Рабочая программа по курсу "Секреты грамматики". 9 класс (по ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, имеет пояснительную записку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_dlya_9.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республиканский физико-математический лицей-интернат

Согласовано

Руководитель МО                                                                            Заместитель директора по УВР  

учителей гуманитарного цикла                                                       ___________/Чельдиева З.Х./

___________/Косякова О.Ф./                                                           ___________2016 г.

___________2016 г.                                        Утверждаю

Директор ГБОУ РФМЛИ

___________/Магомедов Ф.М./

                                                          ___________2016 г.

Рабочая программа курса

«Секреты грамматики»

9 класс

Составитель: Косякова О.Ф.,

учитель русского языка и литературы

Владикавказ – 2016 г.

Пояснительная записка

Родной язык- это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

И в обиходе, и на страницах газет и журналов часто возникают споры о языке. То, что одному “режет слух”, другому кажется естественным; то, что непривычно и ново в речи одного, может быть единственно возможным для другого.

Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным предметом школьного курса.

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если учащийся владеет свободно литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств. Именно стилистические недочеты в школьных сочинениях и в речи учащихся становятся причиной низких оценок.

Само слово “культура” (от латинского cultura) буквально значит “возделывание”, “обрабатывание”. Это то, что передано по наследству нашими предшественниками; это то, что “обрабатывается” и шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям.

Чем грамотнее человек, тем требовательнее он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей, которые неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в великое предназначение русского народа. “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!” - писал И.С.Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого необходимо изучать стилистику.

Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи, причем особое внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения, т.е. навыков, которыми необходимо владеть каждому выпускнику. На этой основе получают развитие такие качества речи, как правильность, точность, стилистическая уместность и выразительность, проявляющиеся в результате умелого использования богатейших возможностей родного языка.

Большое значение придается активизации и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности обращаться к разным видам лингвистических словарей и к обширной справочной литературе для определения нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ курса по выбору “Стилистика. Культура речи”

ЦЕЛЬ данного курса – выявить современные проблемы культуры русской речи, волнующие не только ученых-языковедов, но и широкую общественность, оказать помощь учащимся, которые стараются овладеть неисчерпаемыми богатствами русского языка и стать в ряды борцов за культуру русской речи.

Курс по выбору «СТИЛИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ» представляет собой 3 модуля.

1 модуль “ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА”

Лексическая стилистика-это раздел науки о языке, означает словарный. Изучение стилистики начинается с описания лексических возможностей языка, потому что его словарный состав – это главное богатство языка.

ЗАДАЧИ:

  • дать оценку использованию слова в различных ситуациях;
  • определить, насколько оправдано применение слова в каждом конкретном случае;
  • научиться выявлять и исправлять ошибки в употреблении слов.

2 модуль “ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВА”

Мы часто “не узнаем” истинных родственников, потому что в современном языке их смысловые связи не столь прозрачны. Такие родственные связи слов, затемненные из-за того, что мы забыли их первоначальный образ, ученые называют э т и м о л о г и ч е с к и м и. Наука этимология помогает нам глубже проникнуть в семантические связи слов, объединенные общностью происхождения. Она позволяет объединить родственными узами слова облако и волочить, влачить (первое когда-то выглядело иначе - обвлако) ухо и подушку (ведь оно подкладывается под ухо!) и многие другие.

ЗАДАЧИ:

  • научиться определять и понимать подлинное значение слов и выражений;
  • научиться правильно и точно пользоваться словом;
  • определить, какие изменения в самой форме слова и его значении создали современную звуковую грамматическую форму и его значение.

3 модуль “СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ и СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА. ЗАГАДКИ ГРАММАТИКИ”

Грамматика-это наука о строе языка. Она включает в себя м о р ф о л о г и ю - учение о формах слов и с и н т а к с и с - учение о сочетании слов в предложении. Грамматика учит писать и говорить правильно. В нашей речи - устной и письменной - мы нередко сталкиваемся с нарушениями законов грамматики, с несоблюдением ее норм и правил. Некоторые из этих нарушений - чисто индивидуальные и свидетельствуют о недостаточно полном и прочном знании грамматических правил. Но есть и весьма широко распространенные ошибки, происходящие из-за объективной трудности некоторых грамматических правил, требующих к себе особо пристального внимания и твердого их усвоения.

ЗАДАЧИ:

  • понять закономерности грамматики, изучив ее особенности, связав с историей, социальными отношениями людей;
  • построить систему рекомендаций и правил об употреблении в речи различных грамматических средств.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ

Курс по выбору “Секреты стилистики или правила хорошей речи” рассчитан на воспитанниц 9-10-х классов.

Содержание 1 модуля “ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА” направлено на культуру речи, на умение выбрать из множества похожих слов самое нужное и верное, которое четко передает мысль. Неправильный выбор лексического эквивалента оборачивается неясностью высказывания или полным абсурдом.

Поиск нужного слова.

  • Ассоциативные ошибки. Эвфемизмы. Алогизмы. Лексическая сочетаемость.
  • Подмена понятия. Притяжения слов. Семантическая несочетаемость.

Стилистическая оценка многословия.

  • Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология.

Полисемия. Многозначность. Каламбуры.

Слова-тезки. Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.

Различайте паронимы.

Использование синонимов.

Семантические синонимы. Лексические синонимы. Стилистические синонимы.

Антонимы. 

  • Стилистические фигуры, основанные на противопоставлении. Антитеза. Оксюморон.

Стилистическая окраска слов.

  • Мотивированность обращения к стилистически окрашенным словам. Экспрессивно окрашенная лексика. Стилистическая оценка диалектизмов. Стилистическая оценка жаргонизмов. Стилистическое использование историзмов и архаизмов. Стилистическая оценка новых слов. Лексические неологизмы. Семантические неологизмы. Окказионализмы. Стилистическая оценка заимствованных слов.

Содержание 2 модуля “ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВА” носит практическую направленность и сосредоточено на том, чтобы показать, как рождаются новые слова, слова, отмирают старые, ставшие ненужными, какой след они оставляют иногда в каком-нибудь выражении, приобретшем в настоящее время совершенно иное значение.

Что такое этимология.

  • Забытые слова. Как изменились значения знакомых слов.

Родные братья.

  • Происхождение некоторых слов-синонимов и их происхождении.

Великая реформа Петра I.

  • Латинские слова в русском языке. Семантика. Полисемия. Арабские слова. Следы татарского ига. Французский язык в русском дворянском обществе.

Судьба слова. Новое и старое в словаре.

3 модуль “СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ и СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА, или ЗАГАДКИ ГРАММАТИКИ носит практическую направленность и призван помочь учащимся в борьбе с культуроречевыми ошибками (правильность употребления грамматических форм всех частей речи: род существительных; образование падежных форм и форм множественного числа; краткая форма и степени сравнения прилагательных; падежные формы числительных; личные формы и формы повелительного наклонения глагола и т.д.)

Стилистика частей речи.

Род имен существительных.

  • Причины разных форм имен существительных. Разговорные и профессиональные варианты категории рода имен существительных. Грамматический род существительных при назывании людей по профессии. Род существительных, обозначающих географические названия. Род существительных, обозначающих животных.

Число имен существительных.

Употребление единственного числа в значении множественного для усиления выразительности речи. Неоправданная замена одного числа другим. Параллельные формы множественного числа. Формы косвенных падежей.

 

Падежи имен существительных.

  • Разграничение книжных и разговорных форм падежных окончаний существительных. Склонение иноязычных имен и фамилий. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода.

Формы имен прилагательных.

  • Стилистическая роль прилагательных в речи. Употребление полной и краткой формы имен прилагательных, форм степеней сравнения, полной и усеченной формы некоторых прилагательных. Стилистическое различие между этими формами.

Формы имен числительных.

  • Сочетание числительного и существительного. Особенности употребления собирательных числительных. Случаи ослабления категории одушевленности существительных в парных употреблениях с числительными Субстантивированные числительные.

Формы местоимений.

  • Особенности употребления местоимений 3 лица. Употребление возвратного местоимения и возвратно-притяжательного местоимения свой. Книжный характер местоимений некто и нечто. Определительные местоимения сам и самый, их употребление в речи.

Формы глагола.

  • Стилистическая роль глагола в речи. Оттенки значения параллельных форм глаголов. Синонимические замены глагольных времен, наклонений, лиц для усиления выразительности речи.

Синтаксическая стилистика:

Порядок слов в предложении

  • Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, то есть для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Согласование сказуемого.

  • Грамматическое согласование. Согласование по смыслу.

Согласование определений.

  • Разные формы согласований определений-прилагательных с существительными.

Согласование предложений.

  • Согласование названий городов. Согласование названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Управление.

  • Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. Стилистическая особенность предлога по.

Причастный оборот.

  • Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов. Использование причастных оборотов для выразительности и краткости высказывания. Использование причастий и причастных оборотов в художественных произведениях.

Деепричастный оборот.

  • Правила употребления деепричастного оборота. Использование деепричастного оборота в книжной речи.

Отглагольные существительные.

  • Источник появления отглагольных существительных –канцелярская речь. Использование отглагольных существительных в роли терминов.

Предложения с однородными членами предложения.

  • Роль изобразительного средства однородных членов предложения.

Сложные предложения.

  • Стилистика сложного предложения.

Требования к уровню усвоения курса

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и изучать явления, происходящие в языке и влияющие на развитие и изменения в нем;
  • описывать результаты наблюдений;
  • выдвигать гипотезы;
  • отбирать необходимые материалы для доказательства своей гипотезы;
  • свободно пользоваться словарями и другой справочной литературой;
  • анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения их предназначения и стилистических качеств;
  • расширить представление о возможностях лексической и грамматической синонимии и научиться использовать их в собственной речевой практике;
  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (лексические, орфоэпические, грамматические);
  • представлять результаты своей работы в виде сообщений, презентаций,

рефератов;

  • делать выводы;
  • работать в группе;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе знаний:

  • цикл познания в филологических науках: лексическая стилистика, стилистическая оценка диалектизмов, архаизмов, жаргонизмов, заимствованных слов, стилистика частей речи, синтаксическая стилистика;
  • основные принципы русского правописания ;
  • этимология;
  • системные связи, называющие близкие понятия, общность происхождения;
  • языковые средства для выражения мысли;
  • правила пользования словарями;
  • четкое разграничение конкретных и отвлеченных понятий;
  • лексические богатства русского языка;
  • лексическая сочетаемость;
  • грамматические связи;
  • стилистика сложного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа реализует цели и задачи учебного предмета технология (обслуживающий труд) для 5 класса, предусмотренные ФГОС, и построена с учётом интересов и склонностей детей, возможностей образов...

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС.   Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...

рабочая программа по математике 5 класс Виленкин ФГОС

Пояснительная запискаДанная рабочая программа по математике разработана на основе:1.      Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...

Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС

Рабочая программа по истории 5 класс (Годер), ФГОС...

Рабочая программа по математике 5 класс по ФГОС

Рабочая программа расссчитана на 204 часа (6 часов в неделю) по новым ФГОС...