Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Никифорова Светлана Ивановна

Открытый урок в 6 классе на тему : "Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа" . Урок был  проведен в игровой форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_kl.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   казённое    образовательное    учреждение       Республики  Мордовия  «Инсарская     общеобразовательная   школа-интернат   для  детей – сирот  и    детей, оставшихся  без попечения    родителей,   с ограниченными возможностями  здоровья»

Урок русского языка в

6 классе на тему:

«Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»

                         Подготовила и провела: Никифорова С. И.

Ноябрь , 2016 г.

Цель: закрепить знания обучающихся о категории рода и числа имен              существительных; познакомить с существительными, употребляемыми   только в единственном или множественном числе, учить различать и выделять эти существительные среди других слов, знать их значение, уметь употреблять в речи; развивать память, внимание, мышление; прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки

                                             Ход урока

1.Оргмомент (психологический настрой обучающихся)

Книжки, ручки и тетрадки.

Все на партах? Все в порядке?

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь удобнее – начнем скорей урок!

2.Сообщение темы  урока.

Проведем сегодня немножко необычный урок. Урок-конкурс. Все упражнения будут на пройденные правила, познакомимся с новой темой и закрепим ее. Я буду давать за каждый правильный ответ и выполненное задание жетон. У кого будет больше жетонов, тот и победит.

Конкурс «Повторяй-ка»

Назовите род имен существительных.

1. Поймай свое словечко.

Земля, солнце, небо, заяц, книга, река, окно, стол, карандаш.

2. «Слоговик»

Измени слова так, чтобы в каждом слове было два слога.

Измени так, чтобы в каждом слове был один слог.

- Какого числа существительные с одним слогом?

-Какого числа существительные с двумя слогами?

Вывод: имена существительные бывают в единственном  и множественном числе.

3.Сосчитай правильно.

Названия предметов записаны на карточках. Вы должны назвать их во множественном числе с цифрой 5.

5 яблок, 5 мест, 5 рек, 5 медалей, 5 учителей, 5 парт, 5 учителей, 5 учителей, 5 девочек, 5 мальчиков.

Конкурс «Объясняй - ка»

1. Наблюдение над упр.183, стр. 112.

Выписать в два столбика выделенные существительные.

Только ед.ч.                                            Только мн.ч.

печенье                                                    дрожжи

сахар                                                         сливки

тесто

мука

кефир

Можно ли поставить: а) существительные из первого столбика во множественном числе;

 б) существительные из второго столбика в единственном числе.

Значит в первом столбике всегда существительные только единственного числа, а во втором столбике только  множественного числа?

Какой можно сделать вывод?

Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа или множественного числа.

2. Чтение правила на стр.111.

3. Сообщение темы урока.

Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

4. Физкультминутка.

Конкурс «Путаница»

Записаны слова с измененным порядком слогов. Какие эти слова?

Поставьте слоги на место.

Ль-па-то (пальто)              хи-ду (духи)              

Нка-ма (манка)                  ки-слив (сливки)

Но-пше (пшено)                 ма-ро-ка-ны  (макароны)

Фир-ке (кефир)                   дри-ку (кудри)

- В каком числе употребляются имена существительные в первом столбике?

- В каком числе употребляются имена существительные во втором столбике?

Конкурс «Закрепляй-ка»

«Четвертый лишний»

Найдите лишнее слово.

сливки                         щипцы                      железо

молоко                        тиски                         золото

кефир                           плоскогубцы           олово

жмурки                        пальто                       клещи

«Где гуляют окончания?»

Вставьте пропущенные окончания.

   Простокваш…, печень…, очк…, сметан…, грабл…, масл…, домин…, горчиц…, сливк…, ножниц…, молок…

Самостоятельная работа.

   Спиши. Укажи число имен существительных.

   Лимонад, шахматы, мед, консервы, масло, сливки, сметана, печенье, макароны, золото, духи, молоко, каникулы, простокваша, санки.

Итог урока.

-Какая тема была на уроке?

- У кого больше жетонов?

Рефлексия.

Ребята, вы все молодцы.  Хорошо справлялись с заданиями.  А теперь оцените свое настроение и работу на уроке. Перед вами лежат солнышки и тучки. Кому было интересно на уроке и все было понятно поднимите солнышко, а кто скучал на уроке, кому было неинтересно – поднимите  тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Презентация к уроку на тему: "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа".

Презентация к уроку на тему: "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа"....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа»

Формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа...

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа....