СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД.
статья по русскому языку на тему

Дреева Галина Николаевна

        Безусловно, каждый из вас знает метод проектов, а большинство  применяет его в своей практике, но до недавнего прошлого вопрос об использовании данного метода решался исключительно желанием учителя. С введением ФГОС метод проектов – один из обязательных в системно – деятельностном подходе к организации учебного занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.                  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД.

                                                                                  Дреева Г. Н.

 учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №5»

        Безусловно, каждый из вас знает метод проектов, а большинство  применяет его в своей практике, но до недавнего прошлого вопрос об использовании данного метода решался исключительно желанием учителя. С введением ФГОС метод проектов – один из обязательных в системно – деятельностном подходе к организации учебного занятия.

       По определению, проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.  Это всегда творческая деятельность.  Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностной подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы, потому что    метод проектов  интегрирует в себе проблемный подход; включает исследовательские и поисковые методы обучения. Но при воплощении метода проектов учитель сталкивается с рядом трудностей: Что такое учебный проект?

  • Как выбрать тему проекта?
  • Каковы этапы проектной деятельности?
  • Как организовать работу над проектом при изучении русского языка?
  • Как оценить проект?

        Я постараюсь поделиться своим  опытом по организации проектной деятельности.       Проектная деятельность ценна тем, что  развивает познавательные,  регулятивные, коммуникативные компетенции. Так происходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления, личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях.                  

      Используемый метод влияет на формирование универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем —  самоопределения, повседневной жизни, информационно-коммуникационной компетентности, а также   «способности к деятельности», готовности к целеполаганию,  к оценке, к действию и к рефлексии.

   Применяя метод проектов, следует учитывать планируемые результаты.  Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
  •  осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме,
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач,
  • структурирование знаний,
  • осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий,
  • давать определение понятиям,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • обобщать понятия.

Личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

     Регулятивные УУД:  

  • целеполагание,
  •  планирование,
  •  оценка результатов работы,
  •  внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона,  реального действия и его результата,
  • основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения,
  • структурирование текстов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные УУД:

  • планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  •  соблюдение правил речевого поведения,
  •  умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения,
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
  •  владеть устной и письменной речью,
  • строить монологическое контекстное высказывание.

    Если рассматривать вопрос о классификации проектов, то следует отметить, что в педагогической практике используются, как правило, все виды учебных проектов по виду деятельности: исследовательские, практико-ориентированные, информационные, творческие и игровые проекты.

    На этапе погружения в проект ученикам я предлагаю ответить на вопросы, представленные в таблице № 1, что позволяет определиться с целями, задачами, способами работы.

Таблица 1

Проблема проекта

“Почему?”

Актуальность проблемы – мотивация

Цель проекта

“Зачем?” (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

“Что?” (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

“Как?” (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

“Что получится?” (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

      Следующий этап подразумевает деление на группы, как правило, делю по принципу рядом стоящих парт. Затем внутри группы ученики самостоятельно распределяют роли, планируют возможную форму продукта и его защиты. При необходимости консультирую группы. Затем этап осуществления деятельности, в ходе которого идет поиск информации. Необходимо  не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск, рекомендовать источники информации (Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.д.).  

  Особого внимания требует этап презентации проделанной работы. В ходе выступления ребята должны уметь раскрыть цели своих работ, рассказать, какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, важно, чтобы дети научились делать выводы и представляли направления для дальнейших исследований в этой области знаний.    План выступления, например, может быть таким: постановка проблемы, её актуальность; высказывание гипотезы, аргументация её положений; краткий анализ полученных результатов; выводы, результаты рефлексивной оценки проекта, ответы на вопросы.

   На этапе осмысления и оценки проекта можно предложить следующие вопросы:

  • Что было самым трудным в работе над проектом?
  • Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решали?
  • Можно ли считать проблему решенной?
  • Чем работа в конце проекта отличалась от работы в его начале?
  • Что нуждается в доработке?
  • Чего вы до сих пор не понимаете?
  • В чем вы стали более уверенны?
  • Что было наиболее значительным из того, что вы узнали?

      Оценка выполненных работ должна носить стимулирующий характер.  Оценивать и поощрять работу ребенка возможно по следующим критериям:

  • новизна материала или подхода к его изложению,
  • глубокое понимание материала,
  • ответы на вопросы,
  • оформление  презентации,
  • заинтересованность темой,
  • номинации: «Дружный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект».

Возможны различные варианты оценивания: самооценивание, взамооценка, определение уровня сформированности УУД.

        После защиты проекты должны использоваться как демонстрационный материал в других классах, в проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети  ощутили удовлетворение от своей деятельности.

   Наверное, одна из самых сложных проблем – это выбор тем. Что – то можно найти в методической литературе, так перед вами темы, рекомендуемые методистами:

  • Наши друзья – словари
  • Рассказ о слове (значение, происхождение, однокоренные слова, синонимы, антонимы, сочетаемость, фразеологизмы, пословицы)
  • Занимательная омонимия. Чем привлекает она писателей
  • Историзмы и архаизмы в сказках А.С.Пушкина
  • Стилистически сниженная лексика в речи героев  современных мультфильмов
  • Профессионализмы в речи моих родителей
  • «Косая сажень» (старинные русские меры длины)
  • Интересная фразеология
  • Фразеологизмы с названиями животных
  • Буква Ё в русском языке
  • Ономастика. Происхождение имен собственных
  • Заимствования в русском языке

    Но на  практике темы проектов, как правило, возникают из проблемной ситуации, возникшей на уроке, и впоследствии мини проекты перерастают в исследовательские.

Таблица 2

Тема урока

Проект

Исследование

Имена собственные

«Тайна имени»

Групповой проект «Наши имена»

Профессиональные слова

«Профессии наших родителей»

Профориентационный фестиваль «Дороги, которые мы выбираем»

Как пополняется словарный состав русского языка

«Старославянские слова в современном языке»

«Говорите ли вы на старославянском?»  НПК

Этикетные слова

«Этимология этикетных слов»

«Комплименты в речи школьников»

«Вежливые слова» НПК

«Давайте говорить друг другу комплименты» ГНПК

Алфавит

История букв

«История буквы Ё» ГНПК

Фразеологизмы. Крылатые слова.

Происхождение фразеологизмов. «Значение латинских выражений»

«Латынь из моды вышла ныне…»? ГНПК

В своей практике использую индивидуальные  и групповые проекты:

  • Энциклопедия одного слова
  • Фразеология
  • Стихотворения русских поэтов о природе
  • Великая Отечественная война в русской литературе.

      Во внеурочной деятельности при проведении групповых занятий по курсу «Школьная газета» реализуется творческий проект- статья на основе интервью. При изучении курса «Занимательная этимология» учащиеся 5 класса выполняют  групповые проекты о происхождении слов разных тематических групп.

     Таким образом, учебный проект по русскому языку и литературе  для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

      Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
     Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках внеурочной деятельности

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение станд...

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...

2013-2014 уч.год.Школьный педсовет. Тема «Системно-деятельностный подход в организации урочной деятельности».Презентация.

Используя на уроках системно  -  деятельностный  подход, решаю следующие задачи:- помогаю  эффективному  накоплению  каждым  учеником  собственного личного опыт...

Применение технологии системно-деятельностного подхода в ходе внеурочной деятельности по предмету музыка в санаторной школе-интернат.

Сущность технологии системно-деятельностного подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в гот...

Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"

В настоящей презентации  расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»

Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...