Внеклассное мероприятие по русскому языку,посвящённое дню рождения В.Даля.
план-конспект по русскому языку по теме

Зарифова Лариса Алексеевна

22 ноября 1801 года в поселке Луганский Завод в семье обрусевшего датчанина Ивана (Иоганна) Даля появился на свет старший сын Владимир. Первоначальное образование будущий составитель Толкового словаря получил на дому, а в тринадцать лет был отдан в петербургский Морской кадетский корпус, который и окончил в звании мичмана. Несколько лет Даль бороздил моря, а после продолжил образование в Дерптском университете на медицинском факультете. Во время Русско-турецкой войны был военным врачом, оперировал раненых в полевых условиях. После, уже на гражданке, он увлекся литературой и начал писать под псевдонимом Казак Луганский. Даль много путешествовал по России, попутно овладевая разными знаниями и профессиями. Он был этнографом, ботаником и зоологом. Был членом Петербургской академии наук и учредителем Русского географического общества. Издал сборник «Пословицы русского народа». Но в историю вошел благодаря грандиозному труду, которому посвятил 53 года своей жизни, — Толковому словарю живого великорусского языка, который стал подспорьем для всех последующих поколений школьников, студентов, филологов - и просто людей, интересующихся родным языком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Пичаевская СОШ им. В.П. Беляева

Всероссийский словарный урок

посвящается дню рождения

Владимира Даля

22 ноября

Внеклассное мероприятие по предмету

Подготовила и провела:

 Зарифова Л.А.

2016

Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля

Задачи:

  1. Познакомить с краткой биографией Владимира Даля
  2. Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас
  3. Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями
  4. Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык

Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок

посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В.И. Даля, выставка книг В.И. Даля

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Постановка задач и целей урока (3 слайд)

Прочитайте великие высказывания:

«Язык есть вековой труд целого поколения»

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

О чём будем говорить сегодня на классном часе?

Зачем необходима эта тема?

Правильно, будем говорить о языке, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.

Эти знаменитые высказывания были произнесены великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому в этот день проводится Всероссийский словарный урок.

  1. План урока (4 слайд)

А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока.

hello_html_26d6148b.jpg

  1. Биография Владимира Даля (5-11 слайды)

Родился Владимир Даль в посёлке Луганский завод (ныне — Луганск) 22 ноября 1801 года. Его семья была высокообразованной. Отец, Иван Матвеевич Даль, был врачом, лингвистом. А мать, Мария Христофоровна Фрейтаг, была пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование. В детстве в своей биографии Владимир Даль очень привязался душой к родному краю, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Образование Владимир Даль получил в Петербургском Морском кадетском корпусе и на медицинском факультете в Дерптском университете.

Служил морским офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству.

Он заводит знакомства и дружбу с известными писателями и поэтами: Гоголем, Пушкиным, Крыловым, Жуковским и другими.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни. Он много путешествовал, поэтому отлично знал русский быт. Также Даль составил учебники «Ботаника», «Зоология».

Но самой значительной и объёмной работой в биографии Владимира Даля остается «Толковый словарь», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремёслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».

Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка) является фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли. Владимир Даль создал этот знаменитый словарь практически полтора века назад, но сегодня нет ни малейшего сомнения в его актуальности. Ценность словаря подчеркивается десятками тысяч включенных в словарные статьи загадок, пословиц, присловий и поговорок.

Немаловажно, что Даль при составлении своего толкового словаря отобразил все разнообразие, неоднородность и величие русского языка. В словаре можно найти пояснения региональных особенностей речи, а также терминологию и специфические фразы многих профессий и ремесел.

Владимир Даль за составление словаря абсолютно заслужено был удостоен ряда престижных премий и наград, среди которых Константиновская медаль и Ломоносовская премия.(Сообщение ученицы).Приложение 1.

В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них и поныне живёт в произведениях писателей, в повседневной речи людей.

В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик - годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.

Скончался Даль 4 октября 1872 года.

  1. Скороговорки (12 слайд)

Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.

  • Говори, говори, да не заговаривай.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
  • Ткёт ткач ткани на платок Тане.
  • Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  1. Загадки (13-17 слайды)

Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.

  • Что выше лесу? (Солнышко)
  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
  • Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает(Снег)
  • Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
  • Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
  1. Пословицы (18 слайд)

В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.

  • Грамоте учиться (всегда пригодится.)
  • Азбуку учат, (во всю избу кричат.)
  • Написано пером, (не вырубить и топором.)
  • Ученье - свет, (а неученье - тьма.)
  • Не спеши языком, (торопись делом.)
  1. Физкультминутка (33 слайд)
  2. Сказки (19-23 слайды)

Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.

  • А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. (Старик-годовик)
  • Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается… (Война грибов с ягодами)
  • Пустили лису. Вот поклонилась она хозяину и отдала ему на сбережение свою курочку, сама же смирнёхонько улеглась в уголок на лавку, а хвостик подвернула под лавку. (Лиса-лапотница)
  • Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. (Девочка Снегурочка)
  • Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: "Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть".(Журавль и цапля)
  1. Значение слов (24-25 слайды)

Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.

Уста – губы

Длань – рука, ладонь

Очи – глаза

Рушник – вышитое полотенце

Чёботы – сапоги

Жбан – кувшин с крышкой

  1. Синонимы (26 слайд)

Синонимы - это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.

Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.

Смелый – храбрый

Весёлый – радостный

Худой - тощий

Трудолюбивый - работящий

Красный - багряный

  1. Антонимы (27 слайд)

Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.

Низкий – высокий

Широкий - узкий

Добрый - злой

Грустный - весёлый

Красивый – багряный

  1. Омонимы (28-32 слайды)

Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.

* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы.

* Кисть — кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины) , кисть — кисточка (для краски).

* Лук — растение, лук — оружие.

* Ключ — музыкальный знак, ключ — от двери, ключ — гаечный ключ.

* Бабочка — насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка.

  1. Рефлексия (34 слайд)

Ученики выбирают своё мнение об уроке

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные

На уроке было очень скучно и неинтересно!


Приложение 1.

В один из осенних дней 1859 года в Москве на Пресне поселился вышедший в отставку петербургский чиновник Владимир Иванович Даль. Событие это привлекло внимание окружающих разве только количеством заносимых в дом бумажных кип. Немногие знали тогда, что необыкновенный чиновник этот всю свою сознательную жизнь собирал то, что нельзя ни пощупать, ни на стенку повесить, ни спрятать в карман. То, что слышится повсюду и никому в отдельности не принадлежит. Собирал Владимир Иванович…слова.

Сначала он делал это почти бессознательно. Первое слово, например, записал в дороге, когда юношей, только окончив Морской корпус, ехал служить к Черному морю. «Замолаживает!» - сказал ямщик, глядя на заволакивающееся тучами небо. Когда будете листать «Толковый словарь живого великорусского языка», обратите внимание на это слово. С него то все и началось. Первое из двухсот тысяч!

Позднее Даль специально расспрашивал людей, что и как в их краях называется. А судьба словно нарочно помогала ему в этом деле. Кадетом он плавал на учебном корабле, на котором служили сто пятьдесят матросов со всех концов России. Окончив Дерптский университет, стал врачом и попал в действующую армию. Но и на войне находил возможность собирать вокруг себя солдат и вести свои изыскания. В блокноте его появлялись удивительные цепочки слов. Ну, например, знаете ли вы, что «голка» - это шум и крик, мятеж, ссора, звон, шум, стук, зык, грохот, гул, отклик, вторье, эхо! «Балда» - это не балбес, но и набалдашник, палица, кувалда, трамбовка.

А «балдовина» уж и вовсе не то, что вы подумали, а «тинистое, карасевое озеро».

Записывал Даль слова, бродя в толкучке знаменитой Нижнегородской ярмарки. И даже служа в министерстве внутренних дел в Петербурге, рассылал по городам и весям циркуляры, в которых содержались все те же вопросы: что и как называется? Бывало даже, все министерские писцы занимались исключительно перепиской присланных слов, местных говоров, сказок, пословиц, поверий.

Что же это за «болезнь» такая поразила Даля? Почему он со страстью охотника преследовал каждое неизвестное ему слово? И зачем?

Родился Владимир Иванович в очень своеобразной семье. Отец его был датчанин, мать – немка. Но все, включая бабушку, владели многими языками. В доме была масса книг, и среди них – словари. Бабушка переводила на русский пьесы иностранных авторов, и порой здесь всей семьей подыскивали для нее нужное слово. В такой обстановке, наверное, трудно было не заразиться любовью к слову.

Позднее Даль много путешествовал по России, общался с простыми людьми. Он поражался точности и емкости их речи и горько жаловался друзьям: «Мы языка своего не знаем… а что еще хуже, и не хотим его узнать…» Времена были такие – в прорубленное Петром I окно из Европы к нам хлынул такой поток иноязычных речений, что верхушка российского общества не только говорить и писать по-русски разучилась, но и думать на родном языке считала зазорным. Бытовало мнение, что язык наш беден и неспособен выразить сколько-нибудь сложные понятия.

Первым, кто, по словам Достоевского, «заговорил на сознательномрусском языке», был Пушкин. Мы знаем, что Даль дежурил у постели умирающего поэта, что ему был завещан перстень-талисман и простреленный сюртук друга. Есть свидетельство, что именно Пушкин сподвиг Даля на составление словаря. Но решился на это Даль не скоро.

Жизнь Даля была неспокойной, насыщенной событиями, трудами, творчеством. Это был человек на все руки. И все ему удавалось. Он был искусным и решительным хирургом, писателем, ученым. Еще в 1838 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук за сбор коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. Между делом написал учебники по зоологии и ботанике. Прекрасно пел, играл на многих музыкальных инструментах… «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути, - считал он, - никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится».

Только выйдя в отставку, смог наконец Даль окинуть взором собранные за полвека сокровища и… испугался. Он понял, что кроме него никто не сможет придать этим наброскам законченный вид, то есть создать словарь, который будет служить людям. А хватит ли на это оставшейся жизни? Достанет ли знаний? Ведь он не лингвист. Взвесив все «за» и «против», Даль взялся за дело, скромно назвав себя подносчиком при строительстве палат. «Передний заднему мост».

Все последние годы Даль работал в своем домике на Пресне, порой до обмороков. Он практически в одиночку создал словарь, по объему чуть ли не вдвое превосходящий словарь, выпущенный коллективом Академии наук! Этим словарем люди с благодарностью пользуются вот уже полторы сотни лет.

Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи. И не беда, что многие слова, собранные Далем, теперь не употребляются. Даль так объяснял цель своей работы: «… не утверждаю, будто вся народная речь, ни даже все слова речи этой должны быть внесены в образованный русский язык; я утверждаю только, что мы должны изучить простую и прямую русскую речь народа и усвоить ее себе, как все живое усвояет себе добрую пищу и претворяет ее в свою кровь и плоть».

Источники информации

  1. http://aphorism-citation.ru/index/0-637 - Афоризмы, цитаты, высказывания Даль В. И.
  2. http://all-biography.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir - Биография Владимира Даля
  3. http://www.helpmammy.ru/index.php?page_id=127 - Владимир Иванович Даль (1801-1872)
  4. http://hobbitaniya.ru/dal/dal81.php - Даль В.И. Пословицы русского народа
  5. http://www.planetaskazok.ru/daliv - Даль В.И. Сказки


6

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по немецкому языку, посвящённое "Дню матери"

Внеклассное мероприятие"Muttertag" посвящено  "Дню матери".Это урок закрепления уменя в устной и письменной форме рассказывать о своих мамах; урок развития творческих способностей,воспитания чувс...

Русское слово. К дню рождения В. Даля.

Данный материал может служить как для размещения на информационную доску в классе, так и для подготовки учащимися к выступлению на классном часе....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"

В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов...

Внеклассное мероприятие по немецкому языку, посвящённое творчеству И. Гёте

Внеклассное мероприятие по немецкому языку, посвящённое творчеству И. Гёте...

Внеклассное мероприятие, посвященное 220-летию со дня рождения В.И.Даля

Лингвистическое путешествие «По следам деяний В.И.Даля» (5-6 класс)Цель: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью В.И.Даля.Задачи:•развитие коммуникативных способностей, ...