«Сходства и контрасты в русском языке» (по сингапурской методике)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Файрузова Елена Анатольевна

В содержание урока включен большой объем дополнительного материала, расширяющего кругозор учащихся, музыкальная заставка, настраивающая на определенный эмоциональный лад, видеосюжеты из жизни, интересные ребусы, активизирующие познавательную активность.Насыщенный новой интересной информацией урок проходит живо и нескучно, побуждает детей к активному обучению. Выбранная форма проведения учебного занятия позволяет систематизировать знания учащихся. Воспитательная направленность урока способствует формированию нравственности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Сходства и контрасты в русском языке»

Цели урока:

  1. Закрепить знания по теме «Лексика».
  2. Развивать внимание к слову и познавательные возможности учащихся.
  3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями, склонностями и потребностями.

Задачи   урока:

Обучающие:

  1. Расширение  кругозора учащихся.
  2. Развитие логического  мышления.
  3. Акцентирование внимания школьников на возможности интеграции курсов русского языка.

Развивающие:        

  1. Формирование устойчивой  учебной мотивации.  
  2. Развитие познавательных   способностей.

Воспитательные:

  1. Воспитание наблюдательности, бережного отношения к окружающему
  2. Воспитание интереса к изучению школьных предметов.

Форма урока: эвристическая беседа, побуждающая учащихся к активному самостоятельному поиску решений;  творческая работа.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал  (карточки  на каждого ученика).
  2. Мультимедиапроектор
  3. Диск с записями музыкальной вставки из мультфильма «Трое из Простоквашино», колокольного звона и ералашем «Три желания».

Ход урока

I. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята! Все движется, все меняется. Меняются и формы проведения уроков. Вот и сегодняшний урок у нас не совсем обычный.

В чистом поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(слайд 1, после щелчка появляется теремок)

    - Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: «Не мед, а ко всему липнут» (слова)

    - Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (лексика)

    - Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистым тропинкам и вот-вот подойдет к дому (звуковая вставка из мультфильма «Почтальон Печкин», слайд №2).

II. Разминка. 

   - Ба! Да это знакомый всем почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Ребята, а как вы понимаете это слово? (работа с толковым словарем, демонстрация на слайде 3). Запишите это слово в словарь.

   - Итак, мы пополнили свой лексикон (словарный запас) новым словом. У каждого человека свой лексикон. У одного он богаче, у другого – беднее. Наша с вами задача – обогащать свой словарный запас.

III. Основная часть.

     - Откройте, ребята, тетради, запишите число.

1. Модель ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (2  мин.). Учащиеся обдумывают ответ, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

     - Проведём лексический диктант (Слайд 4)

  1. совокупность букв, расположенных в определенном порядке (алфавит, азбука);
  2. слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения (синонимы);
  3. отзывчивость, стремление делать людям добро (доброта);
  4. раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексика);
  5. слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (антонимы)

 – Проверяем работу. Отвечают участники под №1.

2. Модель РЕЛЛИ  ТЭЙБЛ (5 мин.), партнёры по лицу записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.

       - Ребята, а теперь помогаем почтальону Печкину разносить почту (слайд 5). Первый пакет адресован лично вам: необходимо расшифровать ребусы, которые прислали вам Любители придумывать ребусы (слайд 6). Разгадав ребусы, вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока. (Демонстрируются слайды 7-8. Ребус № 1 СХОДСТВО и ребус № 2 КОНТРАСТ).  Отвечают участники под №2.

Записываем тему урока «Сходства и контрасты в русском языке» (слайд 9)

3.Работа с лексическим значением слов.

       СХОДСТВО (подобие, соответствие в чем-нибудь). Внешнее сходство. Сходство характеров.

       КОНТРАСТ (резкая противоположность).  Прилагательное (контрастный). Приведем     примеры контрастов (день - ночь, добрый - злой, холодный – горячий, сладкий - горький). Запишите словосочетания в тетрадь.

4. Модель РЕЛЛИ РОБИН (2 мин.), работа с партнёром по плечу.

     - Следующий пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (синонимы). На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев. Вскрываем конверт и читаем: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что-то у нас не получилось. Помогите нам!»

(Ответы: храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный). Отвечают участники под №3.

5. КЛАССБИЛДИНГ. Работа с текстом.

     - Ребята, а теперь подберите синонимы к слову красный  (алый, багряный, вишневый, пунцовый, бордовый, малиновый…). Возможно, кто-то из вас слышал выражение «малиновый звон». Почему же мы так говорим? За справкой обратимся к знатокам   «Лексикографии»: исстари подмечено, что звук имеет цвет. «Малиновый» звон колокола ассоциируется с яркой малиновой рубахой, с праздником, радостью.

- Ребята, перед вами небольшой текст (Слайд 10). Прочитайте его. Ознакомьтесь с заданием.

                                         Музыкальная вставка (колокольный звон)

     Сегодня необычный  день. А связан он с тем, что все ждут у колокольни, когда зазвонит самый большой колокол. Замираю в ожидании и слышу этот необычный малиновый звон.

      Задания к тексту:

- подберите синонимы к выделенным словам;

- продолжите текст своими предложениями (2-3), ответив на один из вопросов.

  1. Что навевает этот звон?
  2. Какие чувства вызывает у вас этот звон?

 - А теперь встаньте со своих мест, подвигайтесь по классу, перемешайтесь, а затем найдите себе пару. Ответьте на вопрос по тексту, начинает тот, кто выше, а затем второй партнёр. (2 мин.)

       

6. Проведение физминутки и физминутки для глаз (Слайд 11)

7. Модель ДЖОТ ТОТС (5 мин.), каждый участник записывает своё слово на листочек, громко проговаривает слово и кладёт его в центр стола лицевой стороной вверх.

– Итак, с понятиями сходства в русском языке мы разобрались. Теперь поговорим о контрастных, то есть полностью противоположных понятиях.

–  Продолжаем разбирать корреспонденцию почтальона Печкина (Слайд 12-13).

Жильцов квартиры № 2

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

      Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый? (антонимы). Раскрыли братья письмо и обрадовались (Слайд 14). Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло (Слайд 15).

      Помогите братьям прочитать письмо:

     «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы были людьми смелыми, … »

(Слайд 16)

 

8.  – Окна квартиры № 3 распахнулись настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда поможет вам угадать, кто там живет (Слайд 17).

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки (омонимы)

    Омонимам почтальон Печкин принес любимый журнал «Мир смеха» (слайд 18).

 Определите значение слова «мир». Составьте предложения или словосочетания с этими омонимами.

   А теперь давайте заглянем в этот журнал. Там много интересного. (Демонстрация видеосюжета ералаша «Три желания»).

 - Объясните, почему произошла эта ошибка?

IV. Итог урока

– Ребята, контрасты и сходства есть не только в языке, но и в природе (слайд 19).

Вот два слова:    Человек. Компьютер.

  -  Какие сходства и различия вы видите?  (Отвечают ученики).

  - Итак, мы с вами, ребята, отмечаем, что человек - существо разумное, мыслящее. Машина тоже мыслит, выполняет мыслительные операции. Это сходство. А в чем различие?

      (Человеку свойственно выражать свои чувства, быть веселым и грустным, добрым и злым, отзывчивым и равнодушным. Машина бездушна).

             Продолжается век,

             И другой приближается век,

             По кремнистым ступеням

             Взбираясь к опасным вершинам.

             Никогда, никогда, никогда  

             Не отдаст человек

             Своего превосходства

             Умнейшим на свете машинам. (Слайд 20)

       Человек не отдаст превосходства в том случае, если он будет вооружен знаниями.

       А какие же знания вы получили сегодня на уроке? .....

       

      Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Аль Бируни (ученый Древнего Востока) (Слайд 21)

         – Спасибо, ребята, за урок. До свидания! (Слайд 22)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

23.07.17

Слайд 2

23.07.17

Слайд 3

23.07.17 Корреспонденция Обмен письмами, переписка. Вести корреспонденцию. Письма, почтово-телеграфные отправления. Доставка корреспонденции. Сообщение о текущих событиях, пересланное откуда-нибудь в средства массовой информации. К. из Санкт-Петербурга. К. с фестиваля. Толковый словарь Ожегова

Слайд 4

Лексический диктант совокупность букв, расположенных в определенном порядке; слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения; отзывчивость, стремление делать людям добро; раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка; слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 23.07.17

Слайд 5

23.07.17 Разбираем корреспонденцию …

Слайд 6

23.07.17 Ученикам 5б класса Республика Татарстан, г. Набережные Челны, МБОУ СОШ №19 641700 Любителей придумывать ребусы г. Москва ул. Советская, 15

Слайд 7

23.07.17 , , , , , , , 2 , ,

Слайд 8

23.07.17 , , , ,

Слайд 9

23.07.17 Сходства и контрасты в русском языке

Слайд 10

23.07.17 Задания к тексту: подберите синонимы к выделенным словам; продолжите текст своими предложениями (2-3), ответив на один из вопросов. Что навевает этот звон? Какие чувства вызывает у вас этот звон? Сегодня необычный день. А связан он с тем, что все ждут у колокольни, когда зазвонит самый большой колокол. Замираю в ожидании и слышу этот необычный малиновый звон.

Слайд 12

23.07.17

Слайд 13

23.07.17 Разбираем корреспонденцию дальше…

Слайд 14

23.07.17 Жильцам квартиры № 2 Республика Татарстан, г. Набережные Челны, МБОУ СОШ №19 641700 Дедушки

Слайд 15

23.07.17 Письмо дедушки Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы были людьми смелыми,

Слайд 16

23.07.17 Письмо дедушки Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы были людьми смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, воспитанными, волевыми!

Слайд 17

Мы – слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. 23.07.17

Слайд 18

23.07.17

Слайд 19

23.07.17 Сходства и контрасты в природе

Слайд 20

Продолжается век, И другой приближается век, По кремнистым ступеням Взбираясь к опасным вершинам. Никогда, никогда, никогда Не отдаст человек Своего превосходства Умнейшим на свете машинам. 23.07.17

Слайд 21

23.07.17 Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Аль Бируни (ученый Древнего Востока)

Слайд 22

Спасибо за активное участие на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 5 классе "Сходства и контрасты в русском языке и математике"

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (УМК Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., 2005) иматематике (УМК Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....

Урок английского языка по сингапурской методике по теме "Идеальная семья."

Тема урока: Идеальная семья. Совершенствование УН монологической речи.Цель урока: Совершенствование УН монологической речи.Вид урока: комбинированный.Задачи урока: практические:- вспомнить необходимый...

уроки русского языка с использованием методики критического мышления

данные уроки предназначены учителю для проведения уроков русского языка в 9 классе....

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"

Выступление на ШМО учителей русского языка по теме: "Методика подготовки к написанию сжатого изложения"...