Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок в 5 классе Обобщающий урок по теме  «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse._moy._igr._tehnol.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                       «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №33»

                     Г. ДЗЕРЖИНСК  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                        Конспект  урока  русского языка

                                           в 5 классе

                      Обобщающий урок по теме

                 «Синтаксис и пунктуация»

                             (урок - игра)

             

                                                       Подготовила

                                                   учитель русского языка и литературы

                                                     Ушакова Лидия Александровна

                                                     

                                         г. Дзержинск

                                                2018

                                   Обобщающий урок по теме

                 «Синтаксис и пунктуация» (урок - игра в 5 классе)

 Тип урока: Обобщение изученного материала.  Технология: Метод критического мышления.

Место урока в системе уроков по теме: Заключительный урок.

Методы и приёмы: Метод критического мышления, приёмы: мозговой штурм, составление кластера, работа в парах.

 Оборудование урока: Раздаточный материал 5 кл. компьютер, диск «Русский язык в 5 классе».

Цели:

1) обучающая:

способствовать формированию навыков обобщения знаний, умений  по изученной теме,  умения пользоваться основными единицами синтаксиса - “словосочетание”, “предложение”, “текст”;  умения отличать словосочетания от предложения, выполнения синтаксического разбора, постановки знаков препинания;

 2) развивающая:

создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;

3) воспитывающая:

 воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих в  

   классе, запись учениками числа.  2мин.

2.  Повторение и закрепление пройденного материала 40 мин.

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Слово учителя

3 мин.

Составление кластера.

(ответы на поставленные вопросы)

6 мин.

Слово учителя

Работа в карточках в парах.

7 мин.

Индивидуальное дополнительное задание.

Проверка

 по компьютеру,

оценка в таблице.

Слово учителя.

Работа в группах и индивидуальные ответы учащихся.

7 мин.

Аналитическая беседа

(проверка: обмен

тетрадями, выставле-ние оценки)  

 .

Слово учителя.

5 мин.

Дифференцированная работа.

 

Исправленный вариант.

Слово учителя.

Диктует учитель.

Аналитическая беседа

.Слово учителя.

6 мин.

.Работа в группах

и индивидуальные ответы учащихся по чужим работам.

Что должно получиться.

.

Слово учителя.

4 мин.

Индивидуальная работа, с проверкой по цепочке.

Слово учителя.

3 мин

Корректировка индивидуальных карточек.

Слово учителя.

Учитель: Дорогие ребята! Мы закончили изучение темы: “Синтаксис и пунктуация”. Сегодняшний урок – обобщающий, систематизирующий полученные знания. Урок пройдет в форме игры. ( Класс поделён на пары, деление дифференцировано)

Система оценивания на уроке

 Критерии по которым оцениваются ответы:

  1.Убедительность;

  2.Логичность;

  3.Аргументированность;

  4.Эмоциональность;

  5.Грамотность.

Фамилия Имя

Индивидуальные и групповые задания

самооценка

Оценка работы группой

Оценка работы учителем

Ускова Екатерина

Контроль-ный

диктант

1.

2.4

3.5

4.

5.5

5

4

5

5

4

5

5

4

5

5

5

4\5

1.Вызов

Мозговой штурм. (Составление кластера). Проверка активности участников.

- Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания.

- Раздел лингвистики, который изучает построение словосочетаний, предложений. текста.

- Что такое словосочетание?

- Назовите типы словосочетаний.

- Что такое предложение?

- Какие группы членов предложения вам известны?

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Какими бывают предложения по цели высказывания?

- Какими бывают предложения по интонации?

- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

- Чем может быть осложнено простое предложение?

- Что такое однородные члены предложения?

- Что такое обращение?

- Назовите виды сложных предложений.

2. Реализация смысла.

Работа в парах «Найди лишнего». 

Карточки.

А. 1.Яркий свет . 2.Выскочил на дорогу. 3.Кошка умывается.              

     4.Громко закричал.

Б.  1. Около забора. 2. Снежные заносы. 3. Поймал карася. 4. Быстро    

      скрылся.

В.  1.Лёгкий предмет. 2.Вышел и посмотрел. 3. В тёмном месте.          

      4. Сказал мне.  

 

А. 1. В берёзовой роще. 2. Построил дом. 3. Я увидел. 4. Важно  

     расхаживал.

Б.  1. Перед домом. 2. Цветочный запах. 3. Выловил рыбку.                    

     4. Глубоко задумался.

В.  1.С добрым утром. 2Светлое и прозрачное. 3Из голубой чашки.      

     4. Пришёл со мной.

А. 1. К длинной дороге. 2. Заигрались ребята. 3. Пришёл с дождём.    

    4. Глубоко зарыл.

Б.  1. Из-за дома. 2. Грибной дождь.3. Ехал на машине 4. Тяжело

     дышащий.

В.  1.Висячий замок. 2. Холодно и сыро. 3. Под голубыми небесами.  

     4. У нас увидел.

Дополнительное задание индивидуально.

1.Обозначь главное слово,

2.Определи вид словосочетания,  

3.Составь кластер.                                                                                                                                                                              

                                    Виды словосочетаний

                   Именные                                          Глагольные

                                x                                             x

                 прил.+ сущ.                                     глагол + сущ.                                  

                                x                                              х

                  сущ. + сущ.                                     глагол + наречие

2.«Дружная семейка»  

Составьте предложение:  Взяв у каждого предложения определенное слово, запишите полученное предложение, сделайте синтаксический разбор. Выделите из предложения все словосочетания. Разберите их.

 
1) Из предложения: С тихим шорохом пробежал по саду ветерок, взять определение, поставив его в именительном падеже, ж.р, ед.числе;
2) Из предложения: Ночью земля покрылась пушистым снегом, взять обстоятельство и употребить его как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения Мама тихо опустилась на диван;
4) Из предложения: Над городом пролетел быстрокрылый самолёт. Взять обстоятельство
.

Сверяют с ответом на компьютере.

Тихая ночь  опустилась над городом

                                    х      х

Тихая ночь, опустилась над городом.    

3. Для сильных учеников: «Королевство ошибок»

    Работа на компьютере самостоятельно.

Исправить орфографические и пунктуационные ошибки:

1.Ручей в оврашке еле слышьно пает о чем-то о своем и машет белой веткой вишня Ростем товарищи ростем!

2.Вдрук ямщик стал посматривать всторону  снял шабку, оборотившись  ко мне,  скозал Барин неприкажешь ли воротится?

Правильно: Ручей в овражке еле слышно поёт о чём-то о своём, и машет белой веткой вишня: «Растём, товарищи, растём!»

 Вдруг ямщик  стал посматривать в сторону, снял шапку, оборотившись ко мне, сказал:

«Барин, не прикажешь ли воротиться?»

Ученики защищают свою работу, объясняя, над какими орфограммами работали.

Задание для остальных: Цифровой диктант.

Диктуются предложения. Нужно определить предложение с прямой речью и поставить цифру, обозначающую номер этого предложения.

1. “Ах ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет!” 2. “Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит; в нем проку мало вижу я…” 3. Однажды Лебедь, Рак да Щука вести с поклажей воз взялись… 4. “Ах ты, обжора! Ах, злодей! – тут Ваську Повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе, не только что людей?” 5. Мартышка к старости слаба глазами стала. 6. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру… 7. “Молчи! Устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твоей, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Ответы:.2,4,7.

1.Ответ первой группы.

2.Ответ второй группы.

Работаем корректором: Правим текст:
Поставьте около каждого предложения цифру, расположив предложения так, чтобы получился связный текст.

- А работают на детской железной дороге дети.

  - Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные нагрудные знаки.

  - Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

  - Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.

  - Детская железная дорога - это самая настоящая железная дорога.

  - По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов.

Ребята, а вы слышали про детскую железную дорогу?

 Детская железная дорога - это самая настоящая железная дорога. По ней ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов.

 А работают на детской железной дороге дети.

 Юные железнодорожники некоторых детских железных дорог носят специальные, нагрудные знаки. Первая в России детская железная дорога появилась в городе Красноярске, она открылась 1 августа 1936 года.                                          

“Страна схем.”

Графический (схематический) диктант.

1) составить схемы предложений:

В парке продавали красные и синие шары

Наступила зима, и выпал первый снег.

Утром я увидел, что снег растаял

Когда закончился дождь, мы продолжили свой путь

 Выглянуло солнце. Всё в природе преобразилось

1.[O и O].  2[   ], и [   ]. 3.  [   ], (что). 4. (Когда…), [   ].

3.Рефлексия.

Итог урока.

Мы в форме игры обобщили сведения по синтаксису и пунктуации.

Что же изучают эти науки?

Что еще мы вспомнили?

 Важно ли изучение нашей темы?

Достигли мы целей, которые поставили в начале урока?

 Выставление оценок.

3. Домашнее задание:   Подготовка к  контрольному диктанту.

Используемая литература:

Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического

Русский язык 5 класс. Составители: Т,А. Ладыженская,М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов под редакцией        

М.Т. Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского.

Урок в современной школе. «Игровые технологии на уроках русского языка».     Составители: В.Н.Пташкина. К.Е.Виноградова и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе (по учебному комплексу В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной

Планируемые результаты:предметные:знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные сло...

Конспект по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация" (урок- игра)

Разработка нетрадиционного урока  по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация". Урок- игра "Умники и умницы"...

Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация" русский язык 5 класс

Обобщение пройденного материала по теме "Синтаксис и пунктуация", анализ текста....

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс

материал  урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"

Представлен конспект урока и презентация....

Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация!

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»...