Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Опекина Алёна Евгеньевна

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5 «в»

№ урока: 10

Тема: Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Цель (задачи):  познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.

этапы

Ход урока

Орг.момент.

Здравствуйте, садитесь!  

Проверка д.з.

Итак, на дом вам было задано упражнение 512 +  сделать морфологический и морфемный разбор слов и также в учебнике были даны слова «чистой», и «пурпурные»

Сейчас два человека пойдут к доске, а остальные откройте тетради я проверю, как вы выполнила домашнее задание. После кто не сделал делают на уроке, остальные проверяют правильность.

чернила

  1. Часть речи
    Часть речи слова чернила — имя существительное.
  2. Морфологические признаки
  • Начальная форма: чернила (именительный падеж единственного числа);
  • Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, 2-е склонение;
  • Непостоянные признаки: именительный падеж, множественное число.
  • подлежащее

появляется

C:\Users\дом\Desktop\512.jpg

Итак ребята, теперь откройте свои тетради и запишите дату. Сегодня у нас 17 марта.

Прочитаем текст и во время чтения подумайте, о чем этот текст?

 Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молокусливкам. Приятного аппетита!

*Сода   она придаёт пышность омлету, печенью.

*дрожжи- разрыхляет, мы добавляем, когда готовим булочки, хлеб.

Итак, о чем этот текст? (об изготовлении печенья)

Теперь вам необходимо выписать выделенные слова, поставив их в именительный падеж. И определить число. Для удобства можете разделить на два столбика.

- В каких словах затрудняетесь определить число?

Существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко - единственное число. 

Существительные дрожжи и сливки –мн.ч.

А теперь попробуйте от слов, которые стоят в ед.ч. образовать мн.ч.

Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа.

- А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты, наводящими вопросами привожу  к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, два кг печенья)

Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

Исходя из этого, какой будет тема нашего урока? «Имена существительные, имеющие форму только  единственного числа»

 Сегодня мы с вами познакомимся со словами, которые имеют форму только ед.ч.

Нарисуем табличку. Она будет состоять из четырех колонок. (рисую вместе с ними)

На слайде написаны слова. Нам необходимо распределить эти слова на 4 группы.

Обозначающие вещество.

Действия как предметы, состояние, качество.

Обозначающие группу лиц.

Собственные наименования.

Сахар, сметана, сатин (ткань), чай, белизна, железо

Дружба, упорство, зависть, хотьба,  темнота,

Студенчество, детвора, родня, ельник (еловый лес)

Крым, Новосибирск, Рязань, Сахалин, Толстой.

Слова для справок: сахар, дружба, листва, сметана, Крым, упорство, растительность,

бензин, брюки, посуда, Рязань, зависть, студенчество, детвора, торты, Сахалин,

Гверцители, синева.

Слова для справок: сахар, дружба, листва, сметана, Крым, упорство, растительность,

бензин, брюки, посуда, Рязань, зависть, студенчество, детвора, торты, Сахалин,

Гверцители, синева.

Слова для справок:  сахар, дружба, сметана, Крым, упорство, Новосибирск, брюки, посуда, Рязань, зависть, студенчество, детвора, очки, Сахалин, Толстой, сатин,  хотьба, родня, ельник, чай, белизна, железо, темнота.

Эти слова вам необходимо запомнить, чтобы правильно их употреблять в речи.

Теперь выполним упражнение 517.

Нам необходимо выписать существетльные, которые имеют оба числа, затем, которые имеют форму тоько множественного, и наконец, которые имеют только форму ед.ч. Для удобства нарисуем табличку из трех колонок.

Также необоходимо графически обозначить орфограммы.

C:\Users\дом\Desktop\517.jpg

Игра. По лексическому значению определить слово.

1) 24 часа. (Сутки)

2) Молочный продукт из кислых сливок. (Сметана).

3) Прибор для определения веса. (Весы).

4) Столица Греции (Афины).

6) Музыкальный инструмент, на котором играл Садко. (Гусли)

7) Пищевой продукт из сквашенного молока , освобожденного от сыворотки. (Творог).

8) Состязание верховых лошадей (Скачки)

9) Размолотые в порошок зёрна. (Мука).

10)Сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. (Курага).

11.Социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях (Студенчество)

12. Группа лиц, находящихся в родственных отношениях (родня)

13. напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста (чай)

14. Личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи (дружба)

15. До 1926 года этот город назывался  Ново-Николаевск (Новосибирск)

16.Автор стихотворения «люблю грозу в начале мая» (Федор Иванович Тютчев)

17.  При взаимодействии с водой, водными растворами солей и другими жидкостями образует пластичную массу, которая затем затвердевает и превращается в камневидное тело. (цемент)

18. Главный ингредиент кондитерских изделий (сахар)

Упр 515.

Для удобства также разделим страничку на 3 части.

C:\Users\дом\Desktop\515.jpg

*силос- корм для сельскохозяйственных животных;

*хворост- 1. сухие отпавшие ветви деревьев, кустарника 2. это обжаренное во фритюре печенье из пресного сдобного теста, нарезанного полосками

*страда- напряжённая летняя работа во время   уборки хлеба.

*каучук характеризующиеся эластичностьюводонепроницаемостью  свойствами, из которых получается резина.

итоги

Что нового вы сегодня узнали?

Как сегодняшняя наша тема вам пригодится в жизни?

Д.з.

Параграф 94(ЫЙ)

Упражнение 516(ое) + сделать синтаксический разбор одного предложения, любого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

Открытый урок в 6 классе на тему : "Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа" . Урок был  проведен в игровой форме....

Презентация к уроку на тему: "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа".

Презентация к уроку на тему: "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа"....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа»

Формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа...

Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа"

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦели урока:- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;- обобщение и расширение изученных ранее знаний о сущест...