Речевые проблемы современного ученика
статья по русскому языку на тему

Матвеева Светлана Сергеевна

О речевых проблемах современных школьников, культуре письменной речи, зависящей от информационных источников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матвеева Светлана Сергеевна,

ГБОУ Гимназия 70 Петроградского района Санкт-Петербурга,

учитель русского языка и литературы.

Речевые проблемы современного ученика.

        

Простой бумаги светлый лист!

                                                                Ты бел, как мел. Не смят и чист.

                                                                Твоей поверхности пока

                                                                Ничья не тронула рука.

                                                                Чем станешь ты? Когда, какой

                                                                Исписан будешь ты рукой?

                                                                Кому и что ты принесешь?

                                                                Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

                                                                                        (С.Михалков)

        

Культура письменной речи зависит от осознания учащимися получаемой информации. А если сознание – это основа человеческого существования, то от того, какую информацию получает человек, зависит и уровень человеческого общества в целом. Получается, что, если мы хотим жить в культурном обществе, нужно развивать в детях культуру речи. Работая со словом, учитель должен грамотно строить свои монологические высказывания, воспитывать в инофонах проницательность, прививать культуру письменной речи, «вкус к слову» с первых уроков. Сегодня компьютерная техника с электронной почтой и сетью Интернет создают исключительно благоприятные условия для возможности повышения не только речевой грамотности, но и для реализации познавательной функции языка.

        В социуме инофон погружен в поток сленговых слов и выражений. Речь его сверстников характеризуется главным образом незавершенностью, фрагментарностью, отсутствием цельности, использованием жаргонизмов, неумением учащихся аргументировать свою точку зрения. Современных школьников отличает также неумение слушать продолжительную речь другого, извлекать из нее максимальную информацию, а иногда даже адекватно реагировать на услышанное или прочитанное. Как в этой ситуации привить инофонам любовь к русскому языку и к русской речи?

        Одной из проблем, которую нужно решить в современной школе, является обеднение монологической речи учащихся. По всей видимости, это и приводит к обеднению языка. Обеднение монологов в нашей речевой практике может привести к деградации личности и к обеднению человеческой души.

        Обязательные в современной школе сочинения при подготовке к ЕГЭ на публицистические темы часто далеки от жизненной практики. Поэтому инофонам сложно связать литературные источники, классику с проблемами, которые поднимаются в современных текстах. Как показывает практика, «неумение говорить» на уроках литературы приводит к пунктуационным и орфографическим ошибкам, встречающимся довольно часто в работах учащихся.

        Вызывает затруднение правописание и иностранных слов, например: дискуссия, ассоциация, апелляция, оккупация, территория, компромисс.

        Очень часто в работах школьников встречаются ошибки в правописании безударных гласных в корнях слов, например: развевался флаг - развивался ребенок, разрядили напряженность – разредили грядку.

Следующая орфографическая ошибка, довольно часто встречающаяся в работах учащихся, - это «Н, НН» в словах различных частей речи. Примеры: запеченный в тесте, замешанный в преступлении, здание освещено, ветреный день. Неумение учащимися отличать по морфологическим признакам самостоятельные части речи приводят к этим ошибкам.

Еще одна орфографическая ошибка, которая часто встречается в работах учащихся, - это слитное или раздельное правописание наречий. Неверное употребление наречий в речи учеников влияет и на правописание этой самостоятельной части речи. Как пример хочется использовать словосочетание  «пройти взад автобуса» вместо правильного «назад».

При правописании сложных слов у инофонов вызывают затруднения прилагательные, образованные при помощи сочинительной и подчинительной связи. Они часто путают правописание слов, обозначающих цвет, потому что в речи звучит недостаточно много эпитетов, образных выражений. Например, «светло-серый», «ярко-голубой», «бледно-зеленый». Распространенной ошибкой является написание слов с «пол»: «пол-листа», «пол-арбуза», «пол-Невы», «полдома», «полчаса».

Для того чтобы повышалась грамотность учащихся, необходимо приобщать учеников к современной культуре, вырабатывать у них понимания тенденций современного искусства. Для художественного развития личности, живущей в современной среде, впитывающей себя как «плюсы», так и «минусы», необходимо осмысление языка и личная позиция. Язык — это неизменный спутник человека и в быту, и в социальном общении, в творчестве, в познании. Без языка невозможна трансляция знаний от поколения к поколению, а также успешное взаимодействие и обмен результатами познавательной деятельности внутри научного и иных познающих сообществ (художественных, религиозных, технических и т.д.). Когда человек говорит и действует с точки зрения своих интересов и желаний – это и есть проявление его личной позиции. Для окружающих такой человек с развитой личной позицией - человек инициативный, а для себя - он творчески проживает свою собственную жизнь.

                        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.

В данной работе учитель-логопед дает рекомендации родителям детей-логопатов по организации выполнения домашних заданий....

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Современный учитель и современный ученик.

Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...

Конспект речевой конференции с учениками 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I и II вида "Путешествие в космос"

Цель: демонстрация речевых навыков детей. Задачи.Коррекционные: развитие просодического компонента речи; активизация речевых навыков; развитие слухового восприятия. Воспитательные:воспитыват...

ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

Проблемы речевого развития школьников отнюдь не новы. Наши дети, как индикатор всех процессов, происходящих в обществе, в первую очередь страдают от избытка информации, которая   с ранних ле...