Предмет: русский язык

Дата: 23.11.2017 г.

Класс: 5

УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: рефлексия

 Оборудование:

мультимедийный проектор;

опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал.

 

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

1.      Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»

2.      Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

3.      Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку и своей матери.
Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_5kl_zakreplenie_temy_sintaksis.docx24.13 КБ
Office presentation icon zakreplenie_temy_sintaksis.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет: русский язык

Дата: 23.11.2017 г.

Класс: 5

УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской

Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: рефлексия

 Оборудование:

мультимедийный проектор;

опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.

Задачи:

  1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
  2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
  3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку и своей матери.
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.


Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Слайд № 2

Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы сегодня очень красивые. Нарядные. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их взглядом. Спасибо. Садитесь.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

-Ребята, посмотрите на экран и  запишите число, классная работа, тему урока.  слайд№1

-Какие цели мы должны поставить  на уроке ? Слайд №2.

- Ребята,скажите, а кто для вас самый дорогой человек? слайд 3

-Конечно, мама. Именно ей мы посвятим наш урок.В предверии праздника Дня Матери.

-А что означает слово "мама"? слайд 4

-О маме очень много написано стихов, песен, пословиц. А что знаете вы? слайд 5   

 Анализ  текста.  Кто же мама на самом деле? - слайд №6

-Что перед вами? (текст-диалог) (разговор бога и ребенка). О чем ? о маме

-Какова основная мысль текста?мама-этотАнгел, роль матери для ребенка

-Из чего состоит текст? предложений

-Какие бывают предложения? повествовательные, вопросительные, восклицательные; распр и нераспр, прост и сложные, осложненные

- А предложение из чего состоит? из словосочетаний(состоит главного и зависимого слова) -Что не является сочетанием? грамматическая основа

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация)

-В каких случаях ставится запятая в простом предложении? Тире?

3.Этап выявления места и причины затруднения.

-Итак, вы заметили,что не все ещё знают правила.Необходимо закрепить изученный материал.  

4. Обобщение и систематизация знаний

-Повторим словосочетания. Ребята, посмотрите на слайд № 7 и на карточки, которые лежат перед вами. Вставьте окончания в словах. От чего оно зависит? От сущ-х. При помощи чего осуществляется связь? окончания .Что можно определить по окончанию (род, число, падеж)

Чутк.....  сердце,
хорош.....  хозяйка,
нежн…..  руки,

верн….  друг,  
надёжн…..  человек
 

Творческая  парная работа. Посмотрите на слайд №8 и скажите, какая учебная задача стоит перед вами?(Составить предложения по схемам, используя сочетания из предыдущего задания  и сделать синтаксич разбор своего предложения)

 - С какими предложениями вы столкнулись? (с однородными членами)

-Какими качествами обладает ваша мама? Продолжите предложение "Маму я свою люблю, потому что она .."  слайд 9

-Назовите грамматическую основу. Какое получилось у вас предложение?(Сложное союзное)

 5. Применение знаний и умений. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания.

Ребята, у вас на партах есть текст. Сейчас вы будете работать самостоятельно, расставляя нужные знаки преинания. Слайд № 11  

Самопроверка- слайд №12. Самооценка.

-Какие предложения вам встретились в этом тексте? с прямой речью, с однородными членами предложения

 

6.Рефлексия слайд 14,15

-Давайте сделаем вывод, о чем мы говорили на уроке? Закончите фразы

-Ещё раз повторил(а)…

-Больше всего мне понравилось...

-Труднее всего было...

-Я понял(а)…

7. Домашнее задание на слайде18

Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.»

1. Укажите предложение с однородными членами:

  • А) Опадает листва на деревьях.
  • Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
  • Г) У дороги расстилается густая рожь.

2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
  • В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

3.. Укажите сложное предложение.

  • А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
  • Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
  • В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.
  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.
  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:

  • А) "Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?"
  • Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
  • В) «Дайте воды попить, ребятки,»- попросил всадник.


Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.»

1. Укажите предложение с однородными членами:

  • А) Опадает листва на деревьях.
  • Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
  • Г) У дороги расстилается густая рожь.

2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):

  • А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
  • В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

3.. Укажите сложное предложение.

  • А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
  • Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
  • В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.
  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.
  • В) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:

  • А) "Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?"
  • Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
  • В) «Дайте воды попить, ребятки,»- попросил всадник.


Ключ

1.Б

2.В

3.А

4.В

5.А

Оценка: «5» - 5 правильных ответа. Слайд №12.

«4»–4 правильных ответа

«3»– 3 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа.

-Взаимопроверка по эталону.

Оценка: Выставление в журнал и дневник.

6. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.

-Запишите домашнее задание: Слайд №13.

1. Ответить на контрольные вопросы на стр.

2. Подготовиться к диктанту.

3.Выполнить упр. 258 или упр. 259 по заданию.

-Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку. (По критериям, выбранным в начале урока).

-Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №14

-Сегодня на уроке я научился…

-Ещё раз повторил…

-Больше всего мне понравилось...

-Труднее всего было...

Или на доске в файле фразы.


-Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №15.

Терминологический диктант

1.Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.

2.Словосочетание, предложение, текст-что это?

3. Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки

4. Два и более слова, связанные по смыслу и грамматически-это...?

5.Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически-это..

6.Главные члены предложения – это..

7.Второстепенные члены предложения-это..

8.Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову-это..

9.Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией-это...

Терминологический диктант

1.Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.

2.Словосочетание, предложение, текст-что это?

3. Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки

4. Два и более слова, связанные по смыслу и грамматически-это...?

5.Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически-это..

6.Главные члены предложения – это..

7.Второстепенные члены предложения-это..

8.Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову-это..

9.Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией-это...

Терминологический диктант

1.Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.

2.Словосочетание, предложение, текст-что это?

3. Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки

4. Два и более слова, связанные по смыслу и грамматически-это...?

5.Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически-это..

6.Главные члены предложения – это..

7.Второстепенные члены предложения-это..

8.Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову-это..

9.Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией-это...

Терминологический диктант

1.Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний.

2.Словосочетание, предложение, текст-что это?

3. Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки

4. Два и более слова, связанные по смыслу и грамматически-это...?

5.Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически-это..

6.Главные члены предложения – это..

7.Второстепенные члены предложения-это..

8.Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову-это..

9.Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией-это...

Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Дайте характеристику предложениям 1,3.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна!
  2. Земля – наш общий дом!
  3. Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.
  4. Лес – спасение от засух и суховеев.
  5. Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».

       Расставьте знаки препинания в предложениях. Выполните синтаксич разбор 3 предложения.

  1. Радостна  шумна и пахуча весна!
  2. Земля   наш общий дом!
  3. Кончается золотая осень и начинается холодная зима.
  4. Лес    спасение от засух и суховеев.
  5. Космонавты сообщают   Наш полет проходит успешно.

Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Дайте характеристику предложениям 1,3.

1.Радостна, шумна и пахуча весна!

2.Земля – наш общий дом!

3.Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.

4.Лес – спасение от засух и суховеев.

5.Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».

       Расставьте знаки препинания в предложениях. Выполните синтаксич разбор 3 предложения.

1.Радостна  шумна и пахуча весна!

2.Земля   наш общий дом!

3.Кончается золотая осень и начинается холодная зима.

4.Лес    спасение от засух и суховеев.

5.Космонавты сообщают   Наш полет проходит успешно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье ноября Классная работа Повторение и закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Слайд 2

Цели урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, обращениями, между частями сложного предложения, с прямой речью , умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.

Слайд 3

Проблемная ситуация Скажите, а кто для вас самый дорогой человек?

Слайд 4

Мама – это самое прекрасное слово на Земле, первое, которое произносит человек . Что означает слово «мама» Мать – та женщина, которая даёт жизнь. (словарь В. Даля )

Слайд 7

Вставьте нужное окончание, правильно согласовав имя существительное с именем прилагательным. Чу тк..... сер д це, х о р о ш..... х о зяйка, нежн….. руки, верн…. дру г , н а дёжн….. ч е л о век ое ая ые ый ый

Слайд 8

Пунктуационная работа Составьте предложения по схемам о маме : I ряд: II ряд: III ряд: , , , . , но . , и , и . и Какие это предложения? Синтаксический разбор.

Слайд 9

Маму я свою люблю, потому что она… Продолжите предложение

Слайд 10

Орфографическая работа ласк о в ая , спр а в е длив ая , т е рп е лив ая , з а ботл и в ая , х о зяйств енн ая , труд о любив ая , д о бр о душн ая , лу чш ая , чу де сн ая

Слайд 11

В толпе на улице заблудилось дитя. Бегает кричит ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка Какая твоя мама А дитя сквозь слёзы отвечает Моя мама та, что лучше всех Расставьте знаки препинания

Слайд 12

В толпе на улице заблудилось дитя. Бегает , кричит , ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка : «Какая твоя мама?» А дитя сквозь слёзы отвечает : «Моя мама та, что лучше всех!» Проверим

Слайд 13

« 5» -нет « 4» -2-4 ошибки « 3 »- 5-6 ошибок Самооценка

Слайд 14

-Ещё раз повторил(а)… -Больше всего мне понравилось... -Труднее всего было... -Я понял(а)… Рефлексия

Слайд 15

Рефлексия Выберите смайлик, который соответствует Вашему настроению в конце урока. Почему?

Слайд 16

«Мама! Сколько в этом слове света, нежности, доверия, души. Нет ничего святее слова «мама». Оно рождается как бы вместе с нами. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет» Н. Некрасов

Слайд 17

«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери и нет поэта, ни героя, вся гордость мира от матерей» (М. Горький)

Слайд 18

Домашнее задание 1.Поздравьте мам и бабушек с Днём Матери: напишите письмо-благодарность 2.Готовимся к диктанту – повторить правила по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Слайд 20

Спасибо за урок. Удачного дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

План-конспект урока обобщения материала в 5 классе «Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»...

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».

Повторение  изученного  по теме «Синтаксис и пунктуация». Цель: повторить и углубить теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация».Задачи:1. Образовательные - проверить умения и...

Презентация по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Повторение изученного по темам: "Синтаксис" и "Пунктуация". (Подготовка к ОГЭ). 9 класс.

Учащиеся  по  рассказу  Распутина   "Уроки  французского"  повторяют  и  закрепляют  изученное  по  темам: "Синтаксис" и "Пунктуация".  Тест...

Повторение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"

Уроки данного типа проводятся в конце изучения темы....

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация»....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация". УМК Т.А.Ладыженской...