ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Таловская Лилия Владимировна

Цели урока: активизировать полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски; о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; анализировать уместность употребления их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_i_frazeologiya.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цели: активизировать полученные ранее знания о составе и разделении лексики с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски; о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах закрепить умение находить и различать данные понятия в предложенном языковом материале; анализировать уместность употребления их в речи.

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри» (Уроки литературы. — № 5. — 2001/ Приложение к журналу «Литература в школе»).

Ход урока

I. Организационный момент.

— Тема сегодняшнего урока «Лексика и фразеология».

Ваша задача — вспомнить все, что вы изучали по этой теме в V—VII классах: состав русской лексики и ее расслоение, взаимоотношения между словами — синонимы, антонимы омонимы; вспомнить, что такое фразеологизмы, и потренироваться в употреблении их в речи.

II. Повторение изученного.

1. Беседа.

— Вспомните, что означает термин «лексика»? (Словарный состав языка.)

— С каких точек зрения вы характеризуете его? Откройте учебники «Практика» на с. 8, упражнение 7. Рассмотрите схему и ответьте на поставленный вопрос.

— Теперь, прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь.

1) Слова, недавно вошедшие в употребление. (Неологизмы.)

2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. (Заимствованные.)

3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные.)

4) Слова, вышедшие из активного употребления. (Архаизмы.)

5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии. (Профессионализмы.)

6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. (Историзмы.)

7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. (Термины.)

2. Работа с репродукцией картины «Богатыри» В. М. Васнецова.

— Посмотрите на картину В. М. Васнецова «Богатыри». Это самая знаменитая картина художника. Он первым отразил в живописи поэтический мир русского фольклора — мир героических былин, волшебных сказок и бережно хранимых преданий. Первый набросок картины Васнецов сделал в 1871 году, а закончил ее создание в 1898 году.

Запишите в тетрадь историзмы, которые видите на картине.

— Что вы записали? Зачитайте.

3. Работа с учебником.

— Откройте упражнение 8 на с 8. Обратите внимание на задание после упражнения. Какое многозначное слово употреблено в последнем тексте? (Мир.) Какие лексические значения этого слова вы знаете?

Работа по заданию к упражнению в учебнике.

Если дети затрудняются с ответом, учитель может зачитать им выписку из словарной статьи «Краткого толкового словаря русского языка» под редакцией В.В. Розановой.

I. Мир.

1. Все то, что существует на Земле и в космосе. Происхождение мира.

2. Земля со всем, что на ней находится. Известен всему миру.

3. Человеческое общество, объединенное по каким-нибудь признакам. Капиталистический мир.

4. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных.

II. Мир.

1. Отсутствие войны, вооруженных действий. Борьба за мир.

2 Соглашение между воюющими странами об окончании войны. Заключить мир.

3. Отсутствие ссоры, враждебных отношений с кем-нибудь. В семье всегда был мир.

— Скажите, слово «мир» значении «отсутствие войны» и слово «мир» значении «земля со всем, что на ней есть» — это просто многозначное слово или это уже слово-омоним? Почему? (Омонимы, так как между значениями нет общего смысла.)

— Вспомните, что означает термин «омонимы».

— А что мы называем синонимами и антонимами?

— Проверьте себя, как вы умеете различать эти понятия на практике.

4. Цифровой диктант.

Учитель читает  словосочетания, а учащиеся в тетради ставят только соответствующие цифры: 1 — синонимы; 2— омонимы; 3 — антонимы. Для проверки учитель еще раз читает словосочетания, а учащиеся объясняют правильность выбора цифры.

Знаменитый художник — известный художник; умный ребенок — понятливый ребенок; бальный наряд — наряд на уголь; храбрец — трус; почитать старших — уважать старших; дверной косяк — косяк рыбы; крошечный кусочек — здоровенный кусок; зеленые косы березки — песчаная коса на море; смелый воин — храбрый воин.

Получившийся код: 1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1.

— Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили?

5. Составление словосочетаний.

— Самостоятельно составьте словосочетания с записанными на доске словами так, чтобы они были употреблены в переносном смысле.

Д. Железный, холодный, шептать, носик.

— Проверьте, что у вас получилось. (Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника.)

— Это свободные или устойчивые словосочетания?

— Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову? (Фразеологизмы.)

6. Работа лад фразеологизмами.

— Обратите внимание на фразеологизмы, записанные слева на доске.

Д. водой не разольешь

знать назубок

сколько душе угодно

ни в зуб ногой

яблоку негде упасть

друг закадычный

как кошка с собакой

кот наплакал

сломя голову

хоть пруд пруди

тащиться черепашьим шагом

одна нога здесь, другая там

знать как свои пять пальцев

— Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем —антонимичные.

— Я прочитаю вам предложения, а вы устно подберите подходящий по смыслу фразеологизм:

1) Продуктов осталось мало.

2) Коля с Ваней дружат уже давно.

3) Мой сосед по парте выучил урок очень хорошо.

4) В магазин бежал быстро.

5) На остановке народу было много.

— Подумайте, к какому стилю речи относятся все эти фразеологизмы. (Разговорный.)

— Какие еще стили речи вы знаете?

III. Подведение итога урока.

— Какие лексические понятия вы вспомнили? С помощью каких видов работ их закрепили?

Домашнее задание: выполнить упражнение 5, с. 7. Задание: определить стиль речи, тему, основную мысль текста, средства связи и тип речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лексика и фразеология

На данном уроке повторяются и закрепляются  основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...

Лексика и фразеология. Урок-семинар. Русский язык. 6 класс

Разработка семинарского занятия по теме "Лексика и фразеология" в 6 классе...

Тематический зачет по теме "Лексика и фразеология" (конец учебного года)

Данный зачет можно проводить в конце учебного года при повторении изученного материала....

Проверочная работа в 6 классе "Лексика и фразеология"

Контрольная работа в новой форме для предварительной подготовки к ГИА ...

Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...

Презентация "Лексика и фразеология. Лексическое значение слова"

Данная презентация поможет учителю сделать урок русского языка более ярким и доступным. В ней содержатся толкование основных лексических терминов и интересные задания, связанные с анализом стихотворно...

Тест по теме "Лексика и фразеология" 6 класс

Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе...