Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика". 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Дмитриева Марина Валерьевна

2 варианта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_leksika_5.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс

Вариант 1.

  1. Задание: продолжи предложение.

1) Лексика – это________________________________________________________________

2) Однозначные слова – это слова, имеющие________________________________________

3) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются______________________

4) Синонимы – это слова одной и той же части речи с ________________значением. Они отличаются друг от друга______________________________________________________

       2.   В каком ряду приведены синонимы?

а) громадный, огромный, гигантский  

б) красота, прекрасный

в) чашка, тарелка, миска

       3.    Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) скучно       б) уныло     в) тоскливо     г) бесполезно

       4.    В каком ряду приведены антонимы?

а) красный – желтый      

б) дом – сад      

в) избушка – домик      

г) красивый – уродливый

       5.     Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

       7. В каком ряду приведены олицетворения?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, звезда зажглась

Задание. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Т…мне…т хмур…т…ся небо. Наб…гают мрачные гр…зовые тучи. З…т…ха…т старый бор, готов…т…ся (к)бою. Сильный п…рыв ветра вырыва…т…ся (из)за в…ршин д…рев…ев, кружит…ся пылью (по)дорог… и мчит…ся (в)перёд.

Удар…ли (по)лист…ям первые крупные капли д…ждя и (в)скоре на землю обрушилась ст…на в…ды. Св…ркнула молния пр…катился (по)небу гром.

Быстро пр…ход…т летняя гроза. Но вот св…тле…т туманная даль. Небо начина…т г…лубеть. (Над)полем (над)лесом (над)водн…й глад…ю плывёт лё…к…й пар. Уже и со…нце г…рячее выгл….нуло а дождь ещё (не)прош…л. Это капают с д…ревьев и блестят (на)со…нце д…ждинки._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Озаглавьте текст._______________________________________________________

2. Определите тему текста: ________________________________________________

3. Определите  основную мысль текста: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите тип речи: ___________________________________________________

5. Определите стиль речи: __________________________________________________

6. Докажите, что слово ЛЕС является многозначным:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Подберите к слову ДОЖДЬ сначала формы слова, затем однокоренные слова:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Сделайте фонетический разбор словаТУМАННАЯ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Напишите о своем отношении к дождю.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


                    Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс

                                                           2 вариант.

  1.    Задание: продолжи предложение.

1) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает ________________________значение.

2) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются________________________________________________________________

3) Синонимы – это слова одной и той же части речи с ________________________значением. Они отличаются друг от друга_______________________________________________________________

4) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются______________________________________________________

       2.   В каком ряду приведены синонимы?

а) человек, ребенок, взрослый

б) черный, белый

в) смелый, отважный, бесстрашный

       3.    Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) нужный     б) важный      в) необходимый     г) недолговечный

       4. В каком ряду приведены антонимы?

а) телефон – телеграф        

б) движение – покой  

в) голова – нога    

 г) невежа – неряха

        5.  Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

       7. В каком ряду приведены олицетворения?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует

Задание. Перепишите текст,  вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В д…лёкие вр…мена на (З,з)емле жили гиган…ские ящ…ры. Некоторые (из)них х…дили (на)двух н…гах.

Это было уд…вительн…е время! Никогда прежде (З,з)емля (не)вид…ла таких чудовищ… и едва ли увид…т вновь. Им во вл…дение отд…вал…сь всё суша море воздух.

Бе…крайние л…са нас…ляли всевозможные ящ…ры. Они стр…мительно н…сились между д…рев…ями (на)кожистых крыл…ях складывали их и ра…пол…гались (на)отдых (на)д…рев…ях. (На)п…лянах то тут то там по…влялись проворные динозавры а в зар…слях р…скошных р…стений пощ…лкивали и п…свистывали причудливые птицы. В б…лотах копошились …громные ж…вотные.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Озаглавьте текст:_________________________________________________________

2. Определите тему текста: __________________________________________________

3. Определите основную мысль текста: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите тип речи: ______________________________________________________

5. Определите стиль речи: _____________________________________________________

6. Докажите, что слово ЛЕС является многозначным:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Подберите к слову МОРЕ сначала формы слова, затем однокоренные слова:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Сделайте фонетический разбор слова ГИГАНТСКИЕ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Напишите о своем отношении к динозаврам.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе. "Однородные члены предложения"

Данная контрольная работа составлена для учащихся базового уровня обученности...

Диагностическая контрольная работа по русскому языку для 7 класса

Работа построена с учётом ФГОС, позволяет готовить ученика к государственной итоговой аттестации....

переводная контрольная работа по русскому языку в 8 классе

Данная работа позволит проверить знания материала по предмету,  станет тренировкой к ГИА. Рассчитана на 1 урок. Вариативность позволит использовать  материал для тренировок...

Контрольные работы по русскому языку в 9 классе (задания части В)

Данная работа содержит текст с пропущенными буквами,  знаками препинания  и вопросы части В (как в ГИА). Это позволяет использовать материалы при подготовке учащихся к ГИА в 8 и 9 классах. Т...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...