Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений

           (10-11 классы) / авт.сост. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова - М. : Просвещение, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО и                                        СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДЕНО

и рекомендовано                                    педагогическим советом                              Директор                          

к применению.                                        МБОУ «Волошинская СОШ».                    МБОУ «Волошинская СОШ»  

Руководитель РМО  учителей                Протокол № ___    от __.__.2017.              _________ Е. А. Данильченко.            

русского языка и литературы                                                                                        Приказ № ___  от  __.__.2017.

_______    О.Н.Лысенко                                                                      

Протокол № ___  от __. __. 2017.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Волошинская средняя общеобразовательная школа»

Родионово-Несветайского района

Рабочая программа

по               русскому языку

Уровень общего образования (класс) : среднее  общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс

                                             

         Количество часов:   _______2_________ всего           68_________________

               (в неделю)  

 

       

        Учитель:    Лихобабина  Татьяна  Николаевна

                                                                                                                                                                       

         Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений

           (10-11 классы) / авт.сост. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова - М. : Просвещение, 2013.

       Год разработки:                          2017_____________

                                                                                            

I. Пояснительная записка

 Данная рабочая учебная программа по русскому языку для 11 класса  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28,  ч. 2;

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, (с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1 от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 от 25.12.2013 № 72, изменений № 3 от 24.11.2015 № 81);

4.Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. от 05.07.2017 № 629);

          5.Примерная программа основного общего образования  по  русскому языку.

         -А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Программы  для общеобразовательных организаций .10-11 класс.2-е изд. М.:    «Просвещение»,2013;

6.Образовательная программа МБОУ "Волошинская СОШ" на 2017-2018 учебный год (приказ ОО от 31.07.2017 № 110);  

        7.Учебный план МБОУ «Волошинская СОШ» на 2017-2018 учебный год (приказ ОО от 31.07.2017 № 110);

8.Календарный учебный график на 2017-2018 учебный год МБОУ «Волошинская СОШ» (приказ ОО от 24.07.2017 № 106);

9.Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)  МБОУ «Волошинская СОШ» (приказ ОО от   №  ?  ).

 Основные цели и задачи изучения предмета «Русский язык»:

Цели обучения русскому языку:                                                                                                                                        

           Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение

          следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Основной целью изучения предмета в 10 классе является  качественная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.  

Достижение указанных целей осуществляется 

в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами

русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

          Основные задачи курса русского языка   

в старшем звене средней школы сводятся к следующему:

  • закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные учащимися за 10 лет обучения;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • способствовать развитию речи и мышления старшеклассников на межпредметной основе (русский язык и литература).

Задания ЕГЭ по русскому языку составлены с учетом проверки знаний, умений и навыков выпускников по основным  разделам курса русского языка (части  А и В), а также выявления уровня культуры речи и мышления экзаменуемых  посредством комплексного анализа текста и сочинения (часть С). Для достижения поставленной цели необходим концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать воедино разрозненные по годам обучения сведения (темы) и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место.              

          Программа ориентирована на УМК:

           1.Русский язык.Учебник  для 10-11 классов/ Сост. Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова.-М.:Просвещение, 2012

2.Дидактические материалы к учебнику «Русский язык.Грамматика.Текст.Стилиречи:Учебник для 10-11 классов».-Составители Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова М:Просвещение, 2010

3.Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык.Грамматика.Текст.Стилиречи:Учебник для 10-11 классов».-Составители Власенков А.И., Л.М.Рыбченкова М:Просвещение, 2010

4.поурочные разработки по русскому языку 10 класс. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П.

5.Дмитриева Л.П.,Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку:11 класс.-М.:Вако, 2011

  Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане 

Учебный план МБОУ «Волошинская   СОШ»  предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе – 2 часа в неделю.

Годовой календарный график  МБОУ «Волошинская  СОШ» на 2017-2018 учебный год предусматривает 33,4 учебных недели, что соответствует 68 часам.

Срок реализации программы: 01.09.2017 – 25.05.2018        

2.Требования к уровню подготовки обучающихся   11  класса

        В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

  • Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе
  • школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
  • В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие
  • общеучебные умения:
  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 3.Содержание учебного предмета «Русский язык».

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание раздела

1

О языке.

23

Русский язык в современном мире. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Экология речи.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковой нормы.

Вклад ученых Дона в развитие лингвистики.

2

Синтаксис и пунктуация.

6

Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Именительный и творительный падежи в сказуемом. Тире между подлежащим и сказуемым. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений, приложений, обстоятельств и дополнений. Синономия простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными. Вводные и вставные конструкции и знаки препинания при них. Порядок слов в предложении.

3

Речь. Функциональные стили речи.

1

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение, сфера использования.

4

Публицистический стиль речи.

7

Основные признаки публицистического стиля. Сфера использования. Назначение. Средства эмоциональн3ой выразительности, используемые в публицистическом стиле. Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк. Публичное выступление. Доклад. Дискуссия.

5

Художественный стиль речи.

4

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Особенности художественного стиля. Виды тропов и стилистических фигур, используемые в художественном стиле. Использование разных стилей речи в художественных произведениях.

6

Разговорный стиль речи.

1

Разговорная речь, сфера ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура письменной и устной речи.

7

Сложное предложение.

11

Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них. Пунктуация в предложениях с союзом и. Основные группы сложноподчиненных предложений: с придаточными изъяснительными, определительными и обстоятельственными. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и сложноподчиненных предложениях.

8

Повторение изученного.

5

Систематизация знаний, умений по разделам «Фонетика, графика, орфоэпия», «Морфология и орфография», «Словообразование и орфография».

                                                                   Тематическое планирование

Раздел

Колич. часов

Развитие речи

Контрольные работы

1

Синтаксис и пунктуация.О языке

29

3

3

2

Публицистический стиль речи

6

1

3

Официально- деловой стиль речи

3

2

4

Язык художественной литературы

6

2

2

5

Сложное предложение

14

2

1

6

Разговорная речь

1

7

Речевое общение. Культура речи

2

2

8

Повторение

6

1

Всего

68

11

8

Перечень контрольных работ по разделам

п/п

Раздел

К/р и  Пр/р

Р/р

1.

О языке.

№ 1. Диагностическая работа.

2.

Синтаксис и пунктуация.

№ 2. Контрольная тестовая работа по теме «Главные члены предложения».

№ 3.  Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

№ 4. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

3.

Речь. Функциональные стили речи.

4.

Публицистический стиль речи.

 Сочинение в жанре проблемного очерка

5.

Художественный стиль речи.

№ 5. Практическая работа. Анализ художественных текстов поэтов Дона

6.

Разговорный стиль речи.

7.

Сложное предложение.

№ 6. Проверочная работа по теме «Пунктуация в сложносочиненном предложении».

№ 7.  Контрольная работа  по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях».

8.

Повторение изученного.

№8. Контрольная работа по типу ЕГЭ

Изменения, внесённые автором Рабочей программы

В  поурочное планирование внесены следующие изменения: 

  • контрольные и зачетные работы проводятся  в  формате ЕГЭ,  
  • темы изучаются  тематическими блоками с последующими тренировками
  • при помощи интерактивных тренажеров, тестов в формате ЕГЭ.  

Вступительные и итоговые испытания (аттестация) по русскому языку в формате  ЕГЭ  требуют от учителя разнообразия форм контроля за учебной деятельностью учащихся, а также разнообразия домашних заданий.  В 10 –11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человекаспособного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Уроки русского языка в  11 классах предоставляют огромную возможность для реализации  регионального компонента.  Это  осуществляется путем использования текстов донских авторов при изучении, закреплении или повторении темы, а также как материал для практических, самостоятельных и  контрольных работ.

  В календарно-тематическом планировании указано примерное домашнее задание, которое может быть скорректировано в зависимости от степени усвоения учебного материала, индивидуальной подготовки обучающихся и климатических условий.

4.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Кол-во часов

                                   Раздел (количество часов)

Тема урока, контрольных работ, уроков развития речи

Основные виды и формы учебной деятельности  учащихся

Примерное домашнее задание

план

факт

                                                    Раздел 1. Синтаксис и пунктуация – 23 ч – 3 ч К.Р. – 3 ч. Р.Р.            

1-2

2

Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения

Фронтальная,индивидуальная;

монолог на лингвистическую тему .Выполнение тренировочных упражнений

Упр.208

3-4

2

 Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим

Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ

Упр.209

5

1

Именительный и творительный падежи в сказуемом.

Фронтальная, групповая;

 текст- рассуждение Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам

Упр.213

6

1

Диагностическая контрольная работа по изученному в 10 классе материалу. Тест

Индивидуальные;

формулировка основной мысли текста

Упр.224

7

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Работа над ошибками.

Фронтальная, индивидуальная;

 письменный ответ на вопрос «В чем проявляется богатство русского языка?»

Упр.228

                                                                                   

8

1

Р.р. Подготовка к сочинению –рецензии по публицистическому тексту.

Фронтальная,индивидуальная; комплексный анализ текста, конструирование

предложений

Упр.230

9

1

Р.р. Подготовка к сочинению –рецензии по публицистическому тексту.

Индивидуальная;

формулирование вопросов по содержанию текста

Упр.10-25

10

1

Р.р.  Написание сочинения – рецензии по тексту

Индивидуальная;

формулирование вопросов по содержанию текста

Упр.10-25

11

1

Управление при словах, близких по значению.

Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор

Т.1

12

1

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа

Т.2

13

1

Знаки препинания при однородных членах предложения

  Фронтальная, индивидуальная, групповая;

создание памятки «Как начать текст» Тренировочные упражнения по материалам КИМов

Упр.214

14,15

2

Однородные и неоднородные определения

Фронтальная, индивидуальная, групповая;

конструирование предложений Тренировочные упражнения, анализ предложений.

Упр.235

16

1

Контрольная работа  по материалам текстов ЕГЭ

индивидуальная;

комплексный анализ текста, тестирование

П.6

.упр.227

17

1

Работа над ошибками

Тренировочные упражнения, анализ предложений.

Упр.278

18,19

2

Обособленные определения

Индивидуальная Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ

Упр.278-317

20

1

Синонимия простых предложений  с обособленными определениями с придаточными определительными

Фронтальная, индивидуальная;

 конструирование предложений, составление текста

Упр.242

21

1

Приложения и их обособление

Индивидуальная. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений

Упр.246

22

1

Обособление обстоятельств.

Индивидуальная. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений

В.4,а,в

                                                                     

23

1

Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения

Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице.

В.3-5,а-6

24,25

2

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях

Фронтальная, индивидуальная;

монолог на лингвистическую тему Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений

В.4-9,а-21

26,27

1

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи.

Фронтальная, индивидуальная;

развернутый ответ на вопрос Выполнение заданий предложенной проверочной работы

В.13-21,а-22

.

28

1

Контрольная работа по материалам ЕГЭ  за 1 полугодие

самостоятельная

В.9-15,а-22

29

Работа над ошибками

Выполнение заданий предложенной проверочной работы

В.9-15,а-22

                                                                    Раздел 2.       Публицистический стиль – 6 ч

30

1

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности.

Фронтальная,индивидуальная;

Анализтекста.Лингвистический анализ языковых явлений и  текстовразличныхфункциональных стилей и разновидностей языка;

В.18-28,а-22

31

1

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности

Взаиморецензирование.

В.1-6,а-23

32

1

Жанры публицистического стиля. Эссе.

Фронтальная, индивидуальная;

анализ текста

В.7-12,а-23

33

1

Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

В.6-16,а-23

34

1

Устное выступление. Доклад.

Фронтальная, индивидуальная, групповая;

 творческий диктант

В.17-25,а-21-29

35

1

Дискуссия. Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса»

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуник. задач;

В.17-25,а-21-29

1

                                                                                Раздел 3.  Официально- деловой стиль речи-1 ч -2ч Р.Р.

36

1

Признаки официально-делового стиля

Индивидуальная Выступления учащихся по теме

В.27-29

37

1

Р.р.Подготовка к изложению публицистического стиля с элементами сочинения.

Сообщения учащихся о Д.С. Лихачеве 

38

1

Р.р.Написание изложения публицистического стиля с элементами сочинения.

самостоятельная

В.27

       

Раздел 4.  Язык художественной литературы -4 ч- 2 ч Р.Р.

39

1

Общая характеристика художественного стиля

Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений

В.10-15

В1-в8

1

40,41

2

Виды тропов и стилистических фигур

Фронтальная, индивидуальная, групповая;

 объяснительный диктант Анализ текстов, выявление их стилистических особенностей тренировочные упражнения

В.16-20

В.17-21

42

1

Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

Фронтальная, групповая, индивидуальная;

анализ текста

В.10-20

43,44

1

Пробный экзамен по материалам ЕГЭ по русскому языку

самостоятельная

Сборник ЕГЭ

45

1

Работа над ошибками, допущенными на пробном экзамене

Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений

Сборник ЕГЭ

                                                                      Раздел 5. Сложное предложение -11 ч-1ч К.Р.

46

1

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

Фронтальная, индивидуальная;  анализ словосочетаний

В.30,а-24

47

1

Пунктуация в ССП.

Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений

В.27,а-24

48

1

Пунктуация в предложениях с союзом и.

Фронтальная, индивидуальная;

 анализ предложений

В.23-27,а-24

49

1

Контрольная работа по материалам ЕГЭ

Практическая проверочная работа, выполнение заданий КИМов

Сборник ЕГЭ

                                                             

50

1

Работа над ошибками

Фронтальная, индивидуальная Анализ предложений, тренировочные упражнения

В.23,а,в

51

1

Основные группы СПП. СПП с придаточными изъяснительными

Фронтальная,индивидуальная;анализ текста

В.21,а,в

52

1

СПП с придаточными определительными

Фронтальная, индивидуальная;

анализ текста Синтаксический разбор предложений

В.15-25,в-6

53

1

СПП с придаточными обстоятельственными

Фронтальная, групповая;

конструирование предложений Материал учебника, выполнение тренировочных упражнений

В.5-10,а-25,26

54

1

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Фронтальная, индивидуальная;

анализ текста Беседа по вопросам, анализ предложений,

В.15-25,а-24

55

1

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Фронтальная, индивидуальная;

объяснительный диктант

В.11,С

56

1

Р.р. Подготовка к изложению по тексту художественного стиля.

Материал учебника, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа, самостоятельная работа

В.12,С

57

1

Р.р.Написание  изложения  по тексту художественного стиля.

Индивидуальная

В.12,С

58

1

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.

Индивидуальная, фронтальная

В.13,С

                                              Раздел 6.   Разговорная   речь - 1ч

59

1

Урок – семинар. Разговорный стиль речи.

Индивидуальная, фронтальная Выступления учащихся (реализация домашнего задания).

В.15,С

                                                     Раздел 7.     Речевое общение. Культура речи -1ч – 1 ч Р.Р.

 

60

1

Р. Р. Подготовка к  сочинению – рецензии  по публицистическому тексту                                                                          

Материал учебника, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа, самостоятельная работа

В.16,С

61

1

Р. Р. Написание сочинения – рецензии  по публицистическому тексту

Индивидуальная

В.16,С

62

1

Основные виды языковых норм

Фронтальная, индивидуальная

В.15-30,А1-3

                                                                     Раздел 8.  Повторение-5 ч – 1 К.Р.

63

1

Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ

Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа

В.15-30,а-6,9,10

64

1

Повторение. Морфология и орфография. Анализ контрольных работ .

Фронтальная, индивидуальная;

пунктуационный разбор текста

В.15-30,а-1,2

65,66

2

Повторение. Словообразование и орфография.

Фронтальная, индивидуальная;

пунктуационный разбор текста

В.15-30,В,3,4

67

1

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

индивидуальная;

Практическая проверочная работа, выполнение заданий КИМов

Сборник ЕГЭ

68

1

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Фронтальная. групповая;

комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм

Сборник ЕГЭ


5. Приложения к Рабочей программе

                                                                                           Система оценки уровня подготовки обучающихся

 Системе оценивания:

1. Критерии оценивания.

 Предполагаются следующие формы контроля:  диктант, устный зачет, доклад, сочинение, изложение с творческим заданием, тестовые контрольные работы.

Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по русскому языку, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)

Оценка устных ответов учащихся по русскому языку осуществляется в соответствии с критериями выставления оценок, определенными методическим письмом Минобразования России.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание теоретических понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе текстов, предложений, отдельных слов
  • умение проводить комплексный анализ текста, аргументированно и логично строить ответы, приводить примеры;

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценивание сочинений и изложений.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.  Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Контрольно-измерительные материалы

№ 1. Диагностическая работа.

1. Выберите неверное лексическое сочетание слов:              

  А)комфортабельные квартиры

  Б) комфортабельная ситуация

  В)комфортабельный спортивный зал

  Г) комфортабельный автомобиль

2.  Выберите неверное лексическое сочетание слов  :

А) гуманные профессии

 Б) гуманное отношение

В) гуманная сфера

Г) гуманные законы

3.  Выберите неверное лексическое сочетание слов:

А) глиняный сланец

Б) глиняная чашка

В) глиняные черепки

 Г) глиняный очаг            

4. Укажите значение  подчеркнутого в предложении   слова:

Язык является средством общения, если все его элементы способствуют наиболее быстрой и легкой  коммуникации.

А) покладистый, уживчивый

 Б)  беззаботный, беспечный  

В) понятный, не представляющий трудности

Г) легкомысленный

5.  Укажите значение  подчеркнутого в предложении   слова:  

Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, извести или глины и воды.  

А) находиться в употреблении

 Б) держать себя определенным образом

В) вращаться, двигаться по кругу  

Г) пользоваться чем-либо, применять

6. Укажите значение  подчеркнутого в предложении   слова :

Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели.

  А) условие

  Б) талант

  В) умение

  Г) причина

7. В каком предложении употребляется фразеологизм:

А) Как и все остальные, я тоже не знал никого из списка, но имена неотвратимо притягивали к себе.  

Б) Да мало ли этих «если» на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске!

В) Это дело чести…

Г) А я все смотрел на цементный конус, еще раз перечитывая фамилии.

8.   Определите изобразительно-выразительные средства языка (лексические и синтаксические):

(поставьте номера художественных средств рядом с предложениями)

А)   Да! Да! Это – Москва! – захваченно произнес Антон.  ________

Б) Он зажмурился, тихо сел.  На каменные обломки, завалившие паперть. ________

В)  «червонно-золотые купола», «разящее воспоминание» ________

Г) «воспоминание колыхнулось», «река горела»___________

Контрольная тестовая работа по теме «Главные члены предложения».

  1. Какое утверждение является неверным?
  1. Подлежащее – самый главный член предложения.
  2. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
  3. Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
  4. Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного.
  1. В каком предложении подлежащее выделено неверно?
  1. Семеро одного не ждут.
  2. После экзамена прошло три дня.
  3. Небосвод дышал безжалостным жаром.
  4. Топорщились густым зелёным луком две маленькие грядки.
  1. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
  1. Весь дом пришёл в движение.
  2. Никто не обращал внимания на мальчика в бурой дублёнке и лопоухой шапке.
  3. Рассказывать мальчикам было нечего.
  4. Другая важная проблема – работа автоматики.
  1. В каком предложении сказуемое выражено формой условного наклонения?
  1. Наклонилось к речке дерево.
  2. Я с удовольствием посмотрел бы этот фильм.
  3. Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.
  4. Открой мне свою правду.
  1. В каком предложении подлежащее выделено неверно?
  1. Двое ребятишек лет пяти носились вокруг стоящего в центре круглого стола.
  2. Кто позвонил вам?
  3. А на берегу вовсю льёт дождь и стучит по кожаному крову шатра.
  4. Ужо – устаревшее наречие.
  1. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
  1. Снова что-то зашумело в лесу.
  2. Эта новая неудача меня обескуражила.
  3. Через несколько минут среди пустой снежной равнины появилось несколько сот человек.
  4. Отчего ты такая, земля моя дорогая?
  1. В каком предложении сказуемое выражено формой настоящего времени?
  1. На этом месте Пётр будет строить новый город.
  2. Машина бесшумно выкатилась из ворот.
  3. Налетает порывами тёплый ветер.
  4. Юноша обладал феноменальной памятью.

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

Тест № 1

1.1. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой.

1) 1, 2, 3; 
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.2. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Я поскакал (1) сломя голову (2) и застал отца в живых (3) но уже при последнем издыхании.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 2, 3;
4) 3.

1.3. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мы вместе с Гагиным переправлялись через Рейн (1) и (2) проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны (3) присели на скамью.

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.4. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Плюшкин (1) севши в кресло (2) и (3) взявши в руки перо (4) долго еще ворочал на все стороны четверку.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 4;
4) 2.

1.5. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом (1) и красным сердцем на груди (2) пронзенным мечами (3) выглядывала из ветвей.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 1;
4) 2, 3.

1.6. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мать его (1) сухая старушка с черными глазами и букольками (2) щурилась (3) вглядываясь в сына (4) и слегка улыбалась тонкими губами.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 2;
4) 3, 4.

1.7. В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Воротясь домой она тотчас ушла к себе в комнату.
2) Будучи по природе своей любознательным Паша никогда не проходил мимо чего-то необычного.
3) Сочиняя свою первую оперу композитор Пери подражал спектаклям древнегреческого театра.
4) Ты когда-нибудь увидишь машущего палочкой и не заглядывающего в ноты дирижера.

1.8. В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Нависшая над высокими вершинами тополей туча уже сыпала дождиком.
2) На Ветлугой спустились синие сумерки теплые и тихие.
3) Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились возле фонарей.
4) На небе задумчиво замерли легкие облака еще розовые от заката.

Контрольная работа по синтаксису и пунктуации

Вариант  1

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Его не страшили нехоженые тропы ( ) и не пугала встреча с дикими животными.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед  союзом И запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2.  Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго терпеливо учил его основам писательского мастерства.

3) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актёры и художники.

4) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты

2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты

3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота

4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота

4.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поет.

1) 1,2,4        2) 1                   3)1,2                   4)1,2,3,4

5 Укажите предложение, в котором нет тире. (Знаки препинания расставлены частично.)        

1) Все вещи диваны, столы и стулья были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом.

2) Так впервые я убедился в том, что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи тем самым выразить своё время и свой народ,

3) Почему я не замечал этот родной пейзаж раньше? спрашивал я себя.

4) Я бродил в своих воспоминаниях по лесам, потом по берегам Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?      

По Каме около устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первых двух частях.

3) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущих частях.

4) Третья часть сложного предложения указывает на основе, причину того, о чем говорится в предыдущих частях.

7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Поля (1) вдоль которых мы проезжали (2) когда возвращались домой (3) уже покрылись изумрудной зеленью.

1) 1,2,3        2)2                     3)2.3                     4) 1,2

8. В какой варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В одном из своих писем Куприн писал о том (I) что (2) когда он вышел из полка (3) самое тяжёлое было то (4) что у него не было никаких знаний — ни научных, ни житейских.

1) 1,2,3,4        2) 1,3,4                 3) 1,4                4) 1,2,4

9. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.

2) Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.        

3) Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.

4) Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.

10.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3) в музеях хранится множество уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

11.  Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

Калеча кр..соту пр..роды мы и себя самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей жизни мы бы может многого горя изб..жали.

Сколько как п..думаешь тв..рит..ся на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?

Всё в этом мире теснейше взаимосвяза..о обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш.. свою бе..смертную душу...

(По В. Ткаченко)

№ 5. Практическая работа. Анализ художественных текстов поэтов Дона

  1)Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и неладно, справно и несправно. 2) Вот… напарник по спецшколе…Федя Лебеда, жил справно и ни  разу не то что ранен, но даже не поцарапан. 3) На пригородном участке у него дача почти в два этажа, да вся в резьбах, каминчик даже есть, в керамическом ободке, и керамика цветом, формой и колером напоминает ту же, каковою безвкусно, зато дорого облицовано здание областного управления внутренних дел. 4) На даче Феди Лебеды много музыки, цветной телевизор, машинёнка, хоть и «Запорожец», но всё же своя – всё, как у добрых людей, и всё не уворовано, не унесено, всё на бедную милицейскую зарплату приобретено. 5) «Жить надо уметь!» - заявляет с вызовом Тамарка, жена Феди Лебеды, работающая официанткой в ресторане «Север». 6) Хорошо хоть, увлечённая собой, искусством и чтением… Лерка [жена] не внимала этому лозунгу. 7) Ну, не то чтоб совсем не внимала, просто не придавала того первостепенного значения ему, как та бедная женщина, которую Сошнин видел года три назад в электричке… 8) Женщина сидела против него и почти всю дорогу плакала…

        9) «Простите, - сказала женщина, перехватив взгляд Сошнина, и, немножко поправив волосы и себя, добавила: - 10) Мужа я погубила. 11) Хорошего человека…» 12) И снова захлебнулась слезами. 13) Но  ей хотелось выговориться, и она рассказала, в общем-то, очень простую историю, до того простую, что хоть вой в голос от её простоты.

       14) Жили да были муж с женой. 15) Скромные советские служащие, со скромной зарплатой, скромными возможностями. 16) Много работали, любили друг друга… 17) Народились дети… 18) Хорошо было им: росли дети, время катилось незаметно в трудах и заботах. 19) Но вот она стала замечать во дворе машины, за городом дачи, в квартирах друзей и знакомых ковры, хрусталь, магнитофоны, модную одежду, красивую мебель…

        20) И ей тоже захотелось всего этого, и стала она подбивать мужа перейти на другую, более добычливую должность. 21) Он упёрся. 22) Она его разводом стращать, разлукой с детьми. 23) Перешёл муж на добычливое место и хоп – приносит домой денег сверх зарплаты, аж на цветной телевизор! 24) Во второй раз принёс денег на целый ковёр, а в третий раз…домой не вернулся. 25) И ждать его теперь придётся пять лет…

        26) Вот была у него в колонии, на первом свидании, привезла первую передачу. 27) «Смотри, смотри на мужа-преступника! 28) Любуйся! 29) Ты этого хотела!..» - 30) «Я на колени перед ним, руки и ноги его целовала, он от меня отвернулся, ни на что не реагирует, не плачет. 31) Передачу не взял. 32) Велел год хотя бы не показываться на глаза. 33) Напоследок только и сказал, что детей ему жалко…»  

        34) Да-а, жизнь разнообразна, и жить в ней можно разнообразно.

                                                                                                                 (В. Астафьев)

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения

по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 классы)

Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку для 5-9 классов, авторской программы Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и федерального государственного образовательн...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс

Программа разработана на основе:   Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций           (10-11 классы) / авт.сост. А.И....

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса основного общего образования (базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программапо русскому языкудля 10 классаосновного общего образования(базовый уровень) 2019 – 2020 учебный год...