Дидактические материалы по пунктуации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Шарафиева Оксана Евгеньевна

Дидактические  материалы  по пунктуации   для подготовки  к ЕГЭ   по  русскому   языку   в 11  классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Дидактические  материалы  по пунктуации   для подготовки  к ЕГЭ   по  русскому   языку   в 11  классе.

Задания  с вариантами  ответов.

                            1.   Пунктуация    при  союзе « И».

  1. Найдите  вариант, где перед  «И»  ставится   запятая.

1)Тогда больной отстал от толпы и став  позади сторожа  выждал  удобного мгновения.

2) К вечеру приступ опять повторился и  несмотря   ни на  какие   усилия воли  ученому  не удалось  закончить опыт.

3)Зима, метель и в крупных хлопьях при сильном  ветре  снег валит.

4)Это был талант умный  светлый и  что немаловажно   веселый.

5)Башкирец  с трудом   шагнул   через порог   и сняв  высокую шапку остановился у дверей.

6)Вершины деревьев  боясь   зацепить  запутавшиеся   в  листьях звезды замерли  и притворились неживыми.

7)В ушах  у гостя  затрещало и закружилась голова

2.Найдите вариант, где   после «И» ставится запятая.

  1)К вечеру тучи стали сгущаться, черные и бушующие и с моря дул холодный  ветер.

  2)Он  взял  мальчика на руки и перенеся  через улицу  посадил на широкий каменный  парапет.

 3)В глухие дни Бориса Годунова толпы  людей скиталися без крова и по ночам всходило две луны.

4)Веяло тихой и мягкой  прохладой   и  казалось  что  весь сад вздыхает кротко и глубоко.

5)Когда вечером  его пригласили  выпить   чаю Иван Петрович понял  что  увидит её  и подумав  сейчас же обсудил как  держать себя с нею.

6)Сажусь на  берегу   и грустной думы  полный недвижимый гляжу на  голубые  волны и  слушаю  их  шум  и жалобный  призыв  и с  жизнию  моей    я сравниваю их.

3.Найдите вариант, где перед  «И»  нельзя поставить  запятую.

1)Это было странно   и несмотря   на свои  восемнадцать лет  мне казалось   что я уже много пережил.

2)День был  красный  жаркий и   вечер  сменил его удивительно тихий.

3) Он не мог  понять отчего это происходит и за что он  так страдает.

4) Стояло холодное декабрьское утро однако воздух  казался бодрящим и снег  ослепительно сверкал под лучами солнца.

5)Служанка между тем отпустила извозчика внесшего наверх два небольших чемодана  и занялась разборкой вещей.

6)Расстилались   длинные мрачные тени  и  река  из голубой   превращалась в синюю.

4.Найдите  вариант, где   союз «И»  с двух  сторон  выделяется запятыми.

1)Он подождал  пока разгорится свеча и смеясь  чтобы обеспечить себя от насмешек  шагнул в темноту.

2)Ветер со свистом врывается в узкие улицы и видно как белые обрывки бумаги стремительно несутся  над самой   землей.

3) Солнце  садилось и казалось последняя тишина опустилась на землю.

4)Графиня по ночам не спала и когда всё-таки  засыпала   видела во сне  убитых сыновей.

5)Петрович   посоветовал переждать непогоду и по-моему  он прав.

6)Животное  выскочило  казалось прямо из густого перелеска  и  видимо задалось целью обогнать автомобиль.

                                        Сложноподчиненное  предложение.

1.Определите, сколько  запятых   следует   поставить в каждом из предложений.

1)Утром  когда я проснулся   первое  что бросилось в глаза   был туман.

2)Офицер  приехавший   на машине все время торопил Таню   но в чем дело не говорил.

3)Он  слегка  улыбнулся  и кивнул ей головой; она поняла  что он догадался кто она  и приветствовал её.

4)Все это уж было когда-то   но только не помню когда.

5)Побеждает   только тот  кто твердо знает  за что он  сражается   и верит  в свое дело.

6)Виноват  не  тот  кто льстит  а  тот  кто  желает чтобы ему льстили.

7)Тоска   глядеть   как  сходит  глянец  с благ  и знать  что все ж  вконец не опротивеет  но горе  тем   кто  слышит как  в словах  заигранные   клавиши  фальшивят.

2.Найдите вариант, где  перед « что»  не  ставится  запятая.

1).В ожидании  того  что будет  дальше  мы сели.

2)Вот  и все  что он имеет.

3)Вот  что   надо  сделать.

4)Делись со мною тем  что знаешь и благодарен  буду я.

5)Перины, самовар, образа и сундуки – вот   что было свалено кучей на засохшей  пыльной траве.

6)То  что  он рассказал  выглядело довольно   странно.

7)Человек  без ясной  цели  и веры  что птица  без крыльев.

2.Найдите  варианты  без  знаков препинания.

1)Юноша  спросил  который  час.

2)Я схватил ружье   и пошел  куда глаза глядят.

3)Я  и в пылу  душевных  сил о том  что  близко не забыл.

4)Он старался все  делать  как  можно более  тщательно.

5)Мороз  пробежал  по моему  телу  при  мысли  в чьих  руках  я находился.

6)Это  было не совсем  то  на  что она   рассчитывала.

7)И  мне не нужно все что было. Иное  будь!

3.Найдите  варианты,  где не ставится  запятая  перед  «чем»

1) Это были скорее  карикатуры   чем портреты.

2)Следует помнить, что  чем  свободней  ум тем богаче  человек.

3)Готов  помочь чем смогу.

4)Сам  ученый  относился  к  результатам  эксперимента  более  чем  равнодушно.

5)Пустынник  наш  скорее  чем  Мишенька  устал.

6)На  другой  день   после этой встречи я выехал в Ялту  и  чем   кончился  роман  Шамохина  мне неизвестно.

4. Найдите  вариант,  где  перед « хотя»  не  ставится  запятая.

1)Успехи мои  хотя  и были медленны, но благонадежны.

2)Да  отсюда   ни   до  какого  государства не доедешь  хоть  три года скачи.

3)Известия эти хотя и скрывались  от жителей, но чиновники  да начальники различных   управлений  знали,  что Москва  будет  в  руках  неприятеля.

4)Часов в восемь вечера  дождь перестал хотя  небо было по-прежнему  хмурое.

5)Теперь   когда вблизи   говорили    люди   и светилось  окно ему   уже не  было страшно  хотя гром  трещал по- прежнему  и  молния полосовала  небо.

6)Товарищи   пришли его встречать  и хотя они были сдержанными людьми  и чувства свои проявляли редко,но  он не  мог  не заметить , что они  рады его возвращению.

                                           Бессоюзное  предложение.

1.Найдите  неправильный вариант постановки  знаков препинания.

1)Я понял: долго  не был дома  и здесь отвыкли от меня.

2)Немецкие пулеметы  вдруг  застрочили еще сильнее, видимо, противник заметил в темноте какое-то движение, а может  быть, услышал голоса.

3)Он  сильно загорел, но бороды не отпускал: желто-соломенная, она сразу  выдавала его.

4)Дрожа от холода, измучившись  в пути, застигнутый   врасплох суровою метелью, я думал, лошадям меня не довезти  и будет  мне  сугроб последнею   постелью.

5)Когда она с силой закусила   нижнюю  губу, было уже слишком  поздно: из её глаз   полились слезы, и она отвернулась, еле сдерживаясь,  чтобы не  расплакаться навзрыд.

  1. Найдите  варианты, где вместо двоеточия   можно  поставить  тире.

1)Поднимаю  глаза: под деревом  стоит  человек; присматриваюсь: медведь на задних  лапах.

2)Ставни  в домике  постоянно прикрыты: жильцы не нуждаются в свете.

3)Вдруг  видит:  карета  Шувалова.

4)Вскоре после полуночи раздался взрыв: судно наскочило на мину.

5)В доме  мало-помалу нарушалась  тишина: где-то  скрипнула  дверь, по двору послышались  чьи-то шаги,  на сеновале  кто-то  чихнул.

Расставьте   знаки  препинания и  объясните   их постановку.  

1)Первая и главная причина  почему я пишу о природе  это конечно потому что я её  очень люблю.

2)А  люблю   я  её   за красоту за загадки  которые она нам  загадывает за мудрость её за бесконечное  разнообразие.

3)Мне кажется что в одной  улыбке состоит то что  называется  красотою лица.

4)Если улыбка прибавляет  прелести   лицу то лицо прекрасно; если она не изменяет  его  то оно обыкновенно; если она  портит его то  оно дурно.

5) Ты  можешь   быть  инженером  химиком   футболистом  писателем  электриком генералом  учителем но  если  ты  русский  человек  ты  должен  знать   что  такое  Пушкин   что  такое  « Слово о  полку  Игореве» что такое  Достоевский что  такое  Поле  Куликово Третьяковская   галерея «Троица»   Рублева…

6)Грош   цена  вашей  физике  если   она застилает  для вас   всё  остальное   шорох леса  краски   заката  звон  рифм. Это  какая-то  усеченная  физика…   Я   например   в неё  не верю.

                    Знаки препинания  при  двойных  союзах.

                                   Расставьте  знаки   препинания.

1)Как  при подъеме    на перевал    так  и при спуске с него явственно   видна  была   нартовая  дорога.2)В  походе  надо  сообразовываться  не  столько  с силами  людей  сколько   с силами  вьючных  животных.3)  Книга  не только   ваш  лучший   друг   но и верный  спутник.4) Солнце  хоть  и клонилось  к вечеру   но было еще высоко.5) Самоцвет   цветной  камень  мы ценим  не только за яркость окраски  за  блеск   и игру  но  и  за прочность  твердость   вязкость.6)Как  во времени  года  так  и в течение  дня  и ночи  лиственный  лес   все  время   меняется.7) Прошло  несколько недель   и моя  жизнь  в  Белогорской  крепости сделалась для меня  не  только  сносною     но  и   приятною.

    Сложноподчиненное  предложение  с  несколькими   придаточными.

В каком варианте  ответа правильно указаны все цифры, на месте которых  должны стоять запятые.

1)В  воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся  целые  облака  снежинок  (3) так что не разберешь (4) идет ли   снег  с неба   (5)  или  с земли.

1) 1 2 3 4 5     2 )  1 2 3 4      3)   2 3  4       4)  1   3  4  5

2)Хотя  бричка  мчалась  во всю   пропалую (1)  и деревня   Ноздрева   давно  унеслась   из  вида (2) закрывшись полями (3)  отлогостями  и пригорками (4)но Чичиков все  еще  поглядывал  назад  со страхом (5) как бы ожидая  (6) что вот-вот  налетит  погоня.

1) 1 2 4 5       2) 2   4   5      3)1   3   5     4)   2 3 4  5 6

 

3)Я  набрал  большой   букет  разных   цветов  (1)  и  шел  домой  (2)  когда заметил в канаве  чудный   малиновый (3)  в полном цвету  репей  того сорта (4) который  у нас  называется  « татарником»  (5)   и который   старательно  окашивают  (6) а когда  он нечаянно скошен  (7)  выкидывают  из  сена (8) чтобы не колоть  на него рук.

1) 1  2 3  6 8                  2) 1  2   5 7 8                               3)2 4  6  7  8      4) 2 4  6  8

4)Ленька   (1)  первый  из  многих  людей  (2) которых я встречал в жизни (3) рассказал мне  (4) где и как  спит  рыба (5) как   годами   под  землей  тлеют  сухие  болота (6) как  цветет   сосна  (7)   и  как  вместе с птицами   совершают  осенние перелеты  маленькие пауки.

1) 2 3 4 5  6       2)  12 4 5  7   3)  2 4  6      4) 1 4  5 6 7

5)Что  именно  находилось  в куче (1)   решить  было трудно  (2) ибо пыли  на ней  было в таком  изобилии (3)  что руки  всякого  касавшегося (4)  становились   похожими на перчатки.

6) Иногда (1) глядя с крыльца  на двор  и на пруд (2) говорил  Манилов  о том (3) как  бы  хорошо  было(4) если бы вдруг от дома  провести подземный  ход (5) или через пруд выстроить каменный  мост (6) на котором были бы  по обеим сторонам  лавки (7) и  чтобы  в них  сидели купцы ( 8) и продавали разные мелкие товары (9) нужные для крестьян.

1) 14 568      2)1 2  3 4 6 7 9     3)   2  4  6  7  9        4) 2 3  5   6  9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 11класса ( Up&Up - 11)

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку, базовый уров...

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Урок немецкого языка в 11классе "Бертольт Брехт-немецкий режиссёр"

Урок «Немецкий режиссёр -Бертольт Брехт» относится к большому разделу «Театр и киноискусство . Как они обогащают нашу жизнь?" в 11 классе по УМК И.Л.Бим, на изучение которого отводится 25 часов....

Урок английского языка по теме "Боевые искусства".Учебник: Тимофеев В.Г. "Uр & Up. Student’s Book: учебник английского языка для 11класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)"

Конспект и презентация к уроку английского языка для 11 класса по теме "Боевые искусства" разработаны к учебнику Тимофеева В.Г. "Uр & Up. Student’s Book: учебник английского языка для 11класса: ср...

рабочая программа порусскому языку. 9 класс. Бунеев.

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бунеев...

КВН порусскому языку 5 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Презентация ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ

Презентация содержит комплекс опорных конспектов по русскому языку. Материал может использоваться при подготовке к ЕГЭ и на уроках русского языка....