Урок на тему: "Обобщение по теме Синтаксис и Пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Андросова Мария Юрьевна

Урок-обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Обобщение по разделу «Синтаксис. Пунктуация»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о прямой речи, обращении, простом осложненном и сложном предложениях.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки при записи простого осложненного и сложного предложений, предложений с прямой речью, с обращением.

Развивающие: развивать умения обучающихся выразительно читать предложения с прямой речью, обращением, однородными членами предложения.

Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу

Планируемые результаты:

предметные: проведение различных видов анализа словосочетания, предложения и текста.

метапредметные: владение всеми видами речевой деятельности, владение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранять чистоту родного языка как явления национальной культуры.

Используемые технологии: технология модульного обучения.

Оборудование: карточки с заданиями; листы самооценки; компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

Сегодня мы проведём обобщающий урок закрепления и систематизации знаний и умений по теме, которая будет определена вами позже. Откройте рабочие тетради, запишите число.

II. Актуализация опорных знаний. (5-7 мин)

Слайд 2.Кроссворд 

что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое) – ответы уч-ся.

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и (продолжить…) простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида простого предложения по эмоциональной окраске. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные)

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если (продолжить…) оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире)

- В каком ещё случае ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Если оба главных члена выражены инфинитивом, числительным,…)

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

- Перед каким ещё сочинительным союзом всегда ставится запятая? (Но)

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки)

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов,

связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

В итоге сложилось слово СИНТАКСИС (запись термина)

Слайд 3

- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда.

В итоге сложилось слово ПУНКТУАЦИЯ (запись термина)

Слайд 4 - Запишите тему урока в тетрадь.

-Сформулируйте цель нашего урока. (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»)

3. Обобщение и систематизация знаний по теме урока (30 мин)

4. Идём дальше. Перед нами город «Предложений».

    Слайд 8( город «Предложений).

На страже Королевства Синтаксис стоят добрые, но хитрые человечки. Они придумали задания.

   Задание выполняется по Презентации. Отвечает команда, быстрее поднявшая руку. За правильный ответ – 1 жетон.

Слайд 9

1.Укажите среди данных предложений повествовательные:

- Зима в нашу станицу пришла очень рано.

- Как ослепителен белый снежок!

- Когда выпал первый снег?

Слайд 10

2.Восклицательный знак нужно поставить в конце следующих предложений:

- Дубравы пышные, где ваше одеянье

- Как красиво  в зимнем сказочном  лесу

- Наступила холодная зима

Слайд 11

3.Определением в этом предложении является слово:

Прекрасна и неповторима золотая осень!

Слайд 12

4. В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:

-Вышла на край леса волчица.

-Небо чистое.

-Земля наш общий дом.

Игра на развитие внимания «Строим предложение» (в тетради).

Из предложения «Купили яркие краски» взять определение.

Из предложения «Синели звезды на рассвете» взять подлежащее.

Добавить сказуемое из предложения «Капли росы блестели на траве».

Взять обстоятельство из предложения «На небе замелькали огоньки».

Слайд 13

  Яркие звезды блестели на небе.

Запишите предложение, укажите члены предложения. Дайте характеристику данному предложению.(повествовательное, невосклицательное, простое, неосложнённое)

Физминутка. (Про предложение)

7. Самостоятельная работа (7 мин)

Карточки с разноуровневым заданием

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью

1-й уровень

Это м..е красное солнышк.. отвечала Баба Яга

Вдру.. кто-то с палубы крикнул акула.

2-й уровень

Приш..л с..довник в лес увидел яблоньку и говорит вот х..рошее деревце.

Сх..ди Юленька в магазин попр..сила бабушка.

3-й уровень

- Спишите предложения 2-го уровня.

-Составьте и запишите предложение с прямой речью.

Подведение итога урока (3 мин)

Итак, урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока?

- Какую цель мы поставили на уроке?

-Достигли ли мы цель, которую ставили в начале урока?

Знания, которые мы систематизировали, вам пригодятся на следующем уроке, потому что мы будем писать диктант.

Самооценка. (2 мин) Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно. Поднимите руки те, у кого получилось оценка «5» за работу на уроке. Я с вами согласна. Вы молодцы (раздать медали). У кого «4»? Замечательно. Нужно немного постараться, чтобы было отлично. Остальные не расстраиваются, а продолжают активно работать в дальнейшем.

Сдайте листы самооценки, я выставлю оценки в журнал.

5. Рефлексия (3 мин)

Подведение итогов, выставление оценок. 

-Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?

Расскажите о своей работе на уроке, используя слова-помощники:

- На уроке я работал…, потому что…

- Своей работой на уроке я…

- Урок для меня показался…

- За урок я…

- Мое настроение…

6. Домашнее задание (1 мин)

На выбор:

1)Составить кроссворд по теме урока.

2)Пройти интерактивный тест на сайте: https://saharina.ru/tests/test.php?name=test327.xml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Данная презентация поможет провести урок по теме "Синтаксис и пунктуация". Она включает в себя следующие задания: работу с предложениями и текстами, схемами и новыми терминами. На основе анализа стихо...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Презентация по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Повторение изученного по темам: "Синтаксис" и "Пунктуация". (Подготовка к ОГЭ). 9 класс.

Учащиеся  по  рассказу  Распутина   "Уроки  французского"  повторяют  и  закрепляют  изученное  по  темам: "Синтаксис" и "Пунктуация".  Тест...

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме  «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)...