Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Чухарева Анна Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы» автор-составитель Г.Ф.Хлебинская, М: «Мнемозина»,2013 г., рассчитанной на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Из них 1 час в неделю - инвариантная часть программы (Федеральный компонент ) и 1 час в неделю - вариативная часть программы (Региональный компонент и компонент образовательного учреждения).  Срок реализации программы – 1 год. (Русский язык: 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.. Мищерина М.А. – М: «Русское слово», 2009 г.)    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_10_klass_russkiy.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

       

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного  курса  

по  русскому языку

10  класс

                Составитель: Чухарева Анна Александровна,

учитель  русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

                                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                                             

2014 г.


Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы» автор-составитель Г.Ф.Хлебинская, М: «Мнемозина»,2013 г., рассчитанной на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Из них 1 час в неделю - инвариантная часть программы (Федеральный компонент ) и 1 час в неделю - вариативная часть программы (Региональный компонент и компонент образовательного учреждения).  Срок реализации программы – 1 год. (Русский язык: 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.. Мищерина М.А. – М: «Русское слово», 2009 г.)    

         Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

- соответствует  стандарту среднего общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- определяет цели, задачи, требования к уровню подготовки выпускников, содержание и организацию изучения русского языка в старших классах;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

 Изучение русского языка в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представлений о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        

        Основные задачи курса:

1. Повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе.

2. Закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике, в конкретных ситуациях речевого общения.

3. Подготовка учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку.

4. Совершенствование умения работать с различными источниками информации.

5. Развитие логического мышления, способности планировать, регулировать и адекватно оценивать свою деятельность.

        Реализация указанных целей и задач осуществляется при создании следующих условий:

1) организация обучения в рамках компетентностного подхода;

2) реализация коммуникативно-деятельностного , личностно ориентированного, системно-обобщающего и исторического подходов;

3) построение курса, обеспечивающего освоение необходимого теоретического материала, закрепление навыков практического использования языка, осуществление последовательной подготовки к итоговой аттестации;

4) наличие дидактического материала, соответствующего возрастным особенностям учащихся и обеспечивающего широкий интеллектуальный и эмоциональный фон, побуждающих старшеклассников к самообразованию, приобретению социального опыта предшествующих поколений, развитию научно-теоретического мышления, формированию творческой личности;

5) использование современных методов, форм и средств обучения.

        Компетентностный подход в обучении русскому языку предполагает формирование и развитие у школьников следующих видов компетенции:

Коммуникативная компетенция.

Совершенствование разных видов речевой деятельности, формирование навыков, обеспечивающих продуктивное коммуникативное взаимодействие.

Лингвистическая компетенция.

Развитие умения проводить лингвистический анализ языковых явлений и фактов.

Языковая компетенция.

Формирование навыков практического владения русским языком, его словарем, грамматическим строем, языковыми нормами.

Культуроведческая компетенция.

Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, овладение культурой межнационального общения.

        Коммуникативно-деятельностный подход предполагает формирование навыков грамотного письма и приобретение знаний из области фонетики, морфемики, лексики и других разделов на основе совершенствования речевой деятельности учащихся в целом.

        Личностно ориентированный подход к обучению обуславливает необходимость современной формы подачи теоретического материала, введение упражнений р, дифференцированных по степени сложности, заданий по выбору, побуждающих учащихся к творчеству, к поиску, развивающих лингвистическую рефлексию, а также способность к целеполаганию, планированию и адекватной оценке результатов учебной деятельности.

        Системно-обобщающий подход в организации подачи теоретического материала способствует эффективному решению образовательных задач. Для изложения теоретических сведений активно используются схемы, таблицы, которые позволяют представить изучаемый материал в наглядной форме и способствуют его целостному восприятию, облегчает запоминание.

        С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и  контрольных работ, включающих задания части А,В,С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

          Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду.

Виды и формы контроля

Контроль и учёт достижений учащихся  ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы  по русскому языку.

Используемые формы контроля и учёта учебных и  внеучебных  достижений учащихся:

 - текущая аттестация (самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы, тестирование, устный и письменный опросы);

 - аттестация по итогам обучения за полугодие;

 - аттестация по итогам года;

 - формы учёта достижений (урочная деятельность – ведение тетрадей по предмету, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, поисковый, исследовательский, проектный.

Формы организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является классно – урочная система.  В качестве дополнительных форм организации учебного процесса в гимназии используется  система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия,  самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.  В процессе изучения курса русского языка обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно – исследовательской работе.

Содержание программы.

      1. Слово о русском языке (3 часа).

        Предмет и задачи языкознания. Значение русского языка. Языковое родство русского языка. Славянские языки. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Характерные черты литературного языка. Система функциональных стилей. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Основные аспекты культуры речи.

  1. Лексика. Фразеология. Лексикография(9 часов).

Содержание раздела соответствует авторской программе Г.Ф.Хлебинской.

  1. Фонетика. Графика. Орфоэпия (6 часов).

Содержание раздела соответствует авторской программе Г.Ф.Хлебинской.

  1. Морфемика и словообразование (4 часов).

Содержание раздела соответствует авторской программе Г.Ф.Хлебинской.

  1. Орфография (14 часов).

Содержание раздела соответствует авторской программе Г.Ф.Хлебинской.

  1. Морфология (32 часов).

Содержание раздела соответствует авторской программе Г.Ф.Хлебинской.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса:

По итогам изучения русского языка на ступени среднего общего образования ученик 10 класса должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, языковая норма, культура речи; литературный язык;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально -  делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы и уровни языка, их признаки  и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • опознавать языковые единицы, анализировать с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, заявление);
  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; приобщать к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности;
  • расширять круг используемых  языковых и речевых средств;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Требования к результатам  освоения   образовательной программы (предметные, УУД, личностные).

п/п

Темы разделов

учебного курса

предметные

УУД

личностные

Слово о русском языке.

Знать:

- задачи языкознания;

-структуру языка;

-основные функции языка в современном мире;

-языковые нормы, функции и типы, варианты норм;

-систему функциональных стилей

Уметь:

- составлять план по предложенному тексту,

- воспроизводить лингвистический текст;

- излагать свои мысли в устной и письменной форме.

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными

 видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать

информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации

материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности,

последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить

прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать

устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои

мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения

 основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм

современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и

пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим

учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых

явлений на межпредметном уровне;

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе

речевого общения.

1)  понимание функций русского языка в современном мире; мировое признание русской литературы; общечеловеческой значимости всей культуры, созданной на русском языке.

2) осознание эстетической ценности русского языка, его международного значения; уважительное отношение к родному

языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе

речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Обучающиеся должны знать:

- лексику с точки зрения её происхождения, сферы употребления;

-лексические нормы;

- терминологию;

- различные виды лингвистических словарей;

Обучающиеся должны уметь:

- употреблять слова в строгом соответствии с лексическим значением;

- выбирать  из синонимического ряда нужные слова с учетом его значения и стилистических свойств;

 -производить лексический разбор слова;

-пользоваться различными типами словарей.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Обучающиеся должны знать:

-основные единицы фонетики;

-основные понятия;

-нормы современного литературного произношения;

-произношение некоторых грамматических форм;

-особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств;

-нормы ударения в современном русском языке;

-допустимые варианты произношения и ударения;

 -типичные ошибки в произношении и ударении.

Обучающиеся должны уметь:

-давать характеристику звукам речи;

-производить фонетический и орфоэпический разбор слова.

Морфемика и словообразование.

 Знать:

-морфемный состав слова;

-способы словообразования;

-виды выразительных словобразователь-ных средств.

Уметь:

-строить словообразователь-ные цепочки и словообразователь-ные гнезда;

-объяснять особенности правописания разбираемого слова.

Орфография.

Знать:

-принципы русской орфографии;

-орфографические нормы;

-правописание морфем;

-слитные, дефисные и раздельные написания слов;

-употребление прописных и строчных букв;

-правила переноса слов;

-правила графического сокращения слов;

-употребление Ь и Ъ знаков.

Уметь:

-применять орфографические правила написания слов;

-производить орфографический разбор слов.

Морфология.

Знать:

-общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи;

-нормативное употребление форм слова;

-изобразительно-выразительные возможности морфологических форм;

-признаки частей речи;

Уметь:

-определять часть речи;

-находить подлежащую разбору лингвистическую единицу в предложении;

-устанавливать взаимосвязи между языковыми уровнями;

-находить орфограммы и применять в соответствии с принципами написания слов;

-производить морфологический разбор частей речи.

Тематическое планирование.

п/п

Темы разделов

учебного курса

Кол.

часов

Количество

уроков

к/р

р/р

внекл.

чтение

1.

Слово о русском языке.

3

1

2.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

9

1

3.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

6

2

4.

Морфемика и словообразование.

4

5.

Орфография.

14

5

6.

Морфология.

32

6

Итого:

68

15


      Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Темы разделов программы и  уроков

Количество часов

Планируемые сроки

Скорректиро-

ванные сроки

1-2

Слово о русском языке(3ч.).

2

3

Контрольно-диагностическая работа (диктант).

1

Лексика. Фразеология. Лексикография(9 ч.).

4

Слово - центральная единица языка.

1

5-6

Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

2

7-8

Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.

2

9-10

Фразеологизмы и их употребление.

2

11

Повторение по теме "Лексика".

1

12

Готовимся к ЕГЭ. Тест по теме "Лексика".

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия (6ч.).

13-14

Система гласных и согласных звуков. Слог. Фонетический разбор.

2

15-16

Орфоэпические нормы русского языка.

2

17-18

Готовимся к ЕГЭ. Тест по теме "Фонетика".

2

Морфемика и словообразование (4ч.).

19-20

Система морфем русского языка. Морфемный анализ.

2

21-22

Словообразование. Словообразовательный разбор.

2

Орфография(14ч.).

23-24

Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.

2

25-26

Гласные после шипящих.

2

27-28

Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

2

29-30

Гласные и согласные в приставках. Ь и Ъ. И-Ы после приставок.

2

31-32

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

2

33

Готовимся к ЕГЭ. Тест по теме "Орфография".

1

34-35

Анализ диктанта. Зачет по пройденным темам.

2

36

Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

Морфология (32ч.).

37-38

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний.

2

39-40

Гласные в суффиксах имен существительных.

2

41-42

Имя прилагательное как часть речи. Правописание прилагательных.

2

43-44

Правописание сложных прилагательных и существительных.

2

45-46

Готовимся к ЕГЭ. Тест по темам "Прилагательное", "Существительное".

2

47-48

Имя числительное как часть речи.

2

49-50

Местоимение как часть речи.

2

51

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

52

Анализ диктанта.

1

53-54

Глагол как часть речи.

2

55-56

Причастие как форма глагола.

2

57-58

Деепричастие как форма глагола.

2

59

Готовимся к ЕГЭ. Тест по темам "Глагол", "Причастие", "Деепричастие".

1

60

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

1

61

Слова категории состояния.

1

62

Служебные части речи. Предлог.

1

63

Союз.

1

64

Частицы.

1

65

Готовимся к ЕГЭ. Тест по теме "Служебные части речи".

1

66

Междометие и звукоподражающие слова.

1

67

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

68

Анализ диктанта. Итоговый урок.

1

Учебно-методическое обеспечение.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

- Демонстрационные таблицы по русскому языку. Издательство «Учитель»

- Тестовый контроль. Русский язык. 10 класс. Издательство «Учитель»

- Русский язык. Орфография.

- Генератор заданий по русскому языку


  «Согласовано»                          

     на заседании МО                                  

     протокол №_____                                                                                                                                

  от  «____»______20___ г.                              

     Руководитель МО                                                          

   ___________________                                                                                                        

    /_________________/

    «Согласовано»                              

  Зам. директора по УВР                                                                                                                                                              

   _____________________                              

  /____________________/                              

   «_____»________20___ г.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...