материалы к уроку русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Мелкумова Татьяна Эдуардовна

материалы содержат задания по изучению темы "Типы речи и средства связи в предложении"" в 5 классе на материале рассказа Паустовского "Заячьи лапы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ  И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Заяц стонал.  Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

           - Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.  Заяц молчал.

           - Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?  Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

           Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

           Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Вопросы:

  1. Выпишите из 1 абзаца  словосочетания  в предлогами
  2. Найдите в 1 абзаце эпитеты. С какой целью они употреблены ?
  3. Найдите в 1 абзаце слова с орфограммой  И, А,У  после шипящих  и выпишите их.
  4. Какой тип речи представлен в последнем абзаце ? Укажите средства связи предложений в последнем абзаце.
  5. Какую роль в тексте играет диалог?
  6. Спишите   последний  абзац.  Надпишите  над словами

 части речи, предлоги обведите кружочком.(подсказка: предлогов должно быть 9)

Домашнее задание

         Наутро дед надел чистые  онучи  и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

         Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит  тихий пожар.

          На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около  водоразборной  будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы.  Дед перекрестился.

       - Не то лошадь, не то невеста - шут их разберет! - сказал он и сплюнул.

 Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

       - Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл  Петрович  Корш специалист по детским болезням - уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

        Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

 - Это мне нравится! -сказал аптекарь. -- Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Вопросы:

  1. Попробуйте определить смысл выделенного слова . Как оно пришло в русский язык.
  2. Определите тип речи 2 абзаца
  3. Какие чувства и мысли вызвал у вас отрывок, какие картины вы представили себе, читая его?
  4. Укажите средства связи предложений во 2 абзаце
  5. Какую роль играет  в тексте описание городского пейзажа?
  6. Спишите 2 абзац и надпишите  известные вам части речи, предлоги обведите кружочком (подсказка: предлогов 3)
  7. Найдите  во 2 абзаце  сравнение. (Справка: сравнение – это средство выразительности речи, в основе которого лежит сравнение двух понятий)


Предварительный просмотр:

Урок по теме       Глагол

        Он нервно снял пенсне, протер, сновa  нaцепил нa нос и устaвился нa дедa.    Дед  молчaл и  топтaлся  нa  месте. Аптекaрь тоже молчaл. Молчaние стaновилось тягостным.

       - Почтовaя улицa, три! - вдруг в сердцaх крикнул aптекaрь и зaхлопнул кaкую-то рaстрепaнную толстую книгу. - Три!

        Дед с Вaней добрели до Почтовой улицы  кaк   рaз  вовремя -  из-зa Оки зaходилa  высокaя  грозa.

        Ленивый гром потягивaлся  зa  горизонтом, кaк  зaспaнный силaч, рaспрямлял плечи и нехотя потряхивaл землю.  Серaя рябь пошлa по реке.  Бесшумные молнии исподтишкa, но стремительно и сильно били в лугa;   дaлеко зa Полянaми  уже горел стог сенa,  зaжженный ими.  Крупные кaпли дождя пaдaли нa пыльную дорогу,  и вскоре онa стaлa похожa нa лунную поверхность:  кaждaя кaпля остaвлялa в   пыли мaленький крaтер.

  1. Спишите последний абзац  текста
  2. Над глаголами надпишите  гл. (их должно быть 9)
  3. Определите тип речи
  4. Найдите в тексте метафоры

 (справка: метафора – слово, употребленное в переносном значении)

  1. Из последнего предложения выпишите словосочетания с предлогами
  2. Найдите в  последнем абзаце  отглагольные прилагательные (2)
  3. Затранскрибируйте слово  СЕРАЯ

Домашнее задание

      Кaрл Петрович игрaл нa рояле нечто печaльное и мелодичное, когдa в окне появилaсь рaстрепaннaя бородa дедa. Через минуту Кaрл Петрович уже сердился.

     - Я не ветеринaр, - скaзaл он и зaхлопнул крышку рояля. Тотчaс же в лугaх проворчaл гром. - Я всю жизнь лечил детей, a не зaйцев.

     - Что ребенок, что зaяц - все одно, - упрямо пробормотaл дед. - Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринaру нaшему тaкие делa неподсудны. Он у нaс коновaл. Этот   зaяц,  можно  скaзaть,  спaситель  мой: я ему жизнью обязaн, блaгодaрность  окaзывaть  должен,  a ты говоришь - бросить!

      Еще через минуту Кaрл Петрович - стaрик с седыми  взъерошенными бровями, - волнуясь, слушaл  спотыкaющийся рaсскaз  дедa.  Кaрл Петрович в конце концов соглaсился лечить зaйцa. Нa следующее утро дед ушел нa озеро, a  Вaню остaвил у Кaрлa Петровичa  ходить зa зaйцем.

  1. Определите лексическое значение слова ходить из последнего предложения. Какую окраску оно имеет?
  2. Спишите последнее предложение и надпишите над словами части речи.
  3.  Выпишите из первого абзаца все словосочетания с предлогом
  4. Выпишите отглагольные прилагательные из последнего абзаца (2)
  5. Затранскрибируйте слово  ЕЩЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Материалы к урокам русского языка в 5 классе.

Презентация к уроку по теме "Чередование гласных в корне"Презентация к уроку по теме Развитие речи. Изложение....

"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.

Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Материалы к урокам русского языка в 6 классе (сценарии уроков, презентации).

Данные сценарии (конспекты) уроков и презентации к ним могут быть использованы педагогами для проведения уроков русского языка в 6 классе (Темы: «Простые и составные числительные», «...