Внеклассное мероприятие по русскому языку "Язык наш – друг наш"
методическая разработка по русскому языку на тему

Приданникова Елена Михайловна

Внеклассное мероприятие по русскому языку ко Дню родного языка "Язык наш – друг наш" . В ходе заняти учащиеся повторяют основные сведения, полученные за курс седьмого класса, определяют роль языка в жизни общества; выявляют  красоту, выразительность и гармоничность родного языка, работают над культурой речи и исправлением речевых недочетов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ko_dnyu_rodnogo_yazyka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язык наш – друг наш  

( ко Дню родного языка)

Цели:  

  • повторение основных сведений, полученных за курс седьмого класса;
  • определение роли языка в жизни общества;
  • выявлени красоты, выразительности и гармоничности родного языка
  • выработка у учащихся культуры речи, исправление речевых недочетов;
  • развите языкового чутья;
  • развитие творческих способностей школьников;
  • воспитание любви к родному языку;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование и техническое оснащение занятия:

  • ПК;
  • слайды с пословицами речи и языке, с высказываниями знаменитых людей о языке;
  • костюмы для инсценировок.

Ход урока:

Показ слайдов с высказываниями знаменитых людей о языке.

Учитель:        Добрый день, дорогие ученики, учителя!

Учитель:        Международный день родного языка, который был провозглашен ЮНЕСКО в ноябре 1999 года официально празднуется 21 февраля. Этот праздник призван подчеркнуть важную роль языкового многообразия в мире и поддержать широкое использование родных языков. Дар слова возвышает человека над миром всего живого. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. И сегодня на уроке мы с вами поговорим о значении языка в жизни человека.

Учитель:         Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией. И искусное владение словом ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека.

Известная пословица говорит: «Послушаешь мудрого – сам ума наберешься». Давайте послушаем, какие свойства языка выделяли древнегреческие философы.

Разыгрывается сценка по тексту.

        Язык.

             Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды                 Ксанф          захотел, пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Мудрый философ ответил:

           - Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете самое лучшее кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объяснятся друг сдругом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.

Тогда мудрец стал объяснять:

           -Ты велел отыскать мне самое худшее. А что на свете может быть хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства; он может вносить в нашу жизн6ь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Предание говорит, что не всем гостям понравился такой ответ.

         Учитель:        Представим, что и мы присутствуем на обеде у философа и ведем неспешную беседу.

- Скажите, на каком языковом явлении Эзоп построил свои рассуждения?

- Как вы понимаете выражение эзопов язык?

  - Какими свойствами языка вы больше пользуетесь: хорошими или плохими?

                 Учитель:      Обычно к речи предъявляют следующие требования: точность, логичность,  чистота, выразительность, богатство и уместность. Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.

                Ребята представляют инсценировку отрывка из рассказа «Овсянка» Н.Сладкова.

                Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

  • А у меня дома овсянка!
  • Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
  • Люблю я овсянку! - добавил Сашка.
  • И я люблю! - сказал Матвей.
  • Она желтая, красивая такая!
  • И вкусная. Особенно с молоком!
  • Как это – вкусная! Как это – с молоком? - удивился Сашка.
  • Да так. А еще хороша с маслом и с сахарным песком.
  • Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.
  • Как это - про что? Прог овсянку! - ответил Матвей.
  • Про какую овсянку?
  • Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
  • И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
  • Каша песни пела?! - изумился Матвей.
  • Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.
  • Айда! - согласился Матвей. - Потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

                Учитель:         Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?

                Ребята рассказывают про омонимию и приводят свои примеры

                Учитель:         Россия испокон веков складывалась как полиэтническое и многоязычное государство, в котором взаимодействие культур, духовное сотрудничество стало нормой существования народов. Многообразие языков российских народов – это уникальное достояние и духовное богатство наше страны.

                Учитель:        Сила слова беспредельна. Удачное слово часто останавливает катастрофы. Сила слова неисчерпаема во всех проявлениях.

                                            Ученик читает стихотворение о словах.

                                Слово о словах.

                Когда ты хочешь молвить слово,

                Мой друг, подумай, не спеши.

                Оно бывает то сурово,

                То рождено теплом души.

                Оно то жаворонком вьется,

                То медью траурной поет,

                Покуда слово сам не взвесишь,

                Не выпускай его в полет.

                Им можно радости прибавить

                И радость людям отравить.

                Им можно лед зимой расплавить

                И камень в крошку раздолбить.

                

                Оно одарит иль ограбит,

                Пусть ненароком, пусть шутя,

                Подумай, как бы им не ранить

                Того, кто слушает тебя.

                                (В.Солоухин).         

                Учитель:         «Хромое слово – кривая речь» - гласит русская народная пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь была не «кривой», а красивой, надо не толко знать слова, но и уметь сними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом. И не забывайте, что от слова может зависеть даже судьба человека.

                        Ребята представляют инсценировку отрывка  из пьесы С.Михалкова « 12 месяцев»

                 ( действие 1, явление 3).

                Учитель:        Язык народа , беспорно, неисчерпаемый наш родник, наше духовное богатство. Еще в древности понимали огромное значение языка, слова в жизни человека, об этом нам говорят пословицы и поговорки о языке и слове. А вы знаете их? Пред вами начало пословиц и поговорок, вы должны продолжить их.

                        

                        Показ слайдов с пословицами и поговорками о языке и слове.

        Слово не воробей – вылетит не поймаешь

        Молвит слово- соловей поет.

        Не спеши языком – торопись делом.

        Ласковым словом и камень растопишь.

        Хорошая речь слаще меда.

        

                                                 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Словарь – мой добрый друг и верный помощник"

Цели:    1. Вызвать интерес к словарям русского языка.2. Развивать навыки работы со словарем.3. В игре развивать логическое мышление....

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...