Конструкции со словом КАК в русском языке. Изучение их семантики и пунктуации на школьных уроках.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Натела Паатаевна Афанасьева

Семантика и пунктуация в предложениях со словом КАК считается трудной для понимания темой не только для школьников, но и для учителей, корректоров, редакторов. Умение разграничивать данные конструкции и соблюдать правильную пунктуацию, не сформировано. Причина кроется в неправильном подходе к формированию представления о сути данного языкового явления.

В основной части настоящей работы рассмотрена грамматическая природа данных конструкций и их смысловые функции. На основе теоретического материала составлен список упражнений, способствующий улучшению навыка разграничения данного языкового явления и расстановки запятых в предложениях со словом КАК.  

Задачи данной работы:

1. Составить морфологический портрет слов-омонимов КАК.

2. Выявить семантику конструкций со словом КАК в русском языке.

3. Описать и обосновать пунктуационные правила в подобных конструкциях в школьном изучении.

4. Предложить разработку дидактического материала по данной теме.

Изучением семантики подобных конструкций занимались такие лингвисты, как И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин, О. М. Чупашева, Н. А. Шапиро, М. Ю. Охлопкова и многие другие.

Теоретической основой написания данной работы послужили выпуски лингвистических журналов «Русский язык», «Русская словесность», «Русский язык в школе и дома».

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_rya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение……………………………………………………………………...3

Основная часть

1. Морфологический портрет слов-омонимов КАК……………………….4

2. Семантика конструкций со словами КАК ………………………………6

3. Система пунктуационных правил в школьном изучении……………..11

4. Дидактические материалы………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………….19

Список использованной литературы……………………………………...20


Введение.

Семантика и пунктуация в предложениях со словом КАК считается трудной для понимания темой не только для школьников, но и для учителей, корректоров, редакторов. Умение разграничивать данные конструкции и соблюдать правильную пунктуацию, не сформировано. Причина кроется в неправильном подходе к формированию представления о сути данного языкового явления.

В основной части настоящей работы рассмотрена грамматическая природа данных конструкций и их смысловые функции. На основе теоретического материала составлен список упражнений, способствующий улучшению навыка разграничения данного языкового явления и расстановки запятых в предложениях со словом КАК.  

Задачи данной работы:

1. Составить морфологический портрет слов-омонимов КАК.

2. Выявить семантику конструкций со словом КАК в русском языке.

3. Описать и обосновать пунктуационные правила в подобных конструкциях в школьном изучении.

4. Предложить разработку дидактического материала по данной теме.

Изучением семантики подобных конструкций занимались такие лингвисты, как И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин, О. М. Чупашева, Н. А. Шапиро, М. Ю. Охлопкова и многие другие.

Теоретической основой написания данной работы послужили выпуски лингвистических журналов «Русский язык», «Русская словесность», «Русский язык в школе и дома».

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.


Основная часть.

1. Морфологический портрет слов-омонимов КАК.

Слово КАК в предложении может выполнять различную функцию, которая определяет его морфологический портрет. Однозначно назвать слово КАК союзом нельзя, потому что его морфологическая роль определяется контекстом:

1. КАК – местоименное наречие.

Я задаюсь вопросом, как мне жить теперь.  В данных конструкциях наречия, подобные местоимениям, не обозначают признак действия (обстоятельство), а только указывают на него, исходя из контекста. Семантически они входят в общие разряды наречий, выражая значение образа действия – КАК. По соотношению с местоимениями выделяются местоименные наречия вопросительно-относительные.

2. КАК – союз.

Я вижу, как он рад меня приветствовать.  В подобных предложениях КАК заменяется союзом что – вижу, что он рад мне. Это СПП, в котором изъяснительный союз КАК соединяет предикативные части.

Союз КАК в предложении выполняет соединительную функцию, связывая предикативные единицы, приложения, вводные предложения или сравнительные обороты. Необходимо заметить, что союз КАК может являться частью сложного союза:

- причинного (так как),

- временного (с тех пор как, как только, между тем как, в то время как),

- условного (как скоро),

- сравнительного (как будто, как бы),

- уступительного (как ни).

  1. КАК – союзное слово.

Я знаю, как ты хотел выиграть. В подобных предложениях слово КАК является союзным словом, соответствующим по значению наречию насколько: знаю, насколько сильно. В случае соответствия по значению с конструкцией каким образом, слово КАК также считается союзным словом. Его приверженность строгому стилю выражалась даже в том, как он одевался. [1] В отличие от союзов, союзные слова являются членами предложения.  

Таким образом, для выявления семантики конструкций со словом КАК в русском языке необходимо определить, к какой части речи относится слово в данном контексте. Пунктуация в предложениях со словом КАК определяется по функции данной конструкции в конкретном предложении.


  1. Семантика конструкций со словами КАК.

Оборотов с союзом КАК в современном русском языке большое количество. Но далеко не все из них являются сравнительными оборотами или приложениями. Для того чтобы точно определить роль и функцию союза КАК в предложении, необходимо выяснить, что именно он соединяет:

1. Сравнительный оборот с основной частью предложения.

2. Сказуемое с подлежащим.

3. Части сложноподчиненного предложения (главное с придаточным)

4. Вводное предложение вводится при помощи союза КАК.

5. Приложение к определяемому слову. [2]

Главной отличительной особенностью сравнительного оборота от придаточного сравнительного согласно «Грамматике» является непридикативность словоформы сравнительного оборота. [3]

Суть сравнительного оборота состоит в уподоблении одного предмета (его признака, действия или явления) другому на основании общего для них признака.

Сравнительный оборот – компонент предложения, вводимый сравнительными союзами. Основа оборота заключается в представлении знаменательной части речи – имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола, причастия, деепричастия или наречия.[4]

Сравнительные обороты придают речи образность, так как определяют предмет, его признак или действие, сравнивая его с чем-то другим. Чаще всего они встречаются в художественной литературе. [5]

Определений конструкции сравнительного оборота много.

1. Согласно академической «Грамматике», сравнительный оборот, «независимо от степени его распространенности, является только частью простого предложения». [6]

2. Иная трактовка предложена в «Русской академической грамматике»[7], в которой характер сравнительного оборота определяется с опорой на его связи с основной структурой предложения. Если сравнительный оборот связан со сказуемым, то он расценивается как соответствующий по значению простому предложению в составе сложного. Если же он связан не с предикативным членом, то предикативность у него отсутствует.

Сравнительные обороты неоднотипны в структурном отношении. О. М. Чупашева в работе «О синтаксическом своеобразии предложений со сравнительными конструкциями»[8] предлагает следующие примеры для выявления семантики конструкций сравнительных оборотов в безглагольных предложениях:

1. Модель «КАК + существительное в именительном падеже + существительное в  косвенном падеже».

В пятнах света, в путанице линий

Я себя нашел, как брата брат. ( А. А. Тарковский)

В подобных предложениях существительное в именительном падеже занимает позицию подлежащего, а существительное в косвенном падеже – позицию дополнения или обстоятельства. Второстепенные челны входят в состав сказуемого, значит, они сигнализируют о наличии его незамещенной синтаксической позиции. Следовательно, подобные конструкции предикативны и однозначны: это неполные придаточные предложения. Вся конструкция, частью которой является сравнительный оборот, представляет собой сложноподчиненное предложение.

В творчестве Пушкина, как облака по поднебесью, проходили волновавшие его думы. (Д. Лихачев).

Это СПП, усложненное неполным придаточным предложением – как облака по поднебесью, где облака – подлежащее, по поднебесью – определение.

2. Модель «КАК + существительное в косвенном падеже».

Меня там чествовали, как заезжего тенорка. (Л. Лосев)

В приведенном примере существительное имеет форму винительного падежа. Существительные в данном случае выполняют функцию дополнений или обстоятельств, являясь при этом сигналом незамещенной синтаксической позиции сказуемого. Следовательно, подобные конструкции представляют собой предикативные единицы – неполные предложения, а конструкции с ними – сложноподчиненные предложения.

Главная дума Пушкина, как и в народной песне, - это дума о судьбе человека. (Д. Лихачев).

Это СПП, усложненное неполным придаточным предложением – как и в народной песне, где существительное, исполняющее роль определения,

имеет форму предложного падежа –  (в чем?) – в  песне.

3. Модель «КАК + наречие».

Каждому человеку свойственно нетерпеливое желание увидеть как можно скорее то, к чему он непрестанно стремится. (А. Алдан-Семенов).

Наречие входит в состав сказуемого, сигнализируя о наличии его синтаксической позиции в структуре предложения. Следовательно, сравнительный оборот в данном случае предикативен и является частью сложноподчиненного предложения.

4. Модель «КАК + существительное в именительном падеже».

Тень была не черного, а темно-серого цвета, как промокший войлок. (Б. Пастернак).

В данной модели существительное может быть как одиночным, так и иметь при себе зависимые слова, выступающие в функции определения, которые имеют различное морфологическое выражение:

- они могут быть выражены прилагательным,

- порядковым числительным или порядковым прилагательным,

- причастием.

Определения не входят в состав сказуемого, следовательно, они не способны сигнализировать о его синтаксической позиции. Сравнительные обороты, построенные по данной модели, могут быть отнесены к членам простого предложения.

Однако существительные в именительном падеже могут занимать позицию подлежащего в номинативном предложении и, следовательно, построенные с ними предложения следует отнести к сложноподчиненным.

Таким образом, можно говорить о синкретичности данной модели: они совмещают характеристики членов простого предложения и придаточного предложения (предикативной единицы). Следовательно, подобные конструкции можно расценивать двояко.

Прозрачен стих, как северный апрель. (И. Северянин).

Это простое предложение, сравнительный оборот выражен именем существительным в именительном падеже с зависимым словом – прилагательным северный.

5. Модель «КАК + прилагательное».

Ваш лоб как бисерный. (А. Вознесенский)

Прилагательное в подобных конструкциях выступает в роли определения  - члена предложения из состава подлежащего. Это свидетельствует о незамещенной синтаксической позиции подлежащего, которая может быть замещена существительным в именительном падеже.

С другой стороны,  сравнительный оборот без словесно выраженного глагола и не имеющий синтаксической позиции сказуемого может быть определен и как член простого предложения. Следовательно, подобные конструкции являются также синкретичными по своей грамматической сути.

Намокший дикий виноград

К стене прижался, как бездомный. (А. Тарковский).

Это простое предложение, в котором сравнительный оборот как бездомный выступает в роли определения.  

Подводя итог вышесказанного, можно заключить, что безглагольные построения с союзом КАК неоднотипны по своей грамматической природе. Одни из них предикативны и могут квалифицироваться как придаточные предложения, а другие могут сочетать в себе признаки предикативной единицы и члена простого предложения.


3. Система пунктуационных правил в школьном изучении.

С помощью союза КАК образуются различные синтаксические конструкции, из которых одни выделяются запятыми, а другие нет. Пунктуация в предложениях с этим союзом зависит от различных факторов. [9]

Для того чтобы систематизировать полученные знания в области пунктуации предложений с союзом КАК, некоторые лингвисты предлагают таблицы, способствующие лучшему восприятию и запоминанию правил.

Н. М. Девятова предлагает следующий алгоритм решения сложных вопросов постановки запятой с предложениях с союзом КАК:

Алгоритм различения оборотов с союзом КАК.[10]

Можно ли поставить между двумя существительными

сравнительный союз КАК?

Да

Нет

1. Это сравнительный оборот

1. Это приложение или оборот со значением «в качестве».

2. Есть ли в предложении признаковый компонент: (такой… как, так… как и др.)?

2. От какого слова и какой вопрос задается к обороту?

Да.

 Это сравнительный оборот.

Он ОБОСОБЛЯЕТСЯ.

Нет.

Выясняем, является ли оборот носителем новой информации и сильного фразового ударения.

Если от сказуемого и вопрос обстоятельства – это оборот со значением «в качестве».

Оборот

НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Если от любого члена предложения, выраженного существительным или местоимением и вопрос определения – это приложение.

Оборот

ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Да.

НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Нет.

ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Данный алгоритм достаточно понятен и прост в использовании. Приведем несколько примеров решения сложных вопросов пунктуации путем следования данному алгоритму:

1. Заглянешь направо, налево – всюду обступили вас, как рать исполинов, дома, дома и дома, камень и камень, все одно до одно… ( И. А. Гончаров «Обыкновенная история»).  Между двумя существительными предложения можно поставить сравнительный союз КАК. В данном примере прослеживается признаковый компонент – обступили так, как рать исполинов. Следовательно, можно сделать вывод, что перед нами сравнительный оборот, требующий обособления.

2. Он представил его как своего ближайшего друга. В данном случае, очевидно, что союз КАК имеет значение «в качестве» и отвечает на вопрос обстоятельства, следовательно, обособления не требует.

3. От таких развлечений, как театры и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. (А. П. Чехов «Ионыч»). Между существительными постановка сравнительного союза КАК невозможна. Вопрос определения какие? задается к обороту от имени существительного развлечений, следовательно, оборот требует обособления.

Алгоритм различения оборотов с союзом КАК удобен в использовании, но дает ответы не на все сложные вопросы пунктуации. В качестве наглядного примера в подобном случае можно использовать систематизированную таблицу, разработанную И. Н. Рейнке и В. И. Шапкиным:

Запятая перед КАК (основные случаи) [11]

Ставится

Не ставится

Сравнение с дополнительным оттенком сходства признаков:

Лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет.

Оборот входит в состав сказуемого:

Теперь я все равно как сирота или вдовица.

Сравнение с оттенком обстоятельства образа действия:

Посещение цирка заинтересовало его, как ребенка

Оборот выражает значение в качестве:

Отрадина выступала в спектакле одновременно  как жертва господствующего порядка и как обличительница темного, жестокого царства господ.

Приложение в значении причинности:

Петру, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть у суровому климату Арктики.

Оборот имеет оттенок обстоятельства образа действия (его можно заменить творительным падежом существительного):

Клочок неба как лента синеет над нашей головой.

Оборот обозначает уподобление одних примеров, явлений, признаков другим и начинается сочетанием союзов КАК И:

Он носил, как и все дядьки, куртку из толстого серого сукна, сшитую на манер рубахи.

Перед сравнительным оборотом стоят слова точь-в-точь, совсем, почти и другие или отрицательная частица не:

Это звучит совсем как парадокс.

Встретили они нас не как своих друзей.

Союз КАК связывает главное предложение с придаточным:

Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.

Союзом КАК начинается вводное предложение:

Все в этом доме раздражало графиню Лидию Ивановну: и содержание, и намек на великодушие, и в особенности развязный, как ей показалось, тон.

Данная таблица поможет учащимся легче ориентироваться в сложных вопросах пунктуации предложений с союзом КАК. Однако также как и в случае с алгоритмом Н. М. Девятовой в данной таблице прослеживаются не все варианты возможных затруднений с обособлением предложений с союзом КАК.

Н. Н. Арчакова в статье «Синтаксические конструкции с союзом КАК» приводит таблицу, некоторые пункты которой «дополняют» недостающие элементы предыдущей:

Запятая перед КАК.[12]

Ставится

Не ставится

 Для выявления сравнительного оборота, если ему предшествует указательное слово (такой, те же, так, так бы и др.):

Лаевский вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба.

Если оборот имеет характер устойчивого сочетания:

Белый как мел (молоко), бледный как смерть, видно как на ладони, гол как сокол, голоден как волк и др.

Если оборот выражен сочетаниями как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и др.:

Натальи, как всегда, не было дома.

Перед оборотами как можно, как нельзя плюс сравнительная степень прилагательного или наречия:

Старался сделать как можно лучше, а получилось как нельзя хуже.

В оборотах не кто иной, как…, не что иное, как…:

Это сделал не кто иной, как ваш новый приятель.

При двойном союзе как…, так и…:

Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим.

При составных подчинительных союзах: перед тем как, подобно тому как. По мере того как, после тог как, тогда как…:

Герасим остался неподвижным, между тем как лодку волной сносило к городу.

Л. Ф. Казакова пишет о том, что наряду с предложениями с союзом КАК, значение которых «прозрачно» и определяется легко, существуют случаи «двоякой пунктуации». Система обособления или необособления сравнительных оборотов неупорядочена, причиной чего является  наличие авторской пунктуации. Согласно желанию автора сравнительный оборот часто выделяется запятыми и тогда, когда он синтаксически не должен быть обособлен. [13] Рассмотрим пример: Она обернулась ко мне, бледная, как мрамор. (М. Ю. Лермонтов). «Бледная как мрамор» - фразеологическое сочетание, а значит, внутри него не нужно ставить запятую. Но Лермонтов поставил,  чтобы обратить внимание на бледность героини.

Д. Э. Розенталь в работе «Пунктуация и управление в русском языке» диктует следующие правила обособления двоякой пунктуации:

1. Не выделяются запятыми сочетания «как правило», «как исключение», «как обычно» и др., если они входит в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу: Осенью и зимой густые туманы бывают в Лондоне как правило. Все шло как всегда.

2. Обороты с союзом КАК не выделяются запятыми, если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия: Как град посыпалась картечь. (М. Ю. Лермонтов). Автору важно было создать художественный образ путем чистого сравнения, поэтому некоторые предложения допускают двоякое толкование и, следовательно, двоякую пунктуацию.

3. Некоторые случаи допускают двоякую пунктуацию в зависимости от оттенков значения, связанных с контекстом: Рецензируемую книгу можно рекомендовать как пособие для студентов (в качестве пособия). – Следует признать, что, как пособие для студентов, рецензируемая книга имеет ряд существенных недостатков (будучи пособием – причинный оттенок).

4. Некоторые предложения допускают двоякую пунктуацию в зависимости от их толкования: Я отношусь к нему как к брату (он мне брат). – Я отношусь к нему, как к брату (по-братски, хотя он мне не брат). [14]


4. Дидактические материалы.

В данном разделе представлен комплекс заданий, направленный на отработку навыков грамотного синтаксиса в  предложениях со словом КАК. Примеры для упражнений подобраны из текстов русской классики с целью

Задание 1.

Прочитайте приведенные ниже примеры и установите:

- какой частью речи является слово КАК,

- в каком предложении представлена конструкция со словом КАК (простое, ССП, СПП),

- объясните обособление предложения.

1. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. ( А. П. Чехов).

2. Только единственный сын Анны Павловны, Александр Федорыч, спал, как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном.

(И. А. Гончаров).

3.  Напротив, с Катей Аркадий был как дома.  (И. С. Тургенев).

4.  Но Иисус в его изображении получился, ну совершенно как живой.

( М. А. Булгаков).

5. Я служил по различным ведомствам, но все эти девять должностей были похожи одна на другую, как капли воды. ( А. П. Чехов).

6. У меня есть голос, правда не такой, как у Шервинского, но все-таки довольно приличный. (М. А. Булгаков).

7. Грохот и треск несся с окружных гор, задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив хоть один человек. (А. Толстой).

8. Ветры дуют не так, как хотят корабли. (Пословица)

9. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. (Л. Толстой)

10. Перед тем как изложить на бумаге свои воспоминания, Репин рассказывал их нескольким людям – мне, моей семье, случайным гостям.

(К. Чуковский)

11. А тот, кого учителем считаю,

Как тень прошел и тени не оставил. (А. Ахматова)

Задание 2.

Прочитайте и систематизируйте приведенные ниже примеры в таблицу. Объясните пунктуацию предложения:

Обособляется

Не обособляется

  1. Прозрачно-бледный _ как весною _

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой. (И. Бунин).

2. Через два дня Васютка _ как заправский провожатый _ шагал по берегу вверх, а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним. (В. Астафьев).

3. Запела птица голосом блаженным о том _ как мы друг друга обрели. (А. Ахматова).

4. Как солнце зимнее прекрасно_

Когда бродя меж серых туч

На белые снега напрасно

Оно кидает слабый луч. (М. Ю. Лермонтов).

  1. Как аукнется _ так и откликнется. (Пословица)
  2. Он сказал это и почувствовал _ как у него холодеет лицо. (К. Паустовский).
  3. Тогда Никите представилось _ как на холодном темном чердаке нанесло снегу (А. Толстой)

Задание 3.

Прочитайте приведенные ниже предложения и объясните постановку знаков препинания. Определите, к какой конструкции со словом КАК относятся предложения.

1. Он час простоял пред Медным всадником, но не с горьким упреком в душе, как бедный Евгений, а с восторженной думой. (И. Гончаров)

2. Все смотрели, как разворачиваются с тыла самолеты. (К. Федин).

3. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. (К. Паустовский)

4. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось. (М. Пришвин).

5. И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана. (А. С. Пушкин)

6. Как молоком облитые, стоят сады вишневые. (Н. Некрасов)

7. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А. Чехов).

8. В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов).

9. Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза. (А. сурков).

10. Иней лежал даже на палубе, как белая крупная соль, и хрустел под ногами. (К. Паустовский).


Заключение.

Учителя, работающие в старших классах, несомненно, знают, что теоретический материал и упражнения по этой теме в традиционных учебниках и пособиях ограничиваются несколькими хрестоматийными примерами. В данной работе предложены упражнения на выработку навыка разграничения предложений со словом КАК в русском языке.

Итогом данной работы служат следующие выводы:

1. Для выявления семантики конструкций со словом КАК в русском языке необходимо определить, к какой части речи относится слово в данном контексте.

2. Пунктуация в предложениях со словом КАК определяется по функции конструкции в конкретном предложении.

3. Безглагольные построения с союзом КАК неоднотипны по своей грамматической природе – одни из них предикативны и могут квалифицироваться как придаточные предложения, а другие могут сочетать в себе признаки предикативной единицы и члена простого предложения.

Резюмируя вышесказанное, необходимо сказать о том, что пунктуация в предложениях со словом КАК зависит от семантики конструкции.


Список использованной литературы:

  1. Аксенова Л. А. Синтаксические конструкции со словом КАК // Русский язык. №. 23. – 2005.
  2. Арчакова Н. Н. Синтаксические конструкции с союзом КАК // Русский язык. № 16. –  2003.
  3. Грамматика русского языка. В 2х томах. – М., 1960.
  4. Граник Г. Г. и др. О запятой перед КАК // Русский язык. № 46. – 2000.
  5. Девятова Н. М. Знаки препинания перед союзом КАК // Русский язык. № 31. – 2002.
  6. Казакова Л. Ф. Сравнительный оборот семантика и пунктуация // Русская словесность. № 4. – 2002.
  7. Крылова М. Н. Работа со сравнительными конструкциями современного русского языка: лингвокультурологический подход // Русский язык в школе и дома. № 6.  – 2009.
  8. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2008.
  9. Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка – Краснодар, 1998.
  10. Огольцев В. М. Словари устойчивых сравнений русского языка – М., 2001.
  11. Охлопкова М. А. Обособление и необособление с союзом КАК // Русский язык. № 8. – 2007.
  12. Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.
  13. Розенталь Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке // Справочник для работников печати. – М., 1988.
  14. Русская академическая грамматика. В 2х томах.  – М.: Наука, 1980.
  15.  Скрипка Е. А. Запятая перед союзом КАК // Русский язык. № 10. – 2008.
  16. Троицкий С. Г. Пунктуация современного русского языка: Пособие для слушателей подготовительных отделений. – Тверь, 1999.
  17. Чупашева О. М. О синтаксическом разнообразии предложений со сравнительными конструкциями // Русский язык в школе. № 6.  – 1998.
  18. Шапиро Н. А. Знаки препинания при союзе КАК // Русский язык. № 11. – 2004.
  19. Широкова Н. А. Типы синтаксических конструкций со сравнительным союзом в составе простого предложения. – Казань, 1963.


[1] Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2008.

[2] Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.

[3] Грамматика русского языка. В 2-х томах. – М., 1960.

[4] Казакова Л. Ф. Сравнительный оборот семантика и пунктуация // РС. № 4. – 2002.

[5] Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.

[6] Грамматика русского языка. В 2-х томах. – М., 1960.

[7] Русская академическая грамматика. В 2-х томах.  – М.: Наука, 1980.

[8] Чупашева О. М. О синтаксическом разнообразии предложений со сравнительными конструкциями // РЯШ. № 6. – 1998.

[9] Шапиро Н. А. Знаки препинания при союзе КАК // РЯ. № 11. –  2004.

[10] Девятова Н. М. Знаки препинания перед союзом как // РЯ. № 31.  – 2002.

[11] Рейнке И. Н., Шапкин В. И.  О трудном в орфографии и пунктуации – Л., 1971.

[12] Арчакова Н. Н. Синтаксические конструкции с союзом КАК // РЯ. № 16. –  2003.

[13] Казакова Л. Ф. Сравнительный оборот семантика и пунктуация // РС. № 4. –  2002.

[14] Розенталь Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке // Справочник для работников печати. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Школа ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) - центр распространения русского языка, изучения и сохранения традиций культуры славянских народов.

Опыт работы русской школы за рубежом как центра изучения русского языка  в регионе. Развитие гуманистической воспитательной системы школы  ГАУ МЦДСО в СОК «Камчия» (Болгария) как центра...

Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.

Формирование знаний и умений на уроке организовано посредством применения разноуровневых заданий, через поэтапное усложнение мыслительной деятельности с применением таксономии Блума. Данный урок, в си...

Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.

Тема:    Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и   предложения.Цели:-   формирование  умений различать виды осложнений в предложении  через ис...

Презентация к уроку Практикум по русскому языку. Изучение словарного слова "космос".

В данной презентации представлены задания для изучения словарного слова "космос" на уроке в коррекционной школе....