Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. )
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Чиркова Татьяна Федоровна

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. ) содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, составлена с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_russkiy.doc925.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.12., одобрен Советом Федерации 26.12.12).
  • Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г № 373 с изменениями от 26.11. 2010 г., 22.09. 2011г.,18. 12.2012г. (п.19.5);
  • Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (п.18.2.2);
  • Федерального базисного учебного планом, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312;
  • Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.07.2012 г.№05-2680 (5.3, 5.4, 5.8);
  • Примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы.

Актуальность программы

      Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения,  на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

        Учитывая то,  что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка,  в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,  воспитание культурного человека, владеющего нормами  литературного языка, способного  свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,   соблюдать этические нормы общения.

         Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,  как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках,  а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Цели обучения:

   Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

     1.  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению ультуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения  морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности  родного языка;

   2.  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения  формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и

самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других  источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку  текста и др.);

 3.   освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее

функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского

литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные

знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и  повседневной жизни. воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к  нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства  освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической  ценности родного языка;

  4.  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной  деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения  формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и

самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать  необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других  источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку  текста и др.);

  5.  освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее

функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского

литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,  классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой  устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка  в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи

грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные  знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика курса

В 6 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 6 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе «Повторение пройденного в 5 классе» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

  • Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 6-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
  • Возраст учащихся 6-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
  • Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
  • Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
  • Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

В  год –204 ч.

Развитие речи 29 ч.

Контрольных работ  - 10 ч.

В неделю - 6 ч., не менее 34 недель    

Результаты обучения.

Личностные: 1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные: 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;осознание эстетической функции родного языка.

Описание учебно-методического комплекта:

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5-9 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012.

2.Ладыженская, Т. А. Русский язык. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений  с прил. на электрон. Носителе.  В 2 ч. / Т. А. Ладыженская [и др.]. - М. : Просвещение, 2013.

3.Ладыженская, Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе [Текст] : метод. рекомендации
к учебнику для 6 класса общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская [и др.]. - М. : Просвещение, 2012.

4.Ладыженская, Т. А. Обучение русскому языку в 6 классе [Электронный ресурс] / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова.  

       Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1.Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 6 классе [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.

2.Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы [Текст] : книга для учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2012.

3.Сайтанова, Н. И. Русский язык. Тестовые упражнения. 5-6 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Сайтанова. - М. : Просвещение, 2012.

4.Соловьева, Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012.

5.Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс [Текст] / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2012.

                                  Учебный план

Название разделов и тем

Количество

 часов

теория

практика

формы контроля

1

Русский язык - один из развитых языков мира

1

1

2

Р.Р. Язык, речь, общение

1

1

Беседа

3

Р.Р. Ситуация общения

1

1

Беседа

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

1

5

Фонетика. Орфоэпия

1

1

 6

Морфемика. Орфограммы в корнях слов

1

1

7

Морфемика. Орфограммы в приставках

1

1

8

Части речи

1

1

9

Орфограммы в окончаниях слов

1

1

10

Р.Р. Сочинение «Интересная встреча» УПР.38

1

1

Сочинение

11

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1

1

12

Простое  предложение

1

1

13

Сложное предложение

1

1

14

Синтаксический разбор предложений

1

1

15

Прямая речь. Диалог

1

1

16

Контрольный диктант

1

1

Диктант

17

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

18

Текст, его особенности

1

1

29

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

1

20

Р.Р.Сочинение поданному началу. Упр. 68

1

1

Сочинение

21

Начальные и конечные  предложения текста

1

1

22

Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72

1

1

Сочинение

23

Ключевые слова

1

1

24

Основные признаки текста

1

1

25

Текст и его стили

1

1

26

Официально-деловой стиль

1

1

27

Контрольная работа.

Анализ текста

1

1

Контрольная

работа

28

Слово и его лексическое значение

1

1

29

РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

1

1

Сочинение

30

РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

1

1

Сочинение

31

Общеупотребительные слова

1

1

32

Профессионализмы.

1

1

33

Диалектизмы

1

1

34

Р.Р. Сжатое изложение. Упр. 119

1

1

Изложение

35

Р.Р. Сжатое изложение. Упр. 119

1

1

Изложение

36

Исконно русские и заимствованные слова

1

1

37

Новые слова

1

1

38

Устаревшие слова

1

1

39

Словари

1

1

40

Повторение

1

41

Контрольная тестовая работа по лексике

1

1

Контрольная

работа

42

Фразеологизмы

1

1

43

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи

1

1

44

Повторение изученного материала. Тест.

1

1

45

Морфемика словообразование

1

1

46

Морфемика словообразование

1

1

47

Р.Р.Описание помещения

1

1

Сочинение

48

Р.Р.Описание помещения

1

1

Сочинение

49

Основные способы образования слов в русском языке.

 

1

1

50

Основные способы образования слов в русском языке

1

1

51

Этимология слов.

1

1

52

РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

1

Составленный

план

53

Р.Р. Сочинение-описание помещения

1

1

Сочинение

54

Р.Р. Сочинение-описание помещения

1

1

Сочинение

55

Буквы о и а в корне –кос---кас-

 

1

1

56

Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

1

57

Буквы О-А в корнях с чередованием

1

1

58

Буквы о и а  в корне –гор---гар-

1

1

69

Буквы о - а в корне –зар----зор

1

1

60

Буквы Ы-И после приставок.

 

1

1

61

Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.

 

1

1

62

Значение приставки ПРИ-

1

1

63

Значение приставки ПРЕ-

1

1

64

Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и  ПРЕ-

 

1

1

65

Контрольный диктант

1

1

Диктант

66

Анализ  контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

67

Соединительные О-Е в сложных словах

 

1

1

68

Сложносокращенные слова

1

1

69

Р.Р.Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

 

1

1

70

Р.Р.Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

1

1

71

Морфемный и словообразовательный разбор слов

1

1

72

Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту

1

1

73

Контрольный  диктант

1

1

Диктант

74

 Работа над ошибками

1

1

75

Повторение изученного об имени существительном.

1

1

76

Имя существительное как часть речи

1

1

77

Падежные окончания имени существительного

1

1

78

Р.Р. Как писать письма

1

1

Письмо

79

Разносклоняемые имена существительные

1

1

80

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

1

81

Р.Р. Как тебя зовут? Происхождение имен

1

1

Сочинение

82

Несклоняемые имена существительные.

1

1

83

Род несклоняемых имен существительных

1

1

84

Род несклоняемых имен существительных

1

1

85

Имена существительные общего рода

1

1

86

Морфологический разбор существительных.

1

1

87

Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям

1

1

Сочинение

88

Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям

1

1

Сочинение

89

НЕ    с существительными.

 

1

1

90

НЕ    с существительными.

1

1

91

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и  -ЩИК.  

1

1

92

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и  ЩИК

1

1

93

Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

 

1

1

94

Гласные О-Е после шипящих.

 

1

1

95

Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» 

1

1

96

Подготовка к контрольному диктанту

1

1

97

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

1

Диктант

98

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

99

Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном

1

1

100

Прилагательное как часть речи

1

1

101

Р.Р. Сочинение-описание природы

1

1

Сочинение

102

Степени сравнения имен прилагательных.  

1

1

103

Степени сравнения имен прилагательных

1

1

104

Разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные

1

1

105

Относительные прилагательные

1

1

106

Притяжательные прилагательные

1

1

107

Морфологический разбор имени прилагательного

1

1

108

Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

1

1

Изложение

109

Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

1

1

Изложение

110

Не с прилагательными.

1

1

111

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

1

112

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

1

113

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных

1

1

114

Р.Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

1

1

Сочинение

115

Р.Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

1

1

Сочинение

116

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.  

1

1

117

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

1

118

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

1

119

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

1

1

120

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

1

121

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

1

122

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1

1

Проверочная

работа

123

Контрольный диктант

1

1

Диктант

124

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

125

Имя числительное как часть речи.  

1

1

126

Простые и составные числительные

1

1

127

Мягкий знак на конце и в середине числительных.  

1

1

128

Порядковые числительные

1

1

129

Разряды количественных числительных

1

1

130

Числительные, обозначающие целые числа

1

1

131

Числительные, обозначающие целые числа

1

1

132

Дробные числительные

1

1

133

Склонение дробных числительных

1

1

134

Собирательные числительные.  

1

1

135

Морфологический разбор имени числительного

1

1

136

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».  

1

1

137

Р.Р. Публичное выступление

1

1

Выступление

138

Р.Р. Публичное выступление

1

1

Монолог

139

Проверочная работа по теме «Имя числительное».

1

1

Проверочная

работа

140

Контрольный диктант

1

1

Диктант

141

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

142

Местоимение как часть речи.  

1

1

143

Личные местоимения.

 

1

1

144

Особенности склонения личных местоимений

1

1

145

Возвратное местоимение

1

1

146

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам

1

1

Рассказ

147

Вопросительные, относительные местоимения

1

1

148

Относительные местоимения

1

1

149

Неопределенные местоимения

1

1

150

Дефис в неопределенных местоимениях

1

1

151

Отрицательные местоимения

1

1

152

Отрицательные местоимения

1

1

153

Отрицательные местоимения

1

1

154

Притяжательные местоимения.

1

1

155

Притяжательные местоимения

1

1

156

Р.Р.Рассуждение

1

1

Сочинение

157

Р.Р. Сочинение-рассуждение

1

1

Сочинение

158

Указательные местоимения

1

1

159

Указательные местоимения

1

1

160

Определительные местоимения

1

1

161

Р.Р. Рассказ по воображению

1

1

Устный рассказ

162

Р.Р. Рассказ по воображению

1

1

Устный рассказ

163

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

1

164

Повторение изученного по теме «Местоимение».  

1

1

165

Подготовка к контрольному диктанту

1

1

166

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1

1

Контрольная

работа

167

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

168

Повторение изученного о глаголе

 

1

1

169

Личные окончания глаголов

1

1

170

Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением

1

1

Сочинение

171

Разноспрягаемые глаголы

 

1

1

172

Глаголы переходные и непереходные

1

1

173

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

1

174

 Р.Р.Сжатое изложение

1

1

Изложение

175

Р.Р.Сжатое изложение

1

1

Изложение

176

Условное наклонение

1

1

177

Условное  наклонение

1

1

178

Повелительное наклонение

 

1

1

179

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

1

180

Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

1

181

Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам

1

1

Сочинение

182

Употребление наклонений глагола

 

1

1

183

Употребление наклонений в речи

1

1

184

Безличные глаголы

1

1

185

Безличные глаголы в текстах художественной литературы

1

1

186

Морфологический разбор глагола

1

1

187

Р.Р.Рассказ на основе услышанного

1

1

Сочинение

188

Р.Р.Рассказ на основе услышанного

1

1

Сочинение

189

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

1

190

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

1

191

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

1

192

Повторение изученного по теме «Глагол»

  

1

1

193

Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме  «Глагол»

1

1

Тест

194

Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

1

1

195

Комплексная тестовая работа

1

1

Тест

196

Анализ  контрольного  теста. Работа над ошибками

1

1

197

Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках

 

1

1

198

Орфограммы в корне слова.

1

1

199

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

1

200

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение

1

1

201

Итоговая контрольная работа

1

1

Контрольная

работа

202

Анализ контрольной работы

1

1

203

Занимательная грамматика.

1

1

204

Итоговый урок

1

1

                               Календарно – тематическое  планирование

Название разделов и тем

Количество  часов

 часов

теория

практика

Формы контроля

      Дата

план

факт

1

Русский язык - один из развитых языков мира

1

1

2

Р.Р. Язык, речь, общение

1

1

Беседа

3

Р.Р. Ситуация общения

1

1

Беседа

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

1

5

Фонетика. Орфоэпия

1

1

 6

Морфемика. Орфограммы в корнях слов

1

1

7

Морфемика. Орфограммы в приставках

1

1

8

Части речи

1

1

9

Орфограммы в окончаниях слов

1

1

10

Р.Р. Сочинение «Интересная встреча» УПР.38

1

1

Сочинение

11

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1

1

12

Простое  предложение

1

1

13

Сложное предложение

1

1

14

Синтаксический разбор предложений

1

1

15

Прямая речь. Диалог

1

1

16

Контрольный диктант

1

1

Диктант

17

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

18

Текст, его особенности

1

1

29

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

1

1

20

Р.Р.Сочинение поданному началу. Упр. 68

1

1

Сочинение

21

Начальные и конечные  предложения текста

1

1

22

Р.Р. Сочинение сказки по данным начальным и конечным предложениям. Упр. 72

1

1

Сочинение

23

Ключевые слова

1

1

24

Основные признаки текста

1

1

25

Текст и его стили

1

1

26

Официально-деловой стиль

1

1

27

Контрольная работа.

Анализ текста

1

1

Контрольная

работа

28

Слово и его лексическое значение

1

1

29

РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

1

1

Сочинение

30

РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

1

1

Сочинение

31

Общеупотребительные слова

1

1

32

Профессионализмы.

1

1

33

Диалектизмы

1

1

34

Р.Р. Сжатое изложение. Упр. 119

1

1

Изложение

35

Р.Р. Сжатое изложение. Упр. 119

1

1

Изложение

36

Исконно русские и заимствованные слова

1

1

37

Новые слова

1

1

38

Устаревшие слова

1

1

39

Словари

1

1

40

Повторение

1

41

Контрольная тестовая работа по лексике

1

1

Контрольная

работа

42

Фразеологизмы

1

1

43

Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи

1

1

44

Повторение изученного материала. Тест.

1

1

45

Морфемика словообразование

1

1

46

Морфемика словообразование

1

1

47

Р.Р.Описание помещения

1

1

Сочинение

48

Р.Р.Описание помещения

1

1

Сочинение

49

Основные способы образования слов в русском языке.

 

1

1

50

Основные способы образования слов в русском языке

1

1

51

Этимология слов.

1

1

52

РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

1

Составленный

план

53

Р.Р. Сочинение-описание помещения

1

1

Сочинение

54

Р.Р. Сочинение-описание помещения

1

1

Сочинение

55

Буквы о и а в корне –кос---кас-

 

1

1

56

Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

1

57

Буквы О-А в корнях с чередованием

1

1

58

Буквы о и а  в корне –гор---гар-

1

1

69

Буквы о - а в корне –зар----зор

1

1

60

Буквы Ы-И после приставок.

 

1

1

61

Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.

 

1

1

62

Значение приставки ПРИ-

1

1

63

Значение приставки ПРЕ-

1

1

64

Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и  ПРЕ-

 

1

1

65

Контрольный диктант

1

1

Диктант

66

Анализ  контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

1

67

Соединительные О-Е в сложных словах

 

1

1

68

Сложносокращенные слова

1

1

69

Р.Р.Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

 

1

1

70

Р.Р.Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

1

1

71

Морфемный и словообразовательный разбор слов

1

1

72

Повторение изученного по теме «Словообразование». Подготовка к контрольному диктанту

1

1

73

Контрольный  диктант

1

1

Диктант

74

 Работа над ошибками

1

1

75

Повторение изученного об имени существительном.

1

1

76

Имя существительное как часть речи

1

1

77

Падежные окончания имени существительного

1

1

78

Р.Р. Как писать письма

1

1

Письмо

79

Разносклоняемые имена существительные

1

1

80

Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя

1

1

81

Р.Р. Как тебя зовут? Происхождение имен

1

1

Сочинение

82

Несклоняемые имена существительные.

1

1

83

Род несклоняемых имен существительных

1

1

84

Род несклоняемых имен существительных

1

1

85

Имена существительные общего рода

1

1

86

Морфологический разбор существительных.

1

1

87

Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям

1

1

Сочинение

88

Р.Р. Сочинение-описание по личным наблюдениям

1

1

Сочинение

89

НЕ    с существительными.

 

1

1

90

НЕ    с существительными.

1

1

91

Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и  -ЩИК.  

1

1

92

Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и  ЩИК

1

1

93

Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

 

1

1

94

Гласные О-Е после шипящих.

 

1

1

95

Повторение изученного материала по теме «Имя существительное» 

1

1

96

Подготовка к контрольному диктанту

1

1

97

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

1

Диктант

98

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

99

Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном

1

1

100

Прилагательное как часть речи

1

1

101

Р.Р. Сочинение-описание природы

1

1

Сочинение

102

Степени сравнения имен прилагательных.  

1

1

103

Степени сравнения имен прилагательных

1

1

104

Разряды имен прилагательных.

Качественные прилагательные

1

1

105

Относительные прилагательные

1

1

106

Притяжательные прилагательные

1

1

107

Морфологический разбор имени прилагательного

1

1

108

Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

1

1

Изложение

109

Р.Р. Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина

1

1

Изложение

110

Не с прилагательными.

1

1

111

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

1

112

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1

1

113

Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных

1

1

114

Р.Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

1

1

Сочинение

115

Р.Р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

1

1

Сочинение

116

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.  

1

1

117

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

1

118

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1

1

119

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

1

1

120

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1

1

121

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

1

122

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

1

1

Проверочная

работа

123

Контрольный диктант

1

1

Диктант

124

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

125

Имя числительное как часть речи.  

1

1

126

Простые и составные числительные

1

1

127

Мягкий знак на конце и в середине числительных.  

1

1

128

Порядковые числительные

1

1

129

Разряды количественных числительных

1

1

130

Числительные, обозначающие целые числа

1

1

131

Числительные, обозначающие целые числа

1

1

132

Дробные числительные

1

1

133

Склонение дробных числительных

1

1

134

Собирательные числительные.  

1

1

135

Морфологический разбор имени числительного

1

1

136

Повторение изученного материала по теме «Имя числительное».  

1

1

137

Р.Р. Публичное выступление

1

1

Выступление

138

Р.Р. Публичное выступление

1

1

Монолог

139

Проверочная работа по теме «Имя числительное».

1

1

Проверочная

работа

140

Контрольный диктант

1

1

Диктант

141

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

142

Местоимение как часть речи.  

1

1

143

Личные местоимения.

 

1

1

144

Особенности склонения личных местоимений

1

1

145

Возвратное местоимение

1

1

146

Р.Р. Рассказ по сюжетным картинкам

1

1

Рассказ

147

Вопросительные, относительные местоимения

1

1

148

Относительные местоимения

1

1

149

Неопределенные местоимения

1

1

150

Дефис в неопределенных местоимениях

1

1

151

Отрицательные местоимения

1

1

152

Отрицательные местоимения

1

1

153

Отрицательные местоимения

1

1

154

Притяжательные местоимения.

1

1

155

Притяжательные местоимения

1

1

156

Р.Р.Рассуждение

1

1

Сочинение

157

Р.Р. Сочинение-рассуждение

1

1

Сочинение

158

Указательные местоимения

1

1

159

Указательные местоимения

1

1

160

Определительные местоимения

1

1

161

Р.Р. Рассказ по воображению

1

1

Устный рассказ

162

Р.Р. Рассказ по воображению

1

1

Устный рассказ

163

Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений

1

1

164

Повторение изученного по теме «Местоимение».  

1

1

165

Подготовка к контрольному диктанту

1

1

166

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1

1

Контрольная

работа

167

Анализ  контрольного  диктанта. Работа над ошибками

1

1

168

Повторение изученного о глаголе

 

1

1

169

Личные окончания глаголов

1

1

170

Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением

1

1

Сочинение

171

Разноспрягаемые глаголы

 

1

1

172

Глаголы переходные и непереходные

1

1

173

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение

1

1

174

 Р.Р.Сжатое изложение

1

1

Изложение

175

Р.Р.Сжатое изложение

1

1

Изложение

176

Условное наклонение

1

1

177

Условное  наклонение

1

1

178

Повелительное наклонение

 

1

1

179

Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения

1

1

180

Суффиксы глаголов повелительного наклонения

1

1

181

Р.Р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам

1

1

Сочинение

182

Употребление наклонений глагола

 

1

1

183

Употребление наклонений в речи

1

1

184

Безличные глаголы

1

1

185

Безличные глаголы в текстах художественной литературы

1

1

186

Морфологический разбор глагола

1

1

187

Р.Р.Рассказ на основе услышанного

1

1

Сочинение

188

Р.Р.Рассказ на основе услышанного

1

1

Сочинение

189

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

1

190

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

1

191

Правописание гласных в глагольных суффиксах

1

1

192

Повторение изученного по теме «Глагол»

  

1

1

193

Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме  «Глагол»

1

1

Тест

194

Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному диктанту

1

1

195

Комплексная тестовая работа

1

1

Тест

196

Анализ  контрольного  теста. Работа над ошибками

1

1

197

Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках

 

1

1

198

Орфограммы в корне слова.

1

1

199

Орфограммы в суффиксах и окончаниях

1

1

200

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение

1

1

201

Итоговая контрольная работа

1

1

Контрольная

работа

202

Анализ контрольной работы

1

1

203

Занимательная грамматика.

1

1

204

Итоговый урок

1

1

                                         

  Содержание учебного предмета

Речь. Общение

 Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения

Повторение  изученного в 5 классе

фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в  приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение . запятые  в сложном предложении. Синтаксический разбор  предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.

Контрольная работа  (далее К.Р.). Контрольный  диктант с грамматическим заданием.

Текст его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки : и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста,

Лексика Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно- русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

P.P. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К. Р. Контрольный диктант № 2 с лексическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

P.P. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас - кос-. Буквы а я о в корне –гар - гор-.

 Буквы

а и о в корне -зар        зор-. Буквы ы, и  после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р. Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К. Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (1 часть)

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

P.P. Написание письма. Составление текста-описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К. Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 2 по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи (2 часть)

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.

Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных  -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К. Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 3 по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

P.P. Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»

К. Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 4 по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант № 8 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием. Контрольный тест № 5 по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

P.P. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант № 10 с грамматическим заданием. Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест № 6 по теме «Глагол».

Повторение и систематизация из в 5 и 6 классах. Культура речи

Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.

P.P. Сочинение-описание (рассуждение К.Р. Итоговый тест)

Учебно-методическое, материально-техническое и  информационное обеспечение образовательного процесса:

№п/п

Наименование

Программы

    1.

(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 г.

Учебники

    2.

(ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012

Методические пособия

    3.

(ФГОС) Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012 г.

    4.

Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2012г.

     5.

(ФГОС) Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь:6 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2012г.

Словари

     6.

Орфографический словарь русского языка/сост. М. И. Степанова. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012г.

Демонстрационные материалы

     7.

Чендулаева  Е. Г. Грамматика русского языка в таблицах (опорные карты).- М.: Материк Альфа, 2010г.

Тематические и контрольные тесты

8.

(ФГОС) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2012г.

9.

6 класс: Входная диагностика (печатная форма)

10.

6 класс:  Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие (печатная форма)

11.

6 класс: Итоговая контрольная работа за курс русского языка в 5 классе (печатная форма)

12.

6 класс: Лексика: проверочный тест: 2 варианта (печатная форма)

13.

6 класс: Имя существительное: проверочный тест №1: 2 варианта (печатная форма)

14.

6 класс: Имя существительное: проверочный тест №2: 2 варианта (печатная форма)

15.

6 класс: Имя существительное: контрольный тест: 2 варианта (печатная форма)

16.

6 класс: Имя прилагательное: контрольный тест: 2 варианта (печатная форма)

Учебные презентации

17.

Стили речи (6 класс)

18.

Словосочетание (лингвистический эксперимент) (6 класс)

19.

Главные члены предложения (грамматическая работа) (6 класс)

20.

Словари русского языка (6 класс)

21.

Рождение метафоры (6 класс)

22.

Орфоэпия (6 класс)

23.

Звукопись (6 класс)

24.

Звуки не буквы! (6 класс)

25.

Имя существительное как часть речи (6 класс)

26.

Имя прилагательное как часть речи (6 класс)

27.

Глагол как часть речи (6 класс)

Интернет- ресурсы

28.

Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

29.

Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

30.

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rus.1september.ru/rusarchive.php

31.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

32.

  1. УрокиРусского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki

Образцы форм и средств контроля:

 

Входной контрольный диктант

Осенью

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(90 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант -  Вдруг среди листвы…

2) Выпишите три слова с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.

3) Выполните разбор любых двух словосочетаний.

Сжатое изложение

СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ СЛОВ

     Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

     Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

     Работу по собиранию и записи слов он начал еще юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

     Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.

     Более сорока лет без помощников, в одиночку* собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

Контрольная работа по теме «Лексикология»

I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

I   вариант              II   вариант

аккорд                            гаммы

П. Выпишите из словаря по одному слову:

I   вариант                  II   вариант

заимствованное               диалектное

устаревшее                      профессиональное

III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый)

Заранее намеченный путь следования — (маршрут)

Мысленно представить себе что-нибудь — (вообразить)

Очень большой — (огромный, гигантский)

Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый)

 Знаки для обозначения звуков — (буквы)

 Слова,   употребляемые   жителями   одной   местности,— (диалектные)

Часть слова без окончания — (основа слова)

IV. Замените фразеологизмы синонимами.

I    вариант                                      II    вариант

задрать нос, спустя рукава        водить за нос,    засучив рукава

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

 V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

I    вариант

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский.)

II   вариант

В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

VII. Выпишите синонимы из предложений.

I    вариант                                      II    вариант

Когда мальчик слушал его пение,    Кругом, покорив всё своей

полное беспредельной тоски,           темнотой, наполнив покоем

чувство бесконечной жалости           и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце.

VIII.  Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.

I    вариант                                      II    вариант

язык                                                 хрустальный

Выборочное изложение

А. Пушкин «Станционный смотритель»

     «Я занялся рассмотрением картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и женщинами. Далее промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу: добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях... Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...

     Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня... в те самые места... Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение»

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.  

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант -  Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант –  отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Итоговый контрольный диктант за I четверть

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

 Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

2 вариант –  В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – весенний;

2 вариант –  лесных.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – речонка;

      2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

      Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

 3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант)  предложения последнего абзаца.

Диктант по теме «Глагол»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

 3) Произведите морфологический анализ слов:

      1 вариант – услышите;

      2 вариант – доносились.

4) Составьте схему  1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
      Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(110 слов)

(По Л. Толстому)

  Задания.

1) Озаглавьте текст.

2)  Произведите морфологический анализ слов:

      1 вариант – поймали бы, светлеет;

      2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

 В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.

Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара.

(117 слов)

(По Д. Зуеву.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2)  Произведите фонетический анализ слов:

      1 вариант – елей;

      2 вариант – осинке.

3) Произведите морфологический анализ

1 вариант – любого существительного;

2 вариант – любого прилагательного.

4) Произведите синтаксический разбор

1 вариант – любого сложносочиненного предложения;

2 вариант – любого осложненного предложения.

Перечень литературы

  1. Методические и учебные пособия

- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989

- Богданова Г.А. Сборник диктантов повышенной трудности.: Кн. для учителя. – СПб.: Свет, 1996

- Богданова Г.А. Уроки русского языка: 6 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987

      - Государственный образовательный стандарт по русскому языку для основной школы (2010г)

- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1990

- Ерохина Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам.-М.:Издательство «Экзамен»,2013

- Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993

      - Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента   государственного стандарта общего образования»;

- Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения

- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / авт.-сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский -  М.: Просвещение, 2012.

- Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение,

      - Русский язык.: учеб. для  6 кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2013

      - Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального  компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.

  1. Дидактический материал

- Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку: Теоретический и практический материал для подготовки к тестированию по русскому языку. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003

- Козлова Р.П. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009

- Морозова Т.А. Русский язык. Рабочая тетрадь с печатной основой. 6 класс. – Саратов, «Лицей», 2007

- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;

3.     Сайты

  1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org
  3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  4. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru
  6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru
  9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru
  10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс

Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

рабочая программа по русскому 11 класс

Тематическое планирование 11 класс русский...

рабочая программа по русскому языку6 класс

развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку (УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А.  Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014, ...

Рабочая программа по литературе 8 класс Ладыженская ФГОС

Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), на применение следующего учебно-методического комплекса:Коровина В. Я. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник д...