Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме «Чередование гласных в корнях слов».
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Штепа Елена Валентиновна

Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Чередование гласных в корнях слов" (УМК Бабайцевой В.В.) с применением технологической карты обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение  изученного   по теме    «Чередование гласных  в корнях слов».

Класс: 5

Тип урока: обобщения изученного материала

Оборудование: компьютер, демонстрационное оборудование, презентация, учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Бабайцевой В.В., технологические карты учащихся.

Цели        

Цель учителя: формировать у учащихся умение правильно писать корни с чередованием.

Цель учащихся: научиться правильно писать корни с чередованием.

Планируемые результаты:

Личностные:

-самоопределение;

-способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием.

Метапредметные:

- регулятивные УУД;

-определять тему, цель, проблему;

-принимать и сохранятьучебную задачу;

-контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-контролировать учебные действия, осознавать возникающие трудности, оценивать свою работу и работу своих товарищей; исправлять и объяснять ошибки.

- познавательные УУД:

-выполнять анализ;

-ориентироваться в своей системе знаний;

-осознавать необходимость нового знания (трудность)

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии;

- использовать полученные знания в практической деятельности.

- коммуникативные УУД.

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-доносить свою позицию до других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

Предметные: уметь правильно писать корни с чередованием, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением

Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока*

     Деятельность учителя

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Планируемые

результаты

1.Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Подписывают технологические карты

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний.

Цель: организация восприятия задания обучающимися

  Создает проблемную ситуацию.

Подводит учащихся к формулированию темы урока

Организует повторение ранее изученного материала

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет

Выполняют задание

Формулируют и записывают тему урока.

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Анализируют причины неудач, корректируют знания работой с учебником.

Выполняют задание и вносят ответы в технологическую карту

Производят взаимопроверку.

Запишите тему урока в тетради. Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Какие чередующиеся гласные встречаются в словах?

От чего зависит правописание чередующихся гласных О и А в корнях слов?

Перечислите все корни с чередованием О//А, записав их парами в поле для ответов в технологической карте.

Для проверки обменяйтесь картами, проверьте ответы своего соседа, сверяясь с доской.

У кого из вас были ошибки при выполнении задания? Что было самым сложным?

Какому правилу подчиняется правописание чередующихся Е и И в корнях?

Важно знать, в каких корнях происходит чередование гласных звуков и уметь их отличать от проверяемых и непроверяемых орфограмм. Прочитайте задание №2 в технологических картах. Что нам нужно знать для выполнения этого задания? Кто не уверен в своих знаниях, может обратиться к §§51, 52.

Для проверки обменяйтесь картами, проверьте ответы своего соседа, сверяясь с доской.

У кого из вас были ошибки при выполнении задания? Что было самым сложным?

П: выполняют анализ

П: -ориентироваться в своей системе знаний

-осознавать необходимость обобщения знаний

Р: -определять цель, проблему

К:-доносить свою позицию до других

П: -осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Л: -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием.

3. Обобщение изученного материала

Организация работы с заданием технологической карты и упражнением учебника

Выполняют задания  и вносят ответы в технологическую карту

Производят взаимопроверку.

 Ознакомьтесь с третьим заданием  технологической карты. Прочитайте задание. Что нам нужно знать для его выполнения? Выполните упражнение. Внесите ответы на третье задание в технологическую карту.

Для проверки обменяйтесь картами, проверьте ответы своего соседа, сверяясь с доской.

Выполните задание №4 технологической карты.

Для проверки обменяйтесь картами, проверьте ответы своего соседа, сверяясь с доской.

Предметные: различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением, уметь правильно писать корни с чередованием, графически обозначать условия выбора правильных написаний;

Р:- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

4. Рефлексия

Подводит итоги урока. Задаёт вопросы. Определяет эмоциональное состояние учащихся.

Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Какую цель мы ставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы этой цели?

Какие трудности возникали в работе?

Как вы их преодолевали?

Подсчитайте количество полученных вами баллов. Поставьте себе оценку за урок.

П: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Р: оценивают свою работу.

К: Строят небольшие монологические высказывания

5.Домашнее задание

§§51, 52, упр.598



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока “ Обобщение изученного     по теме    «Чередование гласных  в корнях слов»”.

Работу выполнил______________________________________Класс________ Дата_______________

Этап урока

Задание.

Поле для ответа

Набр баллы

Макс балл

 Обобщение изученного материала.

Задание 1

Перечислите все корни с чередованием  О//А, записав их парами

7

Задание 2

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

  1. заж…гать, р..сток, прик..сновение
  2. изл..жение, к..сание, пон..мание
  3. д..серт, ф..милия, манд..риновый
  4. з..ревой, уб..рающий, подп..реть
  5. к..рьера, п..ртьера, инт..рвью
  6. накл..ниться, р..стовщик, заг..релся
  7. распол..житься, прик..снуться, забл..стал
  8. перед..вать, п..норама, р..стение

5

Задание 3

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограмму «Чередующиеся безударные гласные в корне слова»

               Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора. Нач…нается фильм.

     Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тропических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками.

     Он смел и силен. Маугли отважно д_рется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал,  Маугли вызывает на бой самого тигра  Шерхана.

Выпишите слова с чередованием И//Е, в которых пишется

буква И.

5

Задание 4.

Вставьте пропущенные буквы и выпишите в поле для ответов номера слов, в соответствующую группу.

1) подг_реть                                   5) зам_рать

2) зан_маться                                 6) прик_саться

3) бл_стел                                       7) р_стовщик

4) подр_стать                             8) уб_рите

Пишется

А-

О-

И-

Е-

8

Дополнительные баллы

Подсчитайте баллы, поставьте оценку

25

«5» - 23-25     «4» - 19-22      «3» - 13 – 18      «2» - 12 и менее      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверка 1 задания Рос-раст-ращ Мок-мак Клон-клан Лож- лаг Кос-кас Зор-зар Гор-гар

Слайд 2

Проверка 2 задания 1 2 4 6 7

Слайд 3

Проверка 3 задания Продирается Забирается Замирает Сжимая Блистающий

Слайд 4

Проверка задания 4. Пишется А- 4, 6 О- 1, 7 И- 2, 5 Е- 3, 8

Слайд 5

Поставьте отметку «5» - 23-25 «4» - 19-22 «3» - 13 – 18 «2» - 12 и менее

Слайд 6

Цель научиться правильно писать корни с чередованием.

Слайд 7

Домашнее задание § 51, 52, упражнение 598

Слайд 8

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.

Орфографическая мастерскаяпо созданию опорной таблицы «Чередование гласных в корне слова».Цели: 1. Систематизировать имеющиеся  у учащихся знания о правописании чередующихся гласных в корне...

Зачёт по теме "Чередование гласных в корне слова". 5 класс

Данный зачёт проводится после изучения темы "Чередование гласных в корне слова раст-рос. лаг-лож". Задания даны в двух вариантах  для детей разного уровня подготовки. Для более сильных детей дано...

"Бегунок" для зачета в 6 классе. Тема "Чередование гласных в корне слова".

quot;Бегунки" помогают отследить уровень усвоения темы индивидуально....

Карточки по русскому языку для закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс

Закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс...

Методическая разработка по теме «Чередование гласных в корне слова» для учащихся 5 класса

Орфографическая подготовка – это важный компонент общего речевого и языкового развития, её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, граммат...