Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;

- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;

- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon imena_sushch_forma_tolko_ed.ch_.zip624.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа№1» города Велижа

Конспект урока: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Подготовила и провела: Демидова О.В.,

 учитель русского языка и литературы

Велиж

2020

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;

- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;

- воспитание желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Предметные: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер с колонками.
  • Учебник.
  • Раздаточный материал.
  • Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Ход урока.

1) Этап мотивации.

Проверка готовности учащихся к уроку

Орфографическая разминка.

Найдите орфограммы, сделайте синтаксический разбор предложения. Подберите синоним к слову ОЖИВЛЕННО

В сухом морозном воздухе св…ркают на со…нце бе…численные блестки ин..я.

Игра «Третий лишний» (запись на доске)

1) кони, лошади, пони

2)песни, ножницы, двери

3)сумерки, темнота, вечер

-Какое мы можем сделать открытие?

2) Актуализация знаний учащихся.

Прошу открыть тетради, записать дату ( тема урока пока не записывается, оставляется место),

Создание проблемной ситуации

Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа (слова спроецированы на доску):

Азбука, берёза, ворота, очки, погода, вьюга, тиски, похороны, метель, чернила, опилки, молоко, весы, опилки, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, молоток, диван, грабли.

Проверим, какие слова вы выписали.

3) Объяснение нового материала.

Спишите расставьте ударения

  • Библиотека, инструмент, каталог, километр, процент, каталог, торты, тефтели, темнота
  • Какое слово лишнее

Можно ли от них образовать форму множественного числа?

Задаю вопрос классу:

Как же мы можем сформулировать тему урока?

(по аналогии с предыдущей темой)

Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на экране.

  1. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;
  2. УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только единственного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.

Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам.

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна.

Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (высокий - низкий, большой - маленький).

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство

  1. Первичное закрепление с комментированием. Упражнение №514
  2. Работа в парах. Упражнение №515 (Читают слова друг другу, соблюдая правильную постановку ударения). Проверка вслух при чтении слов с экрана.

Каучук, ненависть, свёкла, силос, фарфор, хвоя, цемент, щавель

Учитель: Лексическое значение всех ли слов вам понятно? (При необходимости сообщение ученика о лексическом значении слов)

Включение в систему знаний и повторение.

1.Работа с текстом. (Текст на экране и на партах в отпечатанном виде)

(1)Погода начинала портиться. (2)Ч_рная туча ползла вверх а над водой прон_сились лё_кие обл_ч(?)ка тумана. (3)Они всё чаще окутывали льдину, обдавали казарку сыростью.

Задания: 1) Определить стиль текста, доказать. (Художественный: эпитеты- черная туча, лёгкие облачка; олицетворения-туча ползла, они окутывали).

2) Найти им. существительные, которые имеют форму только ед. числа.

(Погода, сыростью).

3) Найти сложное предложение, списать, прокомментировать орфограммы и знаки препинания, построить схему.

4) Найти во 2 предложении слово без окончания.(Вверх)

5) Найти в тексте слово, которое состоит из 1 слога и имеет все согласные глухие. (Всё).

2. Работа по развитию речи

Мальчики: Вспомните и запишите названия 3-4 инструментов, которые имеют только форму мн.числа и составьте предложение по схеме

О,ОиО - это рабочие инструменты.

Девочки: Вспомните и запишите 3-4 «вкусных»сущ., которые можно подать к завтраку, причём сущ. должны иметь только форму ед. числа и составьте предложение по схеме

О,ОиО - это наш любимый завтрак.

3. Игра. По лексическому значению определить слово. В оставшееся время.

1) 24 часа. (Сутки)

2) Молочный продукт из кислых сливок. (Сметана).

3) Прибор для определения веса. (Весы).

4) Столица Греции (Афины).

5) Вид редьки - овощ с небольшим округлым корнем и красной кожицей. (Редис).

6) Музыкальный инструмент, на котором играл Садко. (Гусли)

7) Пищевой продукт из сквашенного молока , освобожденного от сыворотки. (Творог).

8) Состязание верховых лошадей (Скачки)

9) Размолотые в порошок зёрна. (Мука).

10)Сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. (Курага).

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился.

Что нового вы сегодня узнали? Что получилось легко? В какие моменты урока вы испытывали затруднения?

Оцените свою работу: хорошо - зеленый свет, красный - надо поработать.

Оценивается деятельность детей на уроке.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"

В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Презентация к уроку на тему: "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа".

Презентация к уроку на тему: "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа"....

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа»

Формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа...

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа....