Урок обобщения и повторения по теме «Чередования гласных в корне».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок обобщения и повторения по теме «Чередования гласных в корне» предназначен для учащихся 5 класса. Он проводится после изучения темы "Чередования гласных в корне" и содержит много дидактического материала для отработки навыков грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon cheredovaniya_glasnyh_v_korne_.zip285.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5-ом классе по теме

«Урок обобщения и повторения по теме«Чередования гласных в корне».

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жизневсая О.А.

Цель урока.

  обучающая

  • Повторить, обобщить и закрепить знаний учащихся по теме «Чередования гласных в корне»,

 

  развивающая

  • развивать умения повторять изученный материал, классифицировать его,
  • уметь выполнять упражнения на аналогию и соответствие посредством тестовых заданий.

воспитательная

  • научить детей понимать поучительный смысл пословиц,
  • говорить о таких понятиях, как дружба, взаимопомощь

Оборудование.

Мультимедийная установка и компьютерная презентация.

1.Организационный момент.

Слайд 1.

Ребята, мы с вами изучили новую тему «Чередования гласных в корне». Тему обширную и довольно сложную. Остаётся обобщить и закрепить полученные знания. Поэтому тема сегодняшнего урока звучит так «Урок обобщения и повторения по теме«Чередования гласных в корне».

2. Повторение теории.

Всю последнюю неделю каждый урок мы начинали с повторения правила. И сегодняшнее занятие- тоже не исключение. Только в помощь вам будет компьютерная презентация. Пожалуйста, отвечая на вопросы , смотрите на экран. Итак, начинаем.

- На какие три группы можно разделить все безударные гласные в корне?

Слайд 2.

- По порядку расскажите обо всех известных чередованиях.

Слайды 3- 7.

- Перечислите исключения. Почему они так называются?

Слайд 8.

3. Работа с тренажёром.

  • Три ученика по очереди работают на компьютере. Каждому предлагается по 10 вопросов.
  • В классе 1 человек – контролирует количество вопросов.
  • Остальные – «счётная комиссия»- считают ошибки и выставляют оценки.

4. Упражнения.

1)Прочитайте пословицы. Объясните их значение.

Слайд 10.

Когда человек видит цель, у него  вырастают крылья.

Когда загорелся мой стог, я  познакомился со своими друзьями.

Умный надеется на свои дела, а глупый  полагается на надежду.

2) Выпишите слова с чередованием, объясните их правописание, выполните морфемный разбор, подберите однокоренные слова.

Слайд 11.

Вырастают- расти- вырос -растение- растительный.

Загорелся- горение- пригорелый- загар.

Полагается- расположение- положительный- излагать.

3) Распределите слова по графам таблицы

Слайд 12.

Проверяемые ударением

Чередования.

 

 

Прим…рить друзей, зам…реть от страха, прим…рять костюм, нежное

прик…сновение, тонкие к…сички, деревенские к…сари, заг…реть на солнце, не нужно г…ревать, г…ристая местность, деревце подр…сло, р…систое утро,р…скошный цветок.

Проверь себя.

Слайд 13. 

Проверяемые ударением

Чередования.

Примирить друзей примерять костюм, тонкие косички, деревенские косари, не нужно горевать, гористая местность, росистое утро, роскошный цветок.

замереть от страха, нежное

прикосновение, загореть на солнце,

 деревце подросло

4) Найдите лишнее.

Слайд 14.

Накл…нить, р…сток, к…сательная, предпол…жить.

Заж…гать, изб…рательный, заст…лать, выб…ру.

З…ря,  неприк…сновенный, выпл…влять, р…стительный.

 Проверь себя.

Слайд 15.

Наклонить, росток, касательная, предположить.

Зажигать, избирательный, застилать, выберу.

Заря,  неприкосновенный, выплавлять, растительный.

5) Спишите текст, замените в нём глаголы глаголами с чередующимися гласными.

Слайд 16.

Ребята устроились на отдых у реки. Заря угасала, и последние лучи солнца чуть трогали вершины деревьев. По оврагам расходился туман. Путешественники стали

искать сучья, и один за другим вспыхнули костры.

Проверка.

Слайд 17.

Ребята расположились на отдых у реки. Заря догорала, и последние

 лучи солнца чуть касались вершин деревьев. По оврагам расстилался туман. Путешественники стали собирать сучья, и один за другим загорелись костры.

6) Выполни задания теста.

  1. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

Слайд 18.

А) выбелить, укратитель;

Б) остолбенеть, раскопать;

В) озимые, речной;

Г) погубить, далёкий.

      2.В каком корне в безударном положении пишется –А-?

Слайд 19.

А) Твар- твор.

Б) Гар-гор.

В) Клан- клон.

Г) Плав- плов.

     3.Укажите верное утверждение.

Слайд 20.

А) В корне слова отрасль пишется –а- , так как в корне  с чередованием  -рас - всегда пишется –а- перед –с-.

Б) В корнях с чередованием –скак -скоч перед буквой –к- всегда пишется буква –о-.

В) В корнях с чередованием –кас -кос пишем –а-, если после корня идёт суффикс –а-.

Г) Надо писать в корне слова прилажение букву –а- , так как проверочное слово- прилаживать.

 

          4.Укажите слова, в корне которого пишется –о.

Слайд 21.

А) Р…внина.

Б) Р…вновесие.

В) Пром…кание.

Г) Обм…кнуть.

          5.Укажите пару слов, написанную без ошибок.

Слайд 22.

А) Умер- умерать.

Б) Вытирать- вытер.

В) Выжег- выжегать.

Г) Отберать- выбиру.

Внимание ! Правильные ответы!

Слайд 23.

1) А       2) Г        3) В          4) В         5) Б                  

           5.   Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали, постарались все знания по теме «Чередование гласных в корне» разложить по полочкам, чтобы «каши» в голове не было.

            Но как бы хорошо мы ни учили различные правила по русскому языку или по другим предметам, всё равно время от времени у нас могут возникнуть какие-нибудь вопросы.

-Как быть в этом случае? Куда обращаться?

( К словарям)

- Правильно, поэтому и закончить урок я хочу на такой несколько лирической ноте, предложив вашему вниманию небольшой видеоролик.

Слайд 24. ( Видеофрагмент).

           6. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме «Чередование гласных в корнях слов».

Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Чередование гласных в корнях слов" (УМК Бабайцевой В.В.) с применением технологической карты обучающегося....

Конспект урока в 5 классе по теме "Чередование гласных в корне"

Закрепление знаний по теме "Чередование гласных в корне"...

Конспект урока русского языка по теме "Чередование гласных в корнях -лаг-/-лож-.

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Чередование гласных в корнях -лаг-/-лож-...