Урок по теме "Обобщение изученного материала по темам «Имя существительное», «Лексика».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шопинская Юлия Александровна

Конспект и презентация обобщающего урока-семинара в 5 классе по теме «Лексика».  На данном уроке используются разнообразные формы и виды работы учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_leksika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока-семинара по русскому языку

    Тема урока: Обобщение изученного материала по темам «Имя существительное», «Лексика».

Цели урока: закрепить полученные знания по темам «Имя существительное», «Лексика»; проверить умения и навыки комплексного разбора, развивать умение учащихся создавать тексты по данному началу.

Оборудование: презентация «Осень»,  толковые словари Ожегова, В.И.Даля, карточки с текстом на партах учащихся.

Ход урока

I Организационный момент.

  Слово учителя.

- Ребята, сегодня мы проведем необычный для вас урок — семинар. С этим типом урок вы еще не знакомы, но такие уроки-семинары часто проводятся в старших классах. Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания по темам  «Имя существительное» и «Лексика» и повторим все изученные вами виды разборов в одном — комплексном разборе слова.

II  Практическая работа.  На доске написаны предложения:  

Любовь к Родин... начинается с любви к своей семь..., к своему дому, к своей школ.... Она постепенно р...стет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, своему селу, к родной природ...,  к своим землякам, а созрев, она становится сознательной и крепкой, до самой смерт..., любовью к своей стран... и ее народу.    (Карточки с этим текстом есть у всех учащихся).

  1. Прочитайте предложения. Докажите, что это текст. Назовите признаки текста. (Текст - несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и грамматически)
  2. Озаглавьте текст. Определите его основную мысль. В тексте говорится о любви к своей стране, (поэтому можно озаглавить его «Любовь к Родине»)
  3. Расскажите о написании букв Е и И в падежных окончаниях имен существительных. Вставьте пропущенные буквы.
  4. Мы доказали, что перед нами текст, определили его основную мысль, оформили его грамматически. А теперь давайте поработаем с минимальной единицей теста -  со словом.  

Комплексный разбор слова  ЗЕМЛЯКАМ.   (1 ученик выполняет разбор у доски).

  1. С точки зрения лексики. Как вы понимаете значение слова ЗЕМЛЯК? Просмотрите в толковом словаре значение этого слова. (Земляк-человек, который живет в одной местности с кем-либо)
  2. С точки зрения словообразования:

          землякам – земля+ -як (суффиксальный)

  1. С точки зрения орфографии:

Землякам — з´мли  земляк

  1.  С точки зрения фонетики

Землякам [зимликам]

з- [з] -согл.,мягкий, звонкий, парный

е- [и ]  -гласный, безударный

м-[м ]  -согласный, твердый, сонорный

л- [л ]   -согласный, мягкий, сонорный

я-[и ]  -гласгый, безударный

к-[к  ] -согласный, твердый, глухой, парный

а-[а  ] -гласный, ударный

м-[м ]  -согласный, твердый, сонорный.

8 букв, 8 звуков

  1. C точки зрения морфологии:

Землякам-сущ.

I (Кому?) землякам

Н.ф. - земляк

II Пост.-нариц., одуш., м.р., 2 скл.; непост. - в Д.п., во мн.ч.

Ш (Кому?) землякам (дополнение)

  1. -А теперь давайте снова вернемся к имени существительному. Расскажите об имени существительном как части и об   общеупотребительных именах существительных.

(Выступления учащихся по теме «Имя существительное как часть речи»)

  1. Выпишите из текста все общеупотребительные имена существительные.

Итак, мы повторили  имя существительное как часть речи.

Повторение темы «Лексика» пройдет в форме ваших выступлений и приведения примеров к каждой теме.

III Выступление учащихся по темам:

  1. Синонимы
  2. Антонимы
  3. Омонимы
  4. Неологизмы
  5. Фразеологизмы

(Во время выступлений учащихся все остальные записывают по несколько примеров на каждую тему)

IV  Итак, ребята, вы повторили все темы раздела «Лексика».

Давайте вспомним о том, что такое общеупотребительные слова. Приведите примеры таких слов. А сейчас, как обычно, в конце урока мы проведем творческую пятиминутку.  

     Рассмотрите картины, представленные в презентации. Напишите сочинение-миниатюру по представленному началу. Постарайтесь использовать в своем тексте  помимо общеупотребительных слов синонимы и антонимы и выделите их в тексте. (См. Презентация)

V Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI  Д/з: выполнить комплексный разбор слова (К) СЕМЬЕ из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного материала по теме "Лексика"

Данный урок, включающий игровые моменты, позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика". Презентация иллюстрирует некоторые моменты урока....

Урок в 5 классе "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Лексика"

Цели данного урока: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, различать слова в прямом и переносном значении, однозначные и многозначные слова; совершенствовать умение работать со слов...

Урок-игра: Повторение изученного материала в разделе «Лексика»

Проводя обобщающие уроки, заметила, что  для большинства детей  из-за отсутствия новизны, такие занятия не всегда интересны. Хочу предложить один из способов, как можно разнообразить  о...

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"».

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение изученного материала по теме "Лексика"»....

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»

Урок рекомендовано проводить в 5 классе . Предполагается использование презентации на уроке с аудированием словарных слов. Работа ведется на листках-слайдах.  Урок  в контексте требований ФГ...