Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
презентация к уроку по русскому языку на тему

Мощенок Наталья Анатольевна

Повторение  изученного  по теме «Синтаксис и пунктуация». 

Цель: повторить и углубить теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

1. Образовательные - проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания, выделять тему текста.

2. Коррекционно-развивающие – вырабатывать умение делать выводы, развивать логическое мышление и речь учащихся, зрительную и слуховую память.

 

3. Воспитательная – учить эмоциональному восприятию слова, текста, стремлению к  творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_izuchennogo_po_teme_sintaksis_i_punktuatsiya.rar406.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение  изученного  по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цель: повторить и углубить теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

1. Образовательные - проверить умения и навыки находить простые и сложные предложения и определять их структуру, различать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания, выделять тему текста.

2. Коррекционно-развивающие – вырабатывать умение делать выводы, развивать логическое мышление и речь учащихся, зрительную и слуховую память.

3. Воспитательная – учить эмоциональному восприятию слова, текста, стремлению к  творчеству.

Ход урока.

Слайд 1

I. Организационный  момент.

II. Повторение - опрос.

Терминологический диктант.

Задание: продолжите предложения, ответы запишите через запятую.

а) в синтаксисе изучаются словосочетания и … (предложения);

б) главные члены предложения – это… (грамматическая основа);

в) второстепенные члены предложения – это… (дополнение, определение, обстоятельство);

г) по цели высказывания предложения бывают …(повествовательные, вопросительные, побудительные);

д) по эмоциональной окраске  ( восклицательные, невосклицательные).  

Задание: вспомните ещё  2-3 термина, связанных с темой «Синтаксис и

пунктуация» и запишите в тетрадь (прямая речь, диалог,  словосочетание  и т. д.).

Вопрос классу:

 - На какое правило вы  записали  слова в терминологическом диктанте?

(На непроверяемые гласные и согласные в корне  слова).

- Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемых гласных и согласных  в  корне  слова? (Говорят правило).

III. Актуализация знаний.

Слайд 2

Как  хорош  лес  осенью!  Загл..ните  в  лес. Воздух чистый. Листья налились, от..желели  и пот..кли. Зашумел в  лесу  з…лотой  дождь. Слышите? Капля по листику щёлкнет, сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и сразу брызнут листья по ст..р…нам. Шумит  з..лотой  дождь. Хорошо осенней порой в лесу!

Задание: 

  1. Прочитайте про себя, затем  1чел. читает вслух выразительно.
  2. Что представляет собой эта запись? Набор предложений или текст?
  3. Докажите,  что  это текст? (Предложения  связаны  по  смыслу  и грамматически, есть тема, можно озаглавить).
  4. Как озаглавим? (Золотой дождь).
  5. В прямом или переносном значении употреблено слово  золотой  дождь?  (В  переносном значении).
  6. Есть ли в тексте ещё слова  с переносным значением? Назовите? (Полились, отяжелели, щёлкнет, брызнут).
  7. Определите тему высказывания? (О дожде).
  8. Какие предложения по цели высказывания употребляются в тексте? (Повествовательные, побудительные,  вопросительные).
  9. Прочитайте их, соблюдая правильную интонацию
  10.  Есть ли предложения в  тексте, которые выражают сильные  чувства   и  произносятся   с особой  интонацией?
  11.  Какое чувство выражает автор в этих предложениях? (Чувство радости, восторга  перед  природой).
  12. Посмотрите ещё раз внимательно на текст и скажите, из какой  книги он взят. Из научной или художественной?

IV. Физминутка

  1. Выпишите из текста слова с пропуском букв и объясните условие выбора орфограммы графически (1чел. у доски).

Загл..ните – взгляд

Пот..кли - течь

Ст..р..нам – стороны, сторонка

От..желели – тяжесть

З…лотой – золото , позолоченный

Слайд 3 (Проверь себя).

Слайд 4

Учитель: Готовясь к данному уроку, я обратилась за помощью к Незнайке, чтобы помог мне составить схемы предложений из данного текста. Он с большим удовольствием откликнулся на мою просьбу и начертил схемы предложений. ( Игровой момент. Показываю Незнайку).

Записывают предложения, соответствующие схемам.

Слайд 5

Учитель:  А вот в этой схеме Незнайка что – то не так сделал.  Посмотрите внимательно и скажите что? (Обвести кружком однородные члены  предложения). А какие это однородные члены предложения?  Главные  или  второстепенные?  (1 чел. выходит  к доске).

Учитель:  Прочитайте из домашнего упражнения 253 только предложения с  однородными членами. Какие это однородные члены главные или второстепенные?

Слайд 6.

Учитель: Есть ли в этом тексте сложные предложения? Найдите и прочитайте их. Докажите, что они сложные. Начертите схемы этих предложений. (1чел.выходит к доске).

Слайд 7 (Проверь себя).

Слайд 8

Учитель: (Игровой момент). На столе стоит детская пирамида. Скажите  ребята, чем она похожа на сложное предложение? (Предполагаемый ответ: сложное предложение состоит из простых предложений, как пирамидка  из колечек).

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

Вопрос классу:  Какие сложные предложения союзные или бессоюзные встретились в  данном  тексте?

V.  Домашнее  задание. (Слайд 9).

Подробная инструкция выполнения упражнения 251.

1. Надо составить в данном упражнении  предложения по предложенным схемам. Их 5.

2. Посмотрите внимательно на схемы предложений  и скажите, какие это будут предложения? Простые или сложные?

3. Я предлагаю вам составить 3 предложения  по схемам (на выбор).

4. Подготовиться к игре «Один против всех» по контрольным  вопросам на стр. 105 -106

VI. Самостоятельная  работа.

Слайд 10

Учитель: Вот перед вами репродукции картин великих художников  и фотоиллюстрации осенних пейзажей (Приложение 1). Об осени можно написать красками, а можно сказать и словом. У каждого из вас на парте иллюстрация об осени. Напишите 2-4 предложения и подчеркните в этих  предложениях грамматическую основу. (Звучит музыка. Приложение 2).

VI. Рефлексия.

Учитель: Подведите итоги своей деятельности  на уроке.

1. Чему каждый  из вас сегодня  научился на уроке?

2. Что запомнилось?

3. Какой момент урока был  для  Вас самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс.

Контрольная работа по теме "Синтаксис и пунктуация" для 5 класса. Контрольная работа включает 7 заданий для двух вариантов....

Самостоятельные и контрольные работы по русскому языку в 5 классе по теме:"Синтаксис и пунктуация"

Сборник содержит четыре самостоятельных работы, проверяющих как теоретические, так и практические навыки по теме, и контольную работу  в форме теста по теме"Синтаксис и пунктуация"...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...